|
|
Содержание 1. Одна из принципиальных ошибок, которая разваливает все программы Американского института человеческого потенциала: Глен Доман активно выступает против обучения чтению по буквам и учит не чтению, а простому запоминанию сразу целых слов "которые более понятны ребенку двух лет, чем буквы". См. например, в книге "Гармоничное развитие ребенка, М. 1996. - стр. 345. Затем следует "обучение чтению" путем запоминания ... целых выражений и страниц(!). По убеждению Домана, только много позже, "самые способные дети могут понять, что такое буква к 6 годам". Далее чтение книг Домана почти приводит в шок. Можно понять возмущение педагогов 60-х годов: какое уж тут обучение чтению, какая "методика", когда ребенка по 14 раз на дню натаскивают на бессмысленное запоминание слов и текстов! Совершенно иначе решает эту проблему Павел Тюленев, стремясь до минимума сократить затраты времени родителей и педагогов. Он обучает чтению уже к возрасту до 1 года: от букв к слогам, словам и выражениям. При этом не остается ни тени сомнений в эффективности русской методики: ребенок еще до года составляет слова или печатает их на пишущей машинке или компьютере. Уже в прошлом, XX веке П.В. Тюленев неоднократно показывал таких малышей в прямом эфире, почти по всем телеканалам. Вот факты и ссылки: Главная аксиома (догмат) педагогических представлений Г. Домана: отрицание возможности научить ребенка читать по буквам до 6 - 7 лет. Вот взгляды Домана на обучение чтению в собственном смысле этого слова: "Ничто не может быть более абстрактным для двухлетнего ребенка, чем буква "А". Лишь благодаря своей одаренности дети когда-нибудь смогут выучить эту букву." Вот что собственноручно пишет Глен Доман в книге "Гармоничное развитие ребенка, М. 1996 году, на странице 345 и в других книгах: "Несколько слов по поводу алфавита. Почему мы не начинаем процесс обучения именно с него? Ответ на этот вопрос очень важен. Основной догмат любого обучения состоит в том, что начинать надо с известного и конкретного, потом переходить к новому и неизвестному и лишь затем к абстрактному." Здесь Доман путает малышей, не
видевших мир, и взрослых и старших детей, которым известно, что такое ОБЩЕЕ и
ЧАСТНОЕ. Очевидно, что Глен Доман здесь исходит из того, что для объяснения
младенцу буквы "А", ему нужно показать ему Арбуз или Автомобиль. Так Глена
Домана учили в родной школе и он ссылается на догматы родимых педагогов. Но
Арбуза новорожденный еще не видел. Это ставит Домана в неразрешимый тупик, выход
из которого для него и его последователей только один: отказ от букв и
отступление к простому запоминанию тысяч новых слов и многих страниц текста. Эти
представления Глена Домана считаются весьма устаревшими. 2. Глен Доман обучает числам в форме запоминания множеств точек на карточках. Для реализации этого подхода Доман предлагает изготовить от нескольких сотен до нескольких тысяч карточек формата А4 или А3 с изображениями нужного числа точек. В противоположность этому подходу, Павел Тюленев учит числам как математическим операциям в возрасте до одного года. Обучение осуществляется во много раз проще, без каких либо дорогостоящих пособий. Например, путем использования "операции хватания" (начиная примерно с 2-х месяцев), первой осознаваемой и управляемой операции ("Пальцематика", "Котоматика"). В разделе "Результаты" вы можете убедиться, что методика Тюленева даем неизмеримо более лучшие результаты: уже к двум годам ребенок осваивает ряд в объеме нескольких сотен и может самостоятельно (1988 г.) напечатать его на пишущей машинке или компьютере. 3. Как возникла система программ Г. Домана 4. Как соотносятся методы Г. Домана с отечественными рекомендациями? 5. Почему не годятся карточки Глена Домана? - Показ карточек
очень полезен, но предлагаемые Гленном Доманом карточки излишне велики и
неудобны, требуют больших затрат времени родителей или специально обученного
воспитателя - няни. - упражнения Гленна Домана и рекомендации по физическому развитию всегда полезны, но они не должны отнимать время от интеллектуального развития. В этом мы принципиально также отличаемся и расходимся: до системы МИР человечество только этим и занималось, то есть, в основном, физическим развитием. 7. Почему для многих родителей, в конце концов, оказываются неприемлемы демонстрации карточек по Доману? - демонстрации карточек нужны, но они должны быть подготовлены вовсе не по Доману, так как в этом случае они потребуют большего количество времени, а по нашей методике показа, которая оказалась более эффективной. Вы можете судить по результатам сами. 8. Разве не очевиден вред от показа Гленном Доманом большого количества целых слов? - я называю это
"кормлением ватой" по Доману. По системе МИР дети вполне начинают складывать
слова из букв к исполнению года. Что сложить пирамидку, что слово из букв -
операции изоморфные, большого отличия между ними нет ... - Я думаю, что это очевидно: показ сочетаний точек - карточек по - Доману полезен при небольшом количестве таких карточек ... 10. Вред и польза от систематических занятий с ребенком по - Доману? - требуют много
времени; 11. Некоторые модификации и усовершенствования методик Г. Домана: С. Лупан, Е. Данилова и другие. 1. Общая характеристика 1. Как возникла система программ Глена Домана?
Знать историю возникновения того или иного метода бывает очень полезно, чтобы
вовремя внести корректировки, поскольку некоторые элементы могут быть просто
изначально неосуществимы в условиях вашей, реальной семьи. Происхождение
программ Г. Домана - напоминание о том, что не всегда методика, рассчитанная на
исполнение целым штатом врачей, медсестер и нянечек, может быть осуществима в
домашних условиях.
В результате многолетних эмпирических поисков, разработки программ реабилитации
таких больных, обобщений, Г. Доман окончательно убедился в полной
несостоятельности воззрений представителей традиционной педагогики на младший
дошкольный возраст. В результате, он основал частный "институт по исследованию и
реализации человеческого потенциала", число сторонников и последователей в США
быстро растет. 2. Как соотносятся методы Г. Домана с отечественными рекомендациями?
По уровню результатов, из имеющихся в литературе материалов эти рекомендации Г.
Домана, вместе с достижениями Б.П. Никитина - наиболее близкие к системе МИР.
Если традиционные подходы к уходу за ребенком приводят к отставанию, например,
начала чтения примерно на 5-6 лет по сравнению с нашими методами, то в
программах Г. Домана и Б.П. Никитина этот разрыв сокращается до 1,5 - 2 лет. Итак, в серии книг, переведенных и опубликованных в России начиная с 1996 года, имеются материалы американских исследователей, которые авторы называют программами обучения. Привожу сводку программ и предлагаемую им периодизацию этапов развития ребенка, используемую сотрудниками и последователями Г. Домана, который, занимаясь лечением и реабилитацией детей с мозговыми травмами, обнаружил более 30 лет тому назад эффект раннего обучения чтению.
Адрес института Глена Домана Павел В. Тюленев
Сразу обращаю внимание, что Г. Доман тоже допускает явные ошибки,
руководствуясь, видимо, случайными рекомендациями некоторых педагогов, имевшими
место в прошлом, в 50 - 60 - е годы XX века. Например, в тех случаях, когда он
рекомендует начинать обучать чтению путем метода запоминания целых слов,
записывая их на карточках. Несмотря на необычность, революционность и новизну для родителей и педагогов, программы Г. Домана обрекают ребенка на более позднее начало чтения, чем в наших рекомендациях и, кроме того, они загружает мозг ребенка механическим запоминанием множества слов, предъявляемых ему на первом этапе обучения, которое приучает к заучиванию. Впоследствии, как пишет Г. Доман, “много позже мы объясняем ребенку, что такое буквы и зачем они нужны”. Разумеется, до этого долгожданного периода ребенок воспринимает множество слов как своеобразные иероглифы. Еще хуже обстоит дело с тысячами карточек с изображениями бессмысленных скоплений точек - "чисел". Судите сами: разве этот пассаж - не доказательство абсолютной порочности этого метода? Конечно, огромный потенциал развивающегося мозга малыша способен запомнить много таких изображений. Еще в 70-е годы я наблюдал, когда малыши запоминали целые книжки наизусть. Некоторые малыши даже сами пытаются “разглядеть” одинаковые буквы в словах, словно подсказывая взрослым, что есть менее трудоемкий путь познания. Итог такой программы чаще всего один: неизбежная глубинная усталось ребенка, отвращение к такому "чтению". Это вызывается тем, что огромные участки нейронных полей будут заняты ненужной информацией, как оперативная память компьютера, которую заполнил вирус. Впоследствии эти нейронные поля просто атрофируются, и нейроны отмирают. Это можно назвать неоправданным перерасходом ценнейших клеток - нейронов. Но это произойдет через многие годы, и все это ценнейшее время мозг будет работать замедленно, натыкаясь и обходя занятые образами "целых слов", или запечатленными образами картинок с десятками и сотнями точек, которые рекомендует предъявлять младенцу Г. Доман. Некоторые сомневаются, что именно таковы принципы работы человеческого мозга, и пытаются апеллировать, видимо, к сверхъестественным механизмам. Но естественнонаучный подход и реальный практический опыт доказывает, что нейроинформационные ресурсы мозга так же ограничены, как у компьютерных систем, и увеличение реальной мощности человеческого мозга достигается совершенствованием методов интеллектуального развития, изобретением приемов упорядочивания фактов и операций ...
В свое время именно подобные соображения вызвали резкое неприятие идей Г. Домана
у наших педагогов 60 - 70 -х годов. Но, как водится, с водой они выплеснули и
младенца ...
От методики предъявления множества целых слов мы отказались более 20 лет назад -
ее несостоятельность очевидна по многим причинам, и даже если исходить из
здравого смысла. Она полностью отвергается теоретико - информационными моделями
мыслительных процессов. Вообще же родители должны взять за правило, на всякий случай помнить, как почти абсолютную истину, что ребенок - ничего не забывает. Интересный, насыщенный полезной информацией день останется навсегда с ним, так же, как и пустой бессмысленный день ... Причем, так же обстоит дело в школе, где развитый ребенок работает головой, как мне говорила дочка, "пять процентов" времени, а остальное время уходит на отрабатывание "трудовой повинности" во имя человекочасов, необходимых учителям для зарплаты ... 1) Слов, предъявляемых младенцу на карточках поначалу не должно быть много - десяток - полтора. 2) Они даются ребенку не сами по себе, а: - для анализа - для синтеза, то есть как образцы для "собирания" этих же слов из букв.
Этим "убивается сразу "три зайца": запоминается слово, ребенок умеет его
складывать и "разбирать на буквы". Нормальна способность и желание ребенка составлять слова из букв по образцу должна проявиться в возрасте около года или чуть более того, одновременно с собиранием пирамидки. "Собрал пирамидку? А теперь соберем слово из букв, по вот этому образцу!" Причем, образцами могут служить слова, написанные печатными буквами фломастером от руки. Сначала буквы выкладываются рядом, а потом - прикрепляются, например, на стенке холодильника. Что же касается английского языка, то существует набор вариантов разного звучания букв, в зависимости от того, где эта буква находится в слове. Этот набор правил фонетики - конечен, таких правил несколько десятков. И он также легко осваивается - эта настоящая увлекательная игра: "Найди среди букв спрятавшийся звук!" Кстати, таких исключений немало в русском языке, если разобраться, но малыши успешно с этими "исключениями из правил" справляются и русские вообще этого не замечают. Вместе с тем, в английском существует несколько десятков слов, чтение которых совершенно не соответствует написанию - но это далеко не самые распространенные слова. Тут уж никуда не денешься - их нужно запоминать, и чем раньше, тем лучше. Другое дело - китайский язык. Для раннего развития это вобще самый удобный язык: около тысячи ключевых иероглифов запоминаются раз и навсегда, одновременно тренируется музыкальный слух. Вот тут, показывая базовые иероглифы мы не загромождаем нейронные поля: образы иероглифов кодируются в подсознании вместе с их звучанием и будут в изначальном виде использоваться всю жизнь ... Тоже самое ожидает, если в раннем возрасте чрезмерно загрузить ребенка играми с арифметическими операциями. Это выглядит так, когда бы вы получили вместо полноценного компьютера, персоналку, снабженную ... только арифметическим сопроцессором. Выполнять арифметические операции он будет сверхбыстро, но со всеми другими операциями вы намучаетесь.
Основной аргумент последователей Г. Домана заключается в том, что они считают,
что отдельно взятая буква - это вещь, чрезвычайно абстрактная для ребенка. Это
полностью неверное, "старопедагогическое" утверждение хотя бы потому, что для
ребенка нет еще понятия абстрактного, для него все - конкретное. До сих пор во
всех учебниках для воспитателей вы найдете абсолютный бред относительно
психологии младенцев - и я не боюсь это повторять вместе со всеми педагогами -
новаторами. Самая бредовая аксиома педагогики: "Обучение ребенка идет от общего
к конкретному". Иначе говоря, чтобы понять, что такое "мама" (конкретное)
ребенок сначала обязан усвоить понятие "общество"(общее). Утверждение, что буква - вещь абстрактная - справедливо для взрослого, умудренного практическим опытом, которому впервые показали нечто новое, абстактное - “букву”. Для малыша же любая буква - конкретная игрушка. Вопрос не в том, что показывать, а в том, КАК показывать ... Большинство наших традиционных "Азбук", как и азбук во всем мире, рассчитаны на семилетних, которые знают что такое арбуз и пробовали его на вкус. А младенцу куда проще запомнить букву "А", чем арбуз. ... Однако, по нашим наблюдениям, если ребенок почти с самого рождения наблюдал вокруг себя буквы, щупал и даже пробовал их на “вкус” и т.д., то он относится к карточкам с буквами и магнитным буквам совершенно иначе: это его такие же любимые и привычные игрушки, как и все остальные. Уже к исполнению одного года он с радостью открывает, что из этих букв можно конструировать слова. В системе МИР это происходит примерно в том же возрасте, когда малыш начинает собирать пирамиду. Поэтому дети - “миряне” начинают не только читать, но и складывать слова гораздо раньше, чем обучаемые по американской методике. При этом, очевидно, вы развиваете еще и способность к конструированию (слов - из букв) - это умение рекомендуется во всех отечественных программах. Программа обучения чтению в системе МИР включает следующие этапы:
1 этап. Отдельные буквы как модели звуков. Я, например, готов был кричать "АА-А!",
и даже пританцовывать, если малышка из кроватки показывает мне букву "А",
откладывая все свои дела. В самом деле, как вы еще объясните, что буква - это не
шутки, она командует людьми. Буква в руках малыша - "журналиста" - должна иметь
такую же силу, быть таким же оружием, каким грамота является в руках настоящего,
популярного журналиста, который заставляет часто "плясать под свои произведения"
даже президентов ... . Все это в еще большей степени относится к сочетаниям букв, цифр и букв, к словам и т.д. Рубеж самопроизвольного чтения преодолевается где-то к девяти месяцам. В 1987 году я несколько недель скрывал от бабушки и мамы начало чтения дочки, но когда в 12 месяцев она стала ежедневно составлять отдельные слова из букв, разразился скандал: "Ты с ума сошел! С семи лет нужно учить читать!". Это самое "С ума сошел!" я слышал во всех издательствах Москвы, так что опубликовать первую книгу удалось только в 1995 году, зато не счесть с ноября 1991 года отправленных по всей России писем и факсов.. Кубики не понадобились, я устроил так, что как только малышка встала на ноги, она оказалась за машинкой. Так и повелось: Лариса подползала к машинке, вставала, печатала букву, извлекала бумагу, и только затем топала на кухню к маме: "Ни дня без строчки!". Эта игра называется "Печатать - раньше, чем ходить". В самом деле, что толку по большому счету, нашему "журналисту" от хождения без сообщения? 2 этап
Отдельные слоги Замечания по другим программам: Программы “Как дать ребенку энциклопедические знания?” Все достоинства и недостатки этой группы программ определяются целью, которую ставит Г. Доман (см. “Как развить интеллект ребенка? с. 215). Эта цель заключается в достижении абстрактной эрудированности во многих интереснейших областях знания, искусства. Это, конечно, неплохо, полезнее, чем ничего. Но дискуссия об этом была в 70-е - 80-е годы, и она тоже внесла поправки, что мол, эрудитов много, а дела - мало ... Отмечу, например наиболее характерные из встречающихся недостатков, которые отмечают родители и педагоги, пытающиеся использовать программы Г. Домана (хотя, следует отметить, что взгляды американских специалистов часто изменяются, совершенствуются): -
карточки даются без надписей,
Методика Г. Домана требует большого количества времени родителей или гувернеров.
Меня беспокоит новая тенденция: к сожалению, многие наши педагоги, сохраняющие
традиционное мышление "педагогика - для педагогов"(а не для детей),
увидели в системе Г. Домана наиболее затратный вариант методов раннего развития. Откровенно и честно говоря, чрезмерное кодирование, "программирование" по некоторым программам Г. Домана может вырубить целые поколения, уж куда лучше методики Б. Никитина, Н. Зайцева, не говоря уж о системе МИР. Неужели не ясен простой критерий: ради бога, смотрите на результаты! Несмотря на впечатляющие первые результаты целые поколения "доманцев" так и остались своеобразными "арифмометрами" ... Из других моих книг: Недостатки программ, применяемых в США 1. В соответствии с многообразием определений интеллекта, программы разделены по видам мануальный, двигательный. Не выделена, и на несколько месяцев позже обращается внимание на такие важнейшие функции, как мелкая моторика, а также, осязательный, обонятельный, вкусовой “интеллекты”. 2. Предлагаемая школой Г. Домана стратегия развития фактически программирует на запаздывание развитие высших интеллектуальных функций. Так, в системе МИР предъявление карточек с изображениями начинается гораздо раньше. 3. Не предусматривается развитие системы зрительного восприятия с современных научных, "информационных" достижений... 4. Не осуществляется вовремя, как того требует принцип "оптимальной полезности", развитие системы геометрических и пространственных представлений тогда, когда по природе малыш только этим и занимается ...
5. Обучение чтению начинается с предъявления целых слов, которое неизбежно
приводит к определенному исчерпыванию интеллектуального потенциала мозга, и это
- установленный научный факт. Можно назвать это “эффектом кормления ватой перед
вкусным обедом”. И напротив: в системе МИР в этому механическому запоминанию
предшествует естественное освоение букв, как моделей звуков, что позволяет
головному мозгу ребенку в десятки и сотни раз экономить “серое вещество”. Ведь
многие буквы обозначают самые обычные, естественные звуки. 7. Не предусматривается своевременное развитие навыков конструирования, причем в системе МИР в качестве универсального “конструктора” используется азбука, алфавиты других языков. Здесь у нас вовсю работает и мелкая и крупная моторика ... 8. Не осуществляется развитие представлений об изменении формы, размеров и цвета объектов, тогда как в системе МИР эти задачи решаются в возрасте до исполнения одного года путем использования динацессов, полностью заменяя дорогостоящие комплекты Монтессори и многие другие пособия детсада и школы ... 9. Весьма существенные недостатки следует отметить в методике составления “программ энциклопедических знаний”, предлагаемых Г. Доманом.
Несмотря на несомненную пользу этих программ, стремление к “глобальной
эрудированности” без целевой установки напоминает все то же “кормление ватой”,
правда, ватой “более высокого порядка”, то есть, отрезами и лоскутами материи,
тогда как в реальной жизни при наличии достаточного количества книг, этим
интеллектуальным "самокормлением" дети успешно занимаются самостоятельно. Еще аргументы и факты "против Домана"
|
|
|