|
|
Читать - раньше, чем ходить
Интервью журналу "Мой ребенок" На вопросы читателей отвечает П.В. Тюленев, автор книг: "Читать - раньше, чем ходить", «Считать – раньше, чем ходить», «Знать ноты – раньше, чем ходить» и других. - Сегодня
многие родители пытаются научить ребенка как можно раньше читать. Можно ли это
делать? Не вредно ли для здоровья ребенка? Что говорит ваш личный опыт? Как
нужно к этому правильно подходить родителям? Примечание: Родителям необходимо знать, что от такого развития событий не застрахован никто. В этом санатории лежали по многу лет, иногда более десяти лет и других случаев полного излечения в те годы, кроме моего, я не знаю, хотя они, возможно и имели место. В те годы не было мощных антибиотиков, а теперь, я думаю, это уже не является проблемой, хотя, по моим наблюдениям, артрозы и артриты, так же как язвенная болезнь, имеют бактериальное происхождение и должны лечиться в самом начале антибиотиками и полностью. Однако, как и в случае с язвенной болезнью, врачи столетиями не признают очевидных фактов бактериальной природы этих заболеваний и в этом основная причина страданий миллионов людей от них. Обучать чтению - но не ходить. Там меня лежачего и закованного в гипс, начали обучать чтению в возрасте пяти - шести лет, но к окончанию четверти, мама, обнаружив это, запретила педагогам продолжать, думая что такое раннее обучение вредно. До сих пор помню её испуганное и серьезное, решительное лицо, когда она увидела, что я обучаюсь чтению. Мое же огорчение от запрета трудно было бы описать: впечатление было такое, что у меня отобрали любимую игрушку. Я плакал долго, много дней и только в январе увлекся лепкой из пластилина: вылепил себе целый лес, населенный птицами и животными. Энциклопедию животных - в два года. Мой дед, Филипп Осипович, напротив, с возраста двух-трех лет ежедневно, с утра, давал мне "читать", просматривать самое ценное сокровище из своей библиотеки: книгу Брэма с цветными картинками. Свидетельствую, что это было не только не вредно, но и представлялось для меня, ребенка, самым увлекательным занятием. Очень запомнилось и участие отца в этих занятиях с книгой - он иногда приезжал в село из города проведать меня и помочь по хозяйству. Сколько себя помню, главной проблемой деревни было вскопать вручную огромные грядки, тянувшиеся едва ли не сотню метров. Конечно, надо было также и пропалывать огороды, и убирать урожай. Заниматься вокалом - раньше, чем говорить. Но в раннем возрасте отец участвовал в занятиях, которые организовал мой дед. Мой отец настолько выразительно изображал голоса просматриваемых животных, что я до сих слышу, как здорово он квакал по-лягушечьи. Это началось еще до того, как я научился говорить, а не говорил я достаточно долго, но не по моей вине. Это - совсем другая тема, все события которой я хорошо помню. Переученный левша. Примерно в полтора года бабушка упустила момент и едва не превратился в левшу: начал есть левой рукой. Я потом часто наблюдал, что упускают многое именно бабушки, которых никто не предупреждает об опасностях. Но приехавшая, где-то через месяц, в деревню мама это заметила, и постаралась это исправить. Опять помню её решительное и неумолимое лицо: она наказала меня переучить, причем, не пренебрегать и самым жестким способом: скалкой. Поэтому и произошла задержка речи, примерно на год. Несколько раз я получил по левой руке ложкой от деда и даже скалкой от бабушки и, в конце концов, переучился, потому что делать было нечего - у мамы не забалуешься. Вот в этот-то период и начались непроизвольные занятия с книгой Брэма. Отец бесподобно изображал петухов, разных возрастов и характеров, а также, кошек и котов. Бабушка лучше знала и изображала коров, овец и прочую живность, она с пяти часов утра доила, раздавала им корм и так далее. У деда лучше получались голоса диких птиц: он ведь был лучший на селе охотник, официально, как отец девятерых детей, числился местным егерем. Потом, много позже, я понял почему у него получались голоса птиц. Эти занятия с книгой Брэма остались на всю жизнь ярким воспоминанием, потому что мне пришлось нередко вспоминать об этом впоследствии, когда уже в семь лет я стал няней и гувернером своих младших братьев и детишек соседей... Охотиться - с пяти лет. Примерно с первого - второго класса дедушка Филя стал брать меня на охоту, и я слышал, как здорово он приманивал уток, бекасов и прочую птицу, которая водилась у нас на реке Чу, на речке Быстрой и в зарослях Речушки, на берегу которой располагалась мое родное село Ивановка, в Киргизии. Родители моей матери были по происхождению из казаков Дона и Оренбуржья, Они, как мне казалось, абсолютно всё умели делать, можно сказать, были автономны, обладали многими талантами, и передавали своим детям и внукам их с самого детства. Ведь казак, раздвигавший пределы России и защищавший Отчизну на дальних рубежах, должен быть и пахарем, и садоводом, и воином, и охотником, и ремесленником, и художником и артистом - тогда до телевидения было еще далеко! Столь же умелыми были и родители моего отца - казаки с Кубани, переселенные в Сибирь. В 30-е годы они попали под репрессии и чудом выжили, осуществив накануне раскулачивания и ссылки побег из Курганской области в Среднюю Азию. Так что опыт у меня многообразный и достаточно многосторонний. Многие из методик, которые вошли в систему МИР, начались с того, что мне давали родители и бабушка с дедом. Но об этом я могу рассказать по другим темам и вопросам.
Вплотную к решению проблемы чтения я приступил
через десять лет, когда отец определил сферу моих интересов как "кибернетика".
То есть, Человек Читающий должен появляться раньше, чем
Человек Прямоходящий. Очевидно и то, что перегрузка центрального процессора во
время "хождения" (или плавания, а также, например, слушания музыки и т.п.) не
способствует обучению чтению, что, кстати, мы повсюду и наблюдаем. К началу 90-х годов мне удалось доказать на практике, что чтение проще, чем хождение. Естественно, первые эксперименты я провел на своих дочерях. Оказалось, что Человек Читающий легко справляется с пресловутым информационным кризисом. В результате опыта и консультаций родителей по раннему развитию, начиная с 1995 – 1996 году вышло несколько моих книг на эту тему, от «Читать – раньше, чем ходить»(Изд. "Знание"), до книги "Когда начинать воспитывать будущего президента России?" и других. К исходу XX века на основе использования рекомендаций системы МИР, высшее учебное заведение, наконец, закончили дипломники 12 – 14 лет. Так что гарантированное бесплатное и качественное высшее образование – это первая причина, по которой родители начинают обучать детей чтению. Вторая причина заключается в том, что раннее чтение способствует формированию мощных горизонтальных связей между полушариями. Это приводит к феноменальному развитию творческих способностей. Раннее чтение, как показывают факты, оказывает самое благотворное влияние на развитие всех способностей, в том числе творческих: музыкальных, художественных... Анализ материалов по биографиям показал, что имеются тысячи доказательств по этому вопросу. Достаточно сказать, что более 90 % наиболее выдающихся деятелей человечества обязаны своими способностями и достижениями именно раннему чтению. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что в "век высоких технологий" сохранение системы "традиционного образования", такого же "дошкольного воспитания" и, особенно, сохранение обучения чтению в позднем возрасте 6 – 7 лет – это просто катастрофа для любой семьи. В последние десятилетия отставание было обусловлено тем, что лидеры педагогов - новаторов на Западе, Мария Монтессори и Глен Доман и, особенно их последователи, не принимали во внимание новых научных данных, и сохраняли ошибочные представления основателей этих школ. Если Монтессори утверждала, что до 3-х лет с ребенком заниматься вообще невозможно, то Доман заявлял, что ребенок не в состоянии освоить букву "А", например, до ... 6 лет! В России, разумеется, господствовало примитивное низкопоклонничество перед Западом, поэтому только после начала перестройки и гласности, после издания самиздатом нескольких моих книг для родителей, мне удалось разрушить плотину абсолютного непонимания нашего открытия того, что ребенок может начать читать - раньше, чем ходить... С 1992 года мы рассылали описание методики по всем факсам, которые появлялись в СССР, а затем, в СНГ. В 1998 - 1999 году я отправил по Интернету в США около 40 000 электронных писем на английском языке.
Кроме того, ко мне обратились множество русских
родителей , живущих теперь в США, Канаде и Израиле. Так началась эра раннего
развития.
- Давайте уточним вопрос. При внутриутробном обучении, так сказать, в "нулевом
классе", используются одни методы, в ползунковом возрасте - совершенно другие. Перейти от обучения чтению в 6 – 7 лет к обучению в годовалом возрасте, по сути, образно означает "пересесть" сразу с телеги на космический корабль, то есть выйти в космос. А дальше что? Как быть таким детям в детском саду, в школе? Что бы далее такие вопросы не возникали, отвечу сразу, что мы вместе с В.Ф. Шаталовым, Б.П. Никитиным, еще в 1998 году вошли с предложением в правительство, к президенту страны. Сегодня мы специально создаем сеть детских садов, школ и высших учебных заведений нового типа, куда могут пойти дети, которые научились читать в два года, а школьную программу освоят, скажем, к возрасту 9 – 12 лет. По существу, методика "Читать - раньше, чем ходить" открывает новую эру, которую в своей книге, в 1995 году предложил называть "эрой Человека Развитого", или Homo Advanced
.
|
|