|
Ответы на
вопросы и письма родителей. Разработка и апробация этой системы продолжалась в течение почти сорока лет, и полученные результаты, как оказалось, намного перекрывают почти все когда - либо полученные достижения педагогов и воспитателей. Некоторое представление о то, что может дать родителям и педагогам владение системой МИР дает таблица 1, на основании многолетних наблюдений и литературных данных. Таблица 1. Наиболее высокие результаты массовых методик развития детей (Таблица еще не завершена) В таблице приняты следующие обозначения: “(***)” - выявлен вред для интеллектуального развития; не рекомендуется. “*” - обычные результаты; “-” - нет данных. Страна и авторы методов Показатели развития Россия Германия США
Япония Офиц. Начинают ползать ( 1
мес.)***; 1
мес; *;
4 мес Следует сказать, что возможности системы МИР настолько выходят за рамки общепринятых представлений, что большинство специалистов просто не готово к восприятию “рекордов” развития человека. Однако, эти результаты, как мы считаем, представляют собой самые естественные, обыкновенные показатели нормального развития в системе отсчета МИР.
Трагикомизм положения традиционных педагогов, их беспомощность заключается в
том, что они опираются на выводы психофизиологов, которые, в свою очередь,
никогда не занимались педагогикой раннего развития ... Как мы убедились, общаясь
с представителями официальной науки и тем более педагогики, они совершенно
невосприимчивы к тому, что известно современным нормальным, неравнодушным
родителям, пробующим различные новые методы. Одной из главных проблем, которую позволяет преодолеть система МИР, является разрыв между школой и семьей, противоречие между целями и задачами родителей, с одной стороны, и педагогами, или “педагогическим сообществом”, с другой. Ясной и
понятной целью родителей является дать ребенку максимально возможный высокий
уровень образования за минимальное время и минимум затрат.
Однако, "родительское сообщество" вобщем, понимает, что само по - себе
"педагогическое сообщество", если брать его в целом, пока, к сожалению,
объективно заинтересовано в обратном. Оно стремится максимально увеличить сроки
обучения, чтобы обеспечить занятость педагогов и гарантированное выделение
бюджетных средств. Это характерно и для "официальных" педагогов и России, и для
США, и объяснимо банальными экономическими мотивами. Платное образование во
много раз усугубляет негативные процессы - доступ к образованию получают почти
исключительно богатые. Предполагается, что регулятором качества
образования будет свободный рынок образовательных услуг. Но переход к рыночной
конкуренции возможен только при соответствующей, достаточной подготовке
педагогов, с одной стороны, и наличии свободных средств у населения, с другой.
Ни того, ни другого в настоящее время не наблюдается, хотя и сделаны необходимые
шаги в этом направлении. Я имею в виду прогресс законодательства. Вместе с
тем, все финансирование идет на устаревшие, традиционные методы: прогрессивные
технологии (Никитин, Зайцев, Щетинин, Шаталов, МИР, Доман и др.) абсолютно не
финансируются, более того, вызывают у традиционных педагогов бурю негодования и
раздражения. Вот у кого проявляется колоссальный отрицательный потенциал! И ведь
эти специалисты вот уже десятилетия пытаются воспитывать детей. Итоги
воспитания методами традиционной педагогики все мы наблюдаем. Как они учили - то
и получили. 3. Почему в газетах и журналах мало пишут про новые методы развития детей? Еще одну причину я обнаружил в неожиданном месте ... в редакциях журналов и газет. Причем это не просто невежественное состояние, это воинственная позиция. Например, некто Р., редактор солидного педагогического журнала в "Семья и школа" письменной форме мне ответил: что стране не нужно много развитых и талантливых детей. Как - нибудь я помещу этот ответ-свидетельство в общественном суде над недобросовестными педагогами, если родители организуют когда - нибудь такие показательные слушания ... В
“Учительской газете” сосредоточились журналисты, которые эмоционально -
агрессивно относятся ко всему новому, вернее к лучшему в педагогике. Еще точнее,
все новое там воспринимают как нанесение им обиды, поэтому безжалостно и с каким
- то садизмом кромсают материал, уничтожая главное, словно многотонным катком
приглаживая все самое существенное и важное. В редакции “Дошкольное образование”, например, в 1995 году мне было заявлено: “Вот если бы вы были японец, мы бы может быть, и опубликовали ваши новшества в разделе дискуссий” и ... опубликовали общего характера материал М. Ибуки ... По разным причинам редакции СМИ до сих пор занимаются отъявленной цензурой материалов по воспитанию и оставляют население в потемках, губят, простите, целые поколения.
Можно представить, какому неправильному отношению населения к своим детям может
научить обладающая гигантской властью, но невежественная во всех сложных
вопросах психологии и педагогики, журналистская, пишущая, братия. А ведь
теоретическая физика по сравнению с педагогикой или психологией - это почти что
семечки. В системе МИР принимаются во внимание только цели родителей, как единственного законного заказчика воспитательных и педагогических услуг. Никаких уступок так называемым "традиционным представлениям" не делается: если эти представления губят способности детей, то об этом говорится прямо. Педагоги - новаторы, Б. Никитин, Н. Зайцев, В. Шаталов и другие, не могут без боли и без возмущения говорить о традиционных методах, потому что эти методы - откровенный, беззастенчивый простите, геноцид талантов и гениев в России. Они об этом заявили более четверти века тому назад. За это на их долю свалились все мыслимые репрессии и гонения, благо только, что были уже не так называемые сталинские времена, и они остались живы. Так что нынешние родители могут быть благодарны судьбе, что могут познакомиться с трудами педагогов - новаторов (список книг педагогов - новаторов см. в Библиотеке) 4. Как используются педагогические методы? Если говорить о большинстве педагогических рекомендаций, то они носят затратный характер и не пригодны для нормального и свободного развития ребенка, поскольку они отбирались по критериям увеличения времени и затрат на обучение. Эти методы служат целям организации учебного процесса, и часто к целям родителей не имеют никакого отношения. Об этом написаны тонны специальной литературы и научных трудов. Ежегодно защищаются десятки тысяч диссертаций, и почти в каждой имеется суровая критика традиционных методов. Но кто видел эту критику? Она пылится в архивах, до общественности не доходит, потому что вступает противоречие с официальной, "затратной" доктриной образования. В системе МИР произведен тщательный отбор педагогических методов, подходов и выбраны самые эффективные методы и приемы. Не беда, что их немного - зачем загромождать лишним и без того ограниченное время родителей? Только методов и приемов педагогического воздействия насчитывается более пятисот, и можно предложить еще больше. Однако, эти методы разрабатывались исключительно для нужд педагогов, для целей организации поурочного процесса, и реализуемой сегодня повсеместно объяснительно - иллюстративной системы обучения. Резервы этой системы чрезвычайно ограничены и полностью исчерпаны. Методы педагогического воздействия - включают конкретные способы и приемы общения педагога с учащимся или группой учащихся. Наиболее часто применяемые методы этого типа, так сказать, активный арсенал этих методов в традиционной педагогике чрезвычайно ограничен: выставление оценок, замечания в дневник, воспитательные беседы, вызов родителей в школу ... Слава богу, сейчас у директоров имеются возможности расширять арсенал методических приемов, но как правило, рано или поздно к "инновационным школам" формируется пристрастное отношение со стороны бдительных чиновников. Директора школ вынуждены сворачивать бурную или серьезную инновационную деятельность - она не в русле, повторяю, официальной доктрины. Поэтому, родителям нужно дома что - то делать, спасать таланты своих детей. Именно для этого создается система МИР. 5. Используются ли в системе МИР психологические методы? На сегодня эти методы сложны не только для родителей, но и для педагогов, и сегодня все больше распространяется мнение, что каждой школе должна быть психологическая служба, что приведет к удорожанию образования. Вместе с тем, руководители образования справедливо недоумевают: ведь педагоги получают, казалось бы, достаточный объем педагогических знаний для использования их в школе. Многие специалисты считают, что психологические методы едва ли используются в школе на 5 - 10 процентов от необходимого объема. В чем же дело? На мой взгляд, большинство школьных проблем возникают вследствие несоответствия принятого варианта школьной формы обучения природе и состоянию ребенка, учащегося. Сами педагоги указывают, что для детей более предпочтительна игровая форма проведения занятий. В частности, это нашло отражение в Концепции образования, опубликованной в 1989 году (см. в кн.: “Дошкольное образование в России. Сб. действующих нормативно - правовых док. и научно - методич. материалов. М.: Изд-во “АСТ”, 1997. с. 8.). Однако, на деле, ничего для внедрения игровых форм обучения в школе, не сделано. Примечание, 31 мая 1999 г. : Интересно, что в последние два года ситуация резко изменилась. Вчера я просмотрел архив "Няни": оказалось, в каждом номере в разных статьях по несколько раз, часто слово в слово приводятся многочисленные игры, взятые из моих книг 1995 - 1998 года, без каких либо ссылок. Очень прошу родителей, обратиться к редакторам журнала: пусть опубликуют те "простыни" материалов, которые я отправлял им по факсу и порекомендуют своим авторам упоминать источники. Я неоднократно выступал по ТВ, все мои методики и игры зарегистрированы, в том числе в РАО. Родители могут пользоваться описаниями игр сколько угодно, а писателям, педагогам и психологам, приводить их без письменного разрешения, в крайнем случае и тем более без ссылок, как требует закон, нельзя, и не потому, что кто - то намеревается требовать оплаты, а потому, что сплошь искажается суть приемов и методов - ведь МИР - это весьма строгая СИСТЕМА, там все делается с прицелом на последующие годы и социальную адаптацию ребенка. Но, все - таки, спасибо "Няне", что этот замечательный журнал сделал доступными родителям многие прогрессивные рекомендации отечественных воспитателей! В системе МИР большинство трудностей психологического порядка преодолевается широким использованием игровой формы обучения. Это позволяет не вдаваться в сложные психологические теории и методы: игровая форма - это и есть учет многих законов психологии. Исключение могут составить действительно редкие случаи. В рекомендуемых мною играх и программах использованы практически все самые эффективные рекомендации психологов, выводы и следствия наиболее важных разделов и теорий. Поэтому, при использовании предложенных интегрированных программ и методов, пособий и игр психолог может не потребоваться. Короче говоря, я бы советовал помнить, что развитый интеллект ребенка - лучшее лекарство от многих стрессов. 6. Какие другие методы использованы в системе МИР? Кроме упомянутых, в число наиболее эффективных методов входит широкий спектр методов внушения (суггестивные методы) и методы биоэнергетического воздействия. Все эти методы так или иначе входят в арсенал часто неосознаваемых приемов родителей, и именно через родителей эти возможности задействуются в процессе игровых действий. Я их специально не выделяю - только по специальному желанию родителей. Нельзя не упомянуть о методах социально - психологического воздействия, которые начинают играть все более усиливающуюся роль с момента начала общения ребенка со сверстниками. Поскольку все игры носят коллективный, коммуникативный характер, то упомянутые методы используются в полной мере. Следует добавить, что при использовании всех видов воздействия желательно учитывать данные астропсихологии - в этом может убедиться каждый родитель или педагог, если познакомится хотя бы с описаниями астрологических типов личности в соответствии со знаками Зодиака. Часто даже хорошее владение различными методами воздействия или воспитания оказывается бесполезным, если не учитываются элементарные сведения об астропсихологическом типе ребенка. По моему мнению, при всей условности и приближенности характеристик они в 80% случаев оказываются полезными, что для гуманитарных наук является потрясающей, почти сверхъестественной точностью. 7. Используются ли методы “родительской педагогики”? Эти методы обладают значительно более мощными возможностями, чем отдельно взятые педагогические и иные. Как правило, они представляют собой неосознанные системы, в которых, на самом деле сочетаются эффективные методы воздействия. Остается только удивляться, почему педагогическая наука многие столетия не идет по пути изучения, обобщения и использования родительского опыта. Если судить об эффективности, то в этом отношении родительские методы воспитания стоят намного выше, чем педагогические, и это многократно подтверждено в истории развития человечества (см. “Как развивать детей одаренными?”, с.49-56). Традиционная “официальная” педагогика необоснованно отгораживается от предмета “родительской педагогики”. Это - одна из причин, почему ей не удается повысить эффективность системы образования. Можно было бы сказать, что образовательная система на базе МИР осуществляет это, с одной стороны, за счет активного просвещения родителей и, с другой стороны, модернизации чисто педагогических методов развития и воспитания элементами родительских способов и приемов. 8. Что такое методики системы МИР и каковы их особенности? В программах МИР все перечисленные группы методов реализуются путем интегрирования в виде специальных развивающих игр и их модификаций, уровней и подуровней. Далее приводятся фрагменты материалов для начальной подготовки родителей и профессионалов. 9. Какими должны быть игровые программы? (Общие требования к программам МИР) Центральное место в каждой методике МИР занимают описания порядка или алгоритмы действий родителей, педагогов и детей. Эти описания в педагогике принято называть “программами”. В системе МИР программы представляются в виде составной части правил игр. Для
родителей важно, чтобы развивающие и обучающие программы были информационно -
прозрачны, нормальны, например, понятны и просты как список еженедельных покупок
продуктов. Для целей нормализации и последующей оптимизации Программы нужно взять за основу следующие соображения. 1. Необходимо и родителям и педагогам предоставить общий перечень целей и показателей развития ребенка, и конечно, создать единую базу задач, которая должна быть сквозной, от 0 до 17-18. Только имея такую общую, и выраженную на едином языке, базу задач и целей, можно показать, как путем интегрированных игр, можно уменьшить количество, как самих задач, так и количество методических приемов, игр и занятий... Иными словами, следует поставить задачу сокращения времени на, развитие, обучение и образование. 2. Следует также составить понятный перечень всех приемов, методов развития, воспитания и образования, то есть, структурировать методическую часть программ. Когда приемы и методы воспитания тоже превратятся в единую методическую базу (или: базу методик), тогда можно будет выделить те методические элементы, которые “покрывают” смежные, малозначительные. Таким образом будет достигнута оптимизация методов развития - обучения - воспитания - образования. 3. Естественно, нужно предложить понятные и доступные всем приемы интегрирования, объединения процессов развития, обучения и образования, так как разделение этих видов педагогической деятельности не всегда оправдано и является причиной удорожания образования. 4. Необходимо выделить систему показателей и возможностей ребенка, так как это - главный общий знаменатель. 5. Создание системы достигаемых показателей позволит договориться о критериях этой новой, единой системы методов развития - обучения - воспитания - образования, которую мы называем "фундаментальным образованием". Здесь нужно подобрать специальные общедоступные тесты. Собственно, нужно, чтобы методическая база давала в качестве результата в конце каждого периода развития все необходимые показатели. Анализ этих показателей и будет служить основанием для применения последующих уровней игр и т.д. 10. Почему, несмотря на очевидную необходимость системы МИР, у родителей встречаются противоречивые мнения? Я верю,
что родители, применив хоть "что - то" из системы МИР, подарят своим детям
"одаренность". Но приходится высказываться и по так называемым
отрицательным отзывам, нападкам. Речь даже не идет о каком либо подобии научной
критики: не нравится, и все тут. Например, в прошлом веке из-за подобного
"огульного отрицания" погибли миллионы рожениц, молодых матерей: доказано,
сто "традиционные специалисты - врачи" в течение почти сорока лет отрицали
рекомендации Земмельвейса ... мыть получше руки, с хлоркой. Сейчас речь идет о
том, что некоторые "специалисты" сознательно губят таланты у детей тех
родителей, кого они отговаривают учитывать рекомендации "системы МИР". 3) По
нашей статистике, примерно 2 человека из ста предпринимает попытку шантажа или
"компьютерного", или точнее, "интернет терроризма". Как это выглядит? Несколько
раз созваниваются. уговаривают помочь, приехать, проконсультировать и сделать
копии материалов, составляя длинный список. Мы выделяем человека, и он полдня
занимается этой работой. Получив и скопировав материалы, эти "террористы"
звонят и хотят получить обратно деньги за выполненную работу. угрожают что, мол,
будут заниматься антирекламой в интернете, дескать являются активными
участниками телеконференций, клубов и прочего. Естественно, мы прекращаем с
такими "террористами" общаться. Приглашаем партнеров для создания филиалов, Центров МИР |
|
|