| |
Как обучить ребенка читать?
Как обучать чтению младенцев? Можно ли начинать
обучение чтению до рождения, в период беременности? - продолжение интервью
- Что нужно делать во время беременности, чтобы научить ребенка читать?
Можно начинать обучать чтению еще до рождения. В этом периоде жизни ребенка, а
точнее плода, он воспринимает звуки голоса матери или аудиозаписи, подвержен
влиянию эмоциональных состояний матери.
Я рекомендую метод художественного чтения, он доступен любой будущей матери. В
период беременности, будущей маме достаточно
время от времени читать стихи или прозу. Этот метод сочетает передачу
звуковой информации и эмоционального состояния, так как по некоторым данным, это
сопровождается изменениями на химическом уровне.
После такого
чтения ребенок быстрее усваивает многие слова, правильную расстановку ударений,
воспроизводит интонации, манеру чтения. На аудиокассете, которую мы даем
родителям, вы можете услышать, как
ребенок 3,5 лет впервые читает поэму «Руслан и Людмила» раскрыв полное собрание
сочинений А.С. Пушкина.
Это произведение читала ему мама в период беременности.
- Какова же норма начала чтения по системе МИР?
Читать и складывать из букв слова нормальный ребенок начинает в возрасте около
одного года. К свободному же, беглому чтению книжек малыши приходят примерно к
возрасту двух лет. Для этого
родителям нужно научиться увидеть мир глазами ребенка. Нужно понимать, что
годовалый малыш последовательно осваивает несколько совершенно новых для
него миров.
- В каких таких мирах оказывается годовалый младенец?
- Когда взрослый человек попадает в знойную Сахару, мы говорим, что он попадает
в "мир пустыни", оказавшись в дельте Амазонки, вы попадете в "мир джунглей".
Так и ребенок –
попадает в наш мир впервые, где все для него важно, прекрасно и удивительно.
Уточним, в какой мир попадает новорожденный? Для интеллектуального развития
самое важное, что он открыл глаза и видит: для нормальных младенцев смотреть -
это главный, ведущий вид интеллектуальной деятельности. Это, в основном, мир
зрительного восприятия. Поэтому новорожденного в период от 0 до 3-х месяцев мы
называем "смотрунками". Если учесть объем деятельности новорожденного, то в
первые три месяца "смотреть" - это ведущая деятельность, так сказать,
специализация, а "смотрунок" - это главная "профессия",
специализация вашего ребенка.
Кроме того, на
младенца обрушивается лавина звуков, в которой его мозг пытается разобраться.
Значит, его можно называть еще и "слышунок".
Ребенок за короткое время проходит несколько совершенно разных и, в то же время,
огромных по своему значению для будущей судьбы вашего ребенка, "миров".
Я называю эти
условные миры, в которых реально живет и развивается ваш малыш, хотите или не
хотите,
"классами в системе МИР", или, сокращенно, "классмирами". Всего этих, основных естественных классов развития ребенка от
0 до 18 лет нами выделено десять. Такое деление сделано для удобства родителей и
решения
задач воспитания детишек.
- Итак, как
обучать чтению "смотрунка", то есть малыша, который занимается в «первом классе»
по системе МИР?
- В этот период развития
лучше всего использовать следующие методы.
1. Демонстрация
карточек с буквами.
2. Демонстрация букв и обозначаемых ими звуков.
На самом первом этапе карточки с буквами могут быть односторонние. Это пособие
обозначается как УРАМИР-1.0.
Буквы размещаются в поле зрения малыша.
Примечание. Лучше всего буквы подвесить на специальном
демонстрационном стенде, который через три месяца вы сможете уже поставить в
кроватку, для того, чтобы малыш, который к тому времени перейдет в класс станет
«сидунком» и сможет снимать («читать») буквы со стенда своими руками.
Рассматривание
буквы младенцем будем называть чтением. Следуя главному правилу методики «Читать
– раньше, чем ходить», нужно добиться, чтобы в первую очередь в момент
пробуждения ребенку попадались на глаза именно буквы. Поэтому все остальное
размещайте по краям поля зрения малыша.
- Каков порядок вывешивания букв?
Сначала вывешивается одна или две буквы. Затем, ежедневно, еще по одной букве. К
концу первого месяца подобных занятий на развивающем стенде будут все буквы
русского алфавита.
- Что происходит при демонстрации букв младенцу?
- Когда, проснувшись, младенец видит знакомую букву, у него «поднимается»
настроение, и он может даже заулыбаться.
Но вот он переводит взгляд, и видит новую букву. Он озабочен. Некоторое время
рассматривает ее, его взгляд
перемещается в разные части буквы. Зрительный анализатор фиксирует пропорции,
результаты отображаются в виде опорного образа в головном мозге. Через некоторое
время эта буква будет малышом узнаваться мгновенно. Теперь вам осталось дать
каждой букве ее имя, а точнее сопоставить каждой букве тот звук, который она
наиболее часто обозначает. Теперь можно расширить, ассоциировать опорный образ
буквы с соответствующим звуком.
- Как научить «смотрунка» распознавать звуки, которые обозначают буквы?
- Для этого используется методика показа букв с одновременным произношением
звуков.
Во время этого
игрозанятия можно использовать не только односторонние буквы УРАМИР-1.0. но и
двусторонние карточки с буквами, УРАМИР-1.1, и для продвинутых занятий даже
буквы УРАМИР-1.2, с несколькими шрифтами на обратной стороне.
Когда вы,
например, после кормления, показываете малышу ту самую, горячо любимую букву, и
четко и внятно произнесете звук, который эта буква означает, то через несколько сеансов общения малыш при звуке «А» будет
глазами искать ту самую букву, которую вы ему показывали.
- А как обучать чтению, когда ребенок уже тянется ручками к букве?
В дальнейшем, примерно в возрасте 3 месяца, малыш научится владеть ручками, он
станет «трогунком», и его можно переводить во второй класс МИР.
На этой стадии нужно следовать правилу: «Трогать буквы – раньше, чем
другие предметы». Для головного
мозга все равно, читать глазами или читать руками. То есть, снова получается,
что чтение – на первом месте.
Организовать самостоятельное освоение букв в третьем классмире также просто, как
и в первом. Для этого нужно протянуть между двумя прутьями кроватки шнур, на
который
нужно подвешивать буквы так, чтобы малыш смог до них дотянуться.
Время этих игрозанятий: до обеда. Подвешивать сначала нужно двусторонние буквы,
а затем, двусторонние. Кроме букв УРАМИР, можно подвешивать буквы магнитной
азбуки. Нужно обеспечить полную безопасность крепления букв магнитной азбуки,
поэтому, лучше всего их привязывать на прочную леску толщиной не менее 0,3 мм.
Кроме того, можно подвешивать пластиковые буквы.
На этой стадии развития ребенка, в классмире-2 уже можно использовать
возможности персонального компьютера для обучения чтению – но об этом в другой
раз.
- Вот, наконец, младенец научился переворачиваться. Как продолжать его раннее
развитие и образование?
- На этой стадии развития ваш ребенок уже может заниматься по программе
«третьего класса» МИР. В классе «пластунка» нужно организовать бодрствование
ребенка так, чтобы начинал ползать младенец по – пластунски именно за буквами, а
не за какими – то другими предметами. В этом, третьем «классмире» ребенок уже
знает не только форму и звучание буквы, но и учится буквы собирать, двигаться
для того, чтобы заполучить букву. К радости узнавания, к уже имеющимся у малыша
осязательному и мануальному образу буквы добавится радость движения, перемещения
в пространстве за буквой, за информацией, как это делают в реальной жизни
журналисты. Поэтому, кстати, вся программа освоения грамоты всех видов
в системе МИР так и называется: «Играем в журналиста». В нашей методике
освоение и использование букв всегда дарить ребенку радость движения, сочетается
с физическим развитием.
- А если ребенок будет отказываться ползать за буквами или трогать их?
Разумеется, если в поле зрения малыша будут располагаться другие предметы, это
помешает игре с буквами. Лишь только после того, как вы похвалил малыша за то,
что он дополз до буквы, взял ее в ручку и передал вам, а вы громко ее назвали
или пропели, вы хвалите малыша и предоставляете ему другое занятие. Например,
ползать и собирать кубики, другие игрушки или пособия. Так реализуется одно из
правил МИР: «читать – раньше, чем играть».
Все это естественно: если вы, отправляя первоклассника в школу, вместо ранца с
учебниками и тетрадями вручите футбольный мяч, то вы найдете его на футбольном
поле или в соседнем дворе, а не в школе. Так и младенец будет интересоваться
всем, что ему попадется во время ползания, и в результате потеряет время. Первым
делом – буквы. А остальные игрушки – потом. Помните, что «буквоползание» - это
ли одна из десяти программ для «ползунка». Так что классмир-3, как и другие
классы в нашей системе полностью загружают, а вернее, развлекают ребенка
полезными, образовательными играми.
Родителям нужно обратить внимание на
детальные вопросы, которые изложены в книжках комплекта МИР-1 и на
консультациях.
- Какого размера должны быть карточки с буквами?
- Мы рекомендуем нашу специальную «Азбуку МИР», где буквы имеют размеры не
более 5 см. Стоимость ее в 5 - 8 раз меньше, чем стоимость кубиков.
- На каком расстоянии следует их показывать младенцу?
- Расстояние зависит от того, показываете ли вы буквы сами, или вывешиваете
их для демонстрации на стену.
- Что же лучше: вывешивать буквы на стену, или показывать «в живую»?
- Нужно делать и то, и другое, чтобы у ребенка развивались мышцы глазного
яблока. Лучше демонстрировать буквы, помещая их в поле зрения малыша на
расстоянии от 50 – 100 см. Это соответствует расстояниям в кроватке, где обычно
находится младенец. Некоторые пытаются игнорировать кроватку. Напрасно. Детская
кроватка, если только она удовлетворяет требованиям системы МИР – это великое
изобретение человека. К кроватке нужно относиться как к самой первой alma–mater вашего
ребенка. В книге «Читать – раньше,
чем ходить» кроватка названа стенами первой «микрошколы» для ребенка, со своими
предметными «кабинетами».
Родители должны относиться к кроватке как директор и завуч к своей школе:
оборудовать ее, организовать учебно – развивающий процесс для своего ребенка. В
этой микрошколе вам малыш будет учиться четыре первых класса в системе МИР из
десяти! Поэтому расстояния, которые я рекомендую, будут небольшие.
Соответственно, затраты на карточки, буквы будут в несколько раз меньше, чем на
те пособия, которые рекомендуются в устаревших методиках.
- Какого цвета должны быть буквы?
- Буквы должны быть черно – белые.
- Нужно ли одновременно с буквами показывать изображения каких либо
предметов?
- Ни в коем случае! Исключение составляют запущенные дети в возрасте 4 – 5
лет, которые уже «избалованы» предметами, и иногда их учат в обратном порядке,
используя знакомые предметы («Арбуз», «Дом» и т.д.) для лучшего запоминания
букв. Младенец же запоминает простую букву легче, чем объемный, полосатый арбуз,
или огромный для него, и еще более сложный предмет "дом".
Многие консультанты рекомендуют чрезвычайно неэффективные методики для раннего
обучения. Эти методики и способы приводят чаще всего к тому результату, что у
родителей опускаются руки.
- Какие рекомендации Вы считаете наиболее вредными?
- На сегодня наиболее неудовлетворительными и вредными являются рекомендации
пришедшие в нам из США. Например, Г. Доман рекомендует самую неудачную методику,
которая не только приводит к задержке чтения по сравнению с системой МИР на два
– три года, но даже наносит вред. Те, кто имеет доступ в Интернет, может найти
наш анализ последствий применения методики Домана на сайте
http://rebenokh1.narod.ru.
Коммерсанты почему-то умалчивают, что Доман исходит из того, что ребенок в
принципе не может освоить буквы до 6 - 7 лет. Это, конечно, заблуждение - мы
доказали, что ребенок и в 6 месяцев усваивает буквы. Но несколько лет тому назад
это считалось невозможным.
При этом немалый ущерб наносится методикой Г. Домана и бюджету семьи. Так,
размеры карточек в несколько раз больше, чем требуется на самом деле. Кроме
того, эти рекомендации отнимают массу времени у родителей и гувернеров там, где
затрат времени вообще не требуется.
Столь же неудачен сейчас, через сто лет после создания, и очень затратен метод
Марии Монтессори, которая считала, что до 3-х лет ребенок не поддается
педагогическому воздействию.
Я бы не хотел здесь делать анализ – лучше об этом поговорить отдельно. Ни одна
из методик Г. Домана, М. Монтессори, Н. Зайцева других, применяемых не к месту,
ни ко времени, не дают результатов, которые бы даже приближались к МИРовому
уровню. Этим, по-моему, все сказано. Так стоит ли об этих методиках говорить? Эти
методики имеют свое собственное, специальное назначение, и к раннему развитию
отношения не имеют.
Начиная с 1992 года, после публикации наших результатов мы постоянно
сталкиваемся с отрицательными результатами применения различных, случайных
методов раннего развития.
Принципиально Попытки применить кубики в раннем развитии бессмысленны по двум
причинам: с кубиками нужно обязательно заниматься взрослому, или водить ребенка
на занятия к специалисту. Карточки и точечные рисунки Домана требуют затрат
занимают много места, и приходится отказываться от главного, что требует Доман:
от показа карточек ребенку.
Большинство малышей начинают отказываться от навязывания им занятий по методике
американцев. То же самое происходит с методикой Зайцева, если вы продолжаете
использовать кубики более двух - трех недель.
И таких «вредных» методик сегодня встречается немало. Но всего этого можно
избежать, если вы познакомитесь с книгой «Читать – раньше, чем ходить» и
другими. Ведь очевидно, что получаемые в системе МИР результаты говорят сами за
себя. Так стоит ли родителям повторять чужие ошибки?
-
А как
обучать ребенка, когда ему уже исполнилось три месяца, и он ко всему тянет свои
ручонки?
- Едва ребенок
освоит движения своими ручками и начинает ими пользоваться, границы его
возможностей резко расширяются. Можно сказать, что обычно в возрасте три -
четыре месяцы младенец попадает в совершенно иной мир: он обнаруживает, что
вокруг существуют вещи, которые можно потрогать. Так он попадает в следующий
"Классмир-2". В этом классе основная специальность младенца: "Трогунок".
В этот период наиболее оптимальными будут совершенно иные программы обучения,
используются другие пособия и игрушки.
1. Подвешивание букв азбуки на расстоянии равном или меньше вытянутой руки, или,
как выражаются психологи, в поле мануальной деятельности малыша 3 - 5 месяцев.
2. Подвешивание
букв УРА МИР.
3. Подвешивание
кубиков РУКАМИР.
4. Другие
«мануальные» программы.
Почему одни
способы лучше, чем другие?
В чем причина, что одни - менее удобны, а другие - идеально подходят к вашим
домашним условиям?
Каковы особенности использования тех
или иных пособий?
Что должен Трогунок трогать, чтобы стать в будущем гениальным музыкантом,
например, "Моцартом 21 века"?
Какие предметы вашему малышу нужно дать потрогать, пощупать, в какие игры
поиграть для того, чтобы он стал великим математиком или олимпийским чемпионом?
На эти и многие
другие вопросы мы пытаемся найти ответы вместе с родителями, дети которых учатся
в Академии образования и развития.
Обучение чтению детей |