|
|
Начальные
результаты теории оптимального развития способностей 1969 года:
Для оценки одаренности в дошкольный и школьный период нужно было найти общий показатель. Он должен быть единым «общим знаменателем» для измерения способностей, одаренности, таланта и гениальности. Таким показателем является высвобождаемое время – универсальный ресурс, который у человека ограничен. Первые же результаты показывали, что благодаря более эффективным методам обучения можно пройти некоторые этапы развития или предметы в школе в несколько раз быстрее – Таблица 1. Освобождалось время, которое ребенок мог использовать для своих «гениальных дел», вычитанное где-то правило «3-30-300», приведенное в эпиграфе, начинало подтверждаться. Так было с рисованием и черчением, затем с литературой и русским языком, музыкой и физкультурой. Главными выигрышами оказались: свобода от школьных занятий «делами давно минувших дней», так как учителя сами признали их вредными для ребенка, и личное время, которое можно было использовать для ещё более интенсивного развития. Рекомендации 3.1. Что можно порекомендовать, если и вашего ребенка предложат освободить от ненужных занятий? Вместо физкультуры были тренировки со сборной города и республики. Вместо заучивания гамм – сочинение музыки и концерты. Вместо школьной литературы – изучение зарубежной. Вместо рисования, черчения и русского языка – изучение психологии, кибернетики, философии и политэкономии и т.д. и т.п. Чтобы разобраться в решениях проблемы одаренности нужны факты – это воздух науки. Их вы найдете в специально подобранных книгах, в литературе по рекомендуемому списку - Приложение 1. Сегодня многие книги можно найти в библиотеках в Интернете. Рекомендации 3.2. На вопросы директора и завуча о планируемых занятиях в свободное время, у меня был готов следующий ответ: «Пойду в районную или в городскую библиотеку, так как в школьной не хватает тех книг, которые нужны». Предложенная программа индивидуального развития вполне устроила учителей. Там я и обнаружил некоторые «нужные» книги, например, В.Леви и других авторов (см. Приложение, «Перечень рекомендуемой литературы»). Полученная свобода вдохновляла, но неиспользованным оставался еще больший потенциал, по целому ряду предметов: математика, физика и по другим «традиционным дисциплинам». Однако освободиться, сдать эти предметы, как сейчас бы сказали, «экстерном» мне не удалось – на это не согласились остальные педагоги. Рекомендации 3.3. На основе закона «Об образовании», любой ребенок, который будет обучаться по новым, более эффективным методам, чем традиционные, может сдать на несколько лет раньше экзамены по школьной программе, обучаясь в формах: 1) семейного образования; 2) самообразования; 3) в форме экстерната, или: 4) сочетая все эти и другие формы и не посещать школу. Документы и рекомендации: www.rebenokh1.narod.ru/eduexternat.htm .
Таблица 1. Некоторые результаты первой экспресс-проверки
Примечание к Табл. 1: Многие методики и результаты остаются невостребованными родителями до сих пор. Скажем, кому нужен ребенок 12-ти лет, который рисует как профессиональный мастер, например, И.Глазунов или А.Шилов? Впрочем, такие случаи имеются. Я знаю такого многодетного родителя – известного по телепередачам А. Никологорского. Он приезжал с детьми из г. Владимира в Москву, шёл на Арбат, где его малыш, чемпион России, обыгрывал взрослых «профи», играющих там на деньги и, затем, они шли по магазинам за покупками и вечером возвращались во Владимирскую область ... Другая семья, начавшаяся заниматься по системе МИРР, брала отпуск так, что он совпадал с чемпионатами по шахматам в разных странах. Так что из летних отпусков ребенок, начиная с возраста пяти лет привозил чемпионские медали и знакомства с друзьями-соперниками из Румынии, Молдавии, России… Рекомендации 3.4. Описание методик получения приведенных в таблице результатов и дальнейших, полученных в последующие 40 лет, вы сможете найти в материалах по домашней системе образования – в развивающем комплекте РК МИР – www.rebenokh1.narod.ru/mir0200.htm . Рекомендации 3.5. Если вы всей семьёй будете участвовать в соревнованиях, конкурсах¸ где побеждает ваш ребенок, то это будет лучшей наградой ребенку и поощрением его увлечений и занятий.
|
|