|
|
4. Каждая семья
– экспериментальная площадка по воспитанию детей одаренными. Начиная с 1988 года я экспериментирую с персональными компьютерами для использования их в интеллектуальном развитии и воспитании детей с первых лет жизни - этим делом я начал заниматься раньше, чем в США и Японии, так как дружил со всеми компьютерами, с которыми начинал общаться ещё с перфокарт и перфолент. Но чтобы ребенок "не ушел в виртуальную реальность", необходимо как можно скорее приобщить его к реальности во всех её проявлениях. Примечание. С началом перестройки мною были организованы кооперативы (например, АРМЭКС – «Автоматизированные рабочие места и экспертные системы», 1987 г.), совместное предприятие (например, SPS-Интергеомодель, 1989 г.), которые занимались поставками первых персональных компьютеров в СССР и разработкой программного обеспечения для них. Использование современного программного обеспечения может быть темой отдельной главы или книги. Теперь компьютеры помогают родителям создать развивающую среду, обучать, осваивать многие виды знаний по различным направлениям. Здесь всегда были и открываются всё новые и новые захватывающие, просто фантастические перспективы. Но в компьютерах таится невиданная ранее, и самая грозная опасность – игры, которая приводит к неизлечимой болезни - игромании. Но жизнь показала, что обычная, некомпьютерная жизнь и быт ещё долго будут сохраняться и оставаться неотъемлемой частью развития и воспитания ребенка. Доля компьютерной и виртуальной реальности будет всё возрастать, и именно поэтому рекомендовал, упорядочил и рекомендую с максимальной пользой использовать компьютер для всестороннего развития ребенка. Самые лучшие педагоги и самые фундаментальные и разнообразные знания могут стать доступными современному ребенку через компьютер и Интернет. Однако и сорок лет тому назад существовали неисчерпаемые возможности для развития и обучения детей в домашних условиях. Вот уже много лет я не перестаю удивляться, почему взрослые люди, побывавшие в своё время в «традиционной школе» и знающие, как там сначала легко, а потом скучно и трудно учиться, заставляют туда же идти своих детей и тратить их время себе же во вред: терять здоровье и способности! И если школа сопротивляется инновациям, то в семье можно немедленно, не дожидаясь педагогов, реализовать самые новые и современные идеи образования. Рекомендации 4.1. В каждой семье, как я считаю, и в каждой школе, - как пишут Г. Драйден и Д. Восс в книге «Революция в обучении», - можно организовать несколько Интернет-фирм, дизайнерскую студию, бухгалтерию, банк и даже производство и ферму, которые помогут ребенка обучить нескольким профессиям. Если это сделать в семье, то достичь такой цели можно даже не ходя в школу.
Когда в 1965 году, в седьмом классе я был вынужден встать во главе семьи, то освобождаться от школы меня заставляла нужда и нехватка времени. Я начал рассуждать как родитель и, одновременно, исходил из потребностей, и родителя, и ребенка. Возникали те же самые вопросы, которые встают и сегодня перед каждым родителем и почти в каждой семье. Рекомендации 4.2. Организация в семейной учебно-воспитательной и производственной экспериментальной площадки образца 1965 года. Лукавые чиновники, контролируемые из-за океана, много лет сдерживают создание детских садов и школ семейного типа. Для создания таких детских садов – школ можно использовать имеющийся опыт реально функционировавших в России «экспериментальных площадок», имевшийся в прошлом. Восемь месяцев в году я был полноправным заведующим семейной экспериментальной площадкой (СЭП): кормление воспитанников, вопросы безопасности и успехов освоения учебных программ в общеобразовательной и музыкальной школе, организация всего быта и функции распорядителя кредитов лежали на мне. 1. Развитие навыков сельскохозяйственного производства и фермерства. Несмотря на то, что мы жили в городе, столице республики, у нас, как в полноценной экспериментальной площадке, под руководством матери было организовано подсобное «сельскохозяйственное производство», которое мы вели, обеспечивая себя свининой, свежими куриными яйцами, крольчатиной, овощами и фруктами, виноградом и даже цветами на продажу, знакомясь с фермерской жизнью. 2. Развитие творческих навыков художника и дизайнера. Кроме того, под творческим руководством отца, было организовано семейное производство, которое мы называли «экспериментальный художественный цех». В нём мы вместе с родителями производили гипсовые изделия для дизайна помещений (розетки под люстры, пилястры, багет) и другую продукцию, фотографии, эскизы для оформления ЦУМа, ВДНХ… Имелись книги о выдающихся художниках, альбомы репродукций. Выписывались все существовавшие тогда журналы по теме: «Советский художник» и «Декоративное искусство». 3. Развитие навыков организации и управления производством и сбытом. Имелся также небольшой «шелкографический цех», где могли изготавливать красочные изделия, например, шили знаменитые тогда крепкие льняные сумки и делали им дизайн «под импорт», которые были в дефиците... Это производство позволило приобрести автомашины «Москвич», «Волгу»… 4. Направление «дизайн одежды». Было организовано ателье пошива модной одежды. Для мамы даже сделали пристройку, в которой были установлены зеркала, кресла и столик с журналом «Мода», откуда местные модницы делали заказы на пошив платьев… Однако, вскоре стало понятно, что частные дома моделей не могли быть выдержать конкуренции с государственными ателье, где цены были фиксированными и очень низкими и дело было поставлено «на поток». Этот бизнес принес не только убытки, но и пользу: с тех пор почти всё необходимое, даже костюмы, шилось дома. 5. Направление: «строительство», или развитие территорий – «девеломпент» может реализовать каждый современный родитель на своей даче. Выделенный нашей семье «Заводом им. Ленина» участок располагался на каменистом пустыре между и аэропортом. Сегодня благодаря поселенцам из России, эта каменистая пустыня выглядит как цветущий вишневый, яблоневый, абрикосовый и персиковый сад. Меня привезли туда в три года: среди камней и песка пробивались диковинные травы, колючки и я безуспешно пытался поймать стремительных, как молния, ящериц и исчезающих неведомо куда кузнечиков. Этот участок оказался превращен в строительную площадку. Сначала был обустроен домашний карьер, где гравий, песок, валуны и глина добывались тут же, из-под земли. Это были своего рода уроки геологии разведки и добычи некоторых полезных ископаемых для строительства. Всё это просеивалось, сортировалось и запасалось для бетонного раствора, необходимых для закладки фундаментов и сооружения подвалов. Огромные глиняные кирпичи для возведения стен – так называемый «саман» – изготовили сами и тут же, обнаружив глиняные линзы поблизости. Труд был тяжелый, иногда даже каторжный и его приходилось делать интересным и увлекательным: когда родились братья, то не отходили от меня ни на шаг и помогали делать эту тяжелую работу, играя и веселясь, и они были уверены, что всё это - игра. Затем строились подсобные строения: помещения для животных и птиц, гараж, сауна и т.п. В итоге были построены дом для квартирантов и основной дом: самый большой в округе, с двумя балконами и огромной мансардой на втором этаже – мастерской художника. Всё строилось своими руками, день за днём, год за годом. Рождались ещё дети, которые подрастали и тоже осваивали все инструменты и виды строительных работ. «Экологичеcкое воспитание». После выработки «полезных ископаемых» и завершения строительства, была проведена экологическая реабилитация участка: завезено более 20 самосвалов плодородного грунта из затопляемых мест со строительства ГЭС. Был посажен сад и разбиты огородные грядки... Теперь уже новые поколения местных ящериц, постепенно адаптировались и, как ни в чем не бывало, бегали не по камням, а по стенам дома и деревьям. Так, в течение долгих более десяти лет с участием детей от 2-3 до 16 лет в старом русле горной речки Ала-Арча строился «дом», малая родина: было возведено 8 строений, от фундамента до кровли, отделки и монтажа сантехнического оборудования., и возник цветущий сад. Выходцами из России в Средней (Центральной) Азии были построены миллионы таких домов – за свой счет, без каких-либо кредитов и субсидий. Подобную работу в семье можно рассматривать как практикум по реализации больших, долгосрочных проектов России, результаты которых в одночасье уничтожили «политиканы». 6. Направление: «Управление транспортом». Дети имели доступ к транспортным средствам и их самостоятельному мелкому ремонту: самокатам, велосипедам, мотоциклу и автомобилю и смолоду умели профессионально водить и даже зарабатывать этим на жизнь в трудные времена. 7. Развивающие и учебные пособия по живописи. Имелись книги о великих художниках, альбомы репродукций и весь арсенал инструментов художника, а саму работу мастера, процесс появления произведений, выполненных в разных стилях и жанрах, можно было наблюдать каждый день. 8. Пособия по музыкальному развитию: Широкий набор звуковых синтезаторов - музыкальных инструментов: гармонь, балалайка, гитара, ксилофон, барабан, скрипка, баян и, наконец, фортепиано. Но это было далеко не всё, что входило в методику отца. Он учил меня и показывал музыкальные номера на любых подходящих для этого предметах: на столах и стульях, на бутылках, банках и кастрюлях и прочих емкостях. Наконец одним из номеров была «пальцемузыка»: художественное щёлкание всеми четырьмя пальцами о большой палец обеими руками. Ну и, конечно, главный музыкальный инструмент – голос, вокал. Почти половина его номеров не требовала музыкальных инструментов – концерт можно было устраивать даже в окопе! Со всеми 14-ю номерами он выступал с концертами в смотрах художественной самодеятельности в войсках Белорусского фронта и в Восточной Пруссии. Его номера иногда занимали целое небольшое отделение: «Человек-концерт». Методическое обеспечение домашней экспериментальной площадки. Методика моего отца состояла из трёх частей: 1 – сначала он рассказывал и показывал все приёмы и техники исполнения, которые знал сам. 2 – далее следовало объяснение и показ разных композиций и стилей; 3 – наконец, отец ставил стул посреди комнаты и демонстрировал профессиональный уровень. Он исполнял те самые номера публичных концертов военного и послевоенного времени, с которыми он ездил в составе фронтовой бригады художественной самодеятельности полка, которая гастролировала вдоль линии фронта, а после войны – по местам дислокации советских войск. После очередного такого показа он говорил: «Я тебе обо всём рассказал, все секреты, которые знал - передал, и теперь всё зависит от тебя: нужна только практика. Выучишь, или сам придумаешь несколько номеров или произведений и доведешь их до совершенства – станешь профессионалом - мастером». После этого я мог делать что угодно – доводить мастерство до профессионального уровня либо за три года, либо за три дня – всё зависело от моего желания и наличия времени… Вторым методистом в «семейной экспериментальной площадке» была мама, которая тоже не отставала по числу курируемых экспериментальных «направлений обучения». 9. «Коммерческое направление». Каждый поход на рынок уже с 4-х лет для меня превращался в урок коммерции. Она учила меня делать делали пучки редиски, лука, укропа и другого урожая – все это я должен был на рынке продать и тут же, на вырученные деньги мы покупали то, что нам было нужно. 10. «Бухгалтерия». Пройдя бухгалтерские курсы, она учила меня основам бухгалтерии: систематизации предметов и операций «по счетам» и ведению двойного учета, составлению балансов. 11. Журналистика. Уже во втором классе, в 1960 г. я освоил по тем временам «суперпособие»: пишущую машинку, на которой печатала секретарша директора поликлиники, где работала моя мама, часто по субботам и воскресеньям делая балансы. 12. «Химия». Будучи в то время главным бухгалтером в стоматологической поликлинике, она превратила её в школу для меня. Чтобы я не терзал буровые машины врачей, мне вручили немереное количество пломбового материала, подарили фарфоровую ступку, пестик и полкило ртути. В результате у себя дома я организовал небольшой «серебряный рудник», работающий на привозном обогащенном сырье (из поликлиники): извлекал серебро до тех пор, пока не обеспечил кусочками все аквариумы у друзей и знакомых в округе: вода в присутствии серебра оказывалась более чистой и здоровой для рыб. Проведя несколько серий других экспериментов с жидкой металлической ртутью, которая почему-то не взрывалась, не горела, я потерял к ней интерес и закопал где-то на участке до лучших времен. Хорошо, что всё обошлось: этот ядовитый реактив, конечно, нельзя давать детям. Более интересными были магния и марганцовка, которые и горели и взрывались, и так же фотопленка, из которой мы делали и запускали ракеты. 13. Приготовление пищи и консервирование. Этим возможности домашней экспериментальной площадки далеко не исчерпываются. Сюда можно добавить приготовление пищи: русской, украинской, киргизской, узбекской и казахской. Но этому научила в 7 – 8 лет. Поскольку мы несколько месяцев в году жили без матери, всё это приходилось готовить нам самим. Выходные дни к приготовлению пищи иногда подключался и отец – от него мы усвоили творческий подход к поварскому делу. Он постоянно экспериментировал. Однажды он сделал яичницу-омлет с перцем, которую мы тогда, конечно, не смогли съесть, но мне её снова довелось попробовать через двадцать пять лет, в 1993 году довелось попробовать в Пекине, в столовой одного из предприятий столицы Китая. 14. Многоукладность жизни казаков. Почти все годы, каждое лето «семейная педагогическая экспериментальная площадка» перемещалась в деревню Ивановка: я проводил у родителей матери, в семье семиреченских казаков. Это была будто отдельная маленькая страна, где у каждой семьи было самостоятельное хозяйство, поскольку жизнь казаков предполагала автономное существование - в виде поселений на границе империи или вдали от родины: они должны были уметь буквально всё. Помогая в повседневных делах деду, мне пришлось освоить множество навыков или наблюдать: рыбная ловля, охота, кузнечное дело, бондарное дело, выращивание винограда, различных овощных культур, прививка («калировка») и обрезание фруктовых деревьев. Излишки урожая засушивались и консервировались, а отходы шли на откорм домашних животных – ничто не пропадало. На одном дереве иногда до пяти разных сортов фруктов: занятно было наблюдать, как вкус этих сортов иногда менялся до неузнаваемости. Вот так ещё тогда мы занимались генной модификацией растений. Один из моих дядек, Николай работал в начале 60-х годов главным агрономом колхоза – он знал и в максимальной степени использовал все известные научные достижения и культуры в своем собственном, почти автоматизированном саду, дававшем максимальную отдачу. Рекомендации. Сегодня имеется более 500 бизнес планов для реализации семейного бизнеса в домашних условиях. Обеспечение дома и всего этого хозяйства большую часть года зависело от меня. В оставшиеся четыре месяца власть переходила к приезжавшей с лечения маме, которая инспектировала и отменяла некоторые мои решения и проводимые эксперименты. Так, в 1967 году она решительно отменила перевод братьев на 1-2 класса вперед. Этот перевод был согласован уже и с директором, и завучем школы, и занятия пришлось прервать. Это нанесло серьезный удар по всей дальнейшей «исследовательской программе», согласно которой воспитанники СЭП должны были окончить среднюю школу, как сейчас говорят, «экстерном» в 14 – 15 лет. Тем не менее, по другим направлениям, которые было невозможно блокировать, эксперименты продолжались. Результаты, приведенные в таблице 1 удалось получить потому, что, начиная с 1965 года, в этом была острая практическая потребность – мне нужно было высвободить время. Из-за болезни матери, оказавшись фактическим «главой» многодетной семьи, я получил возможность превратить семью и школу в единую «экспериментальную площадку» и частично перейти на «индивидуальные программы» - как выразились бы сейчас. Я был «распорядителем кредитов», и даже ездил получать зарплату вместо отца. На меня легло управление домашним производством, мини фермой, хозяйственные вопросы весь дом и подсобное хозяйство. Были на мне и другие обязанности: организация и контроль занятий в музыкальной школе, в секциях и кружках. Рекомендации 4.2. Сегодня, через 40 лет можно, наконец, каждой семье, имеющей троих детей, получить финансирование, выделяемое государством на воспитание и бесплатное образование детей. В Москве это составляет 49,5 тыс рублей в год на ребенка. Зарегистрировав детский сад семейного типа, где родитель многодетной семьи может реализовать те или иные программы обучения. Это регулируется Постановлением Правительства Москвы «Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада» от 30 октября 2007 г. N 951-ПП. Более подробную информацию о документе и методической поддержке, которую оказывает АОСЭР смотрите: www.rebenokh1.narod.ru/edusemdetsad.htm. Рекомендация 4.3. Например, в США таких домашних детских садов и школ к 2005 году было создано более 2-х миллионов и рождаемость в этих семьях выросла до 4 – 5 детей. Это можно взять на вооружение нашим депутатам и правительству, не знающим, как предотвратить демографическую катастрофу. В качестве инициативы от родителей, Вы можете отправить проект такого постановления в орган местного самоуправления. Если оно будет принято, что Ваши дети будут обеспечены лучшим в мире детским садом и школой – вашими собственными! Вы можете не беспокоиться: знаний «традиционной педагогики» не потребуется – нужна родительская педагогика. Все вопросы организации и выбора эффективных методик, как планируется, будут раскрыты в выпусках программы АОСЭР «Каждой семье – одаренных детей» и на сайтах по системе «МИР ребенка» Полученные результаты ясно говорили, что возможно полностью пересмотреть всю систему образования в интересах родителей и детей. Поначалу бастионом против одаренности стояла «традиционная школа», кормившая несколько миллионов педагогов и членов их семей, граждан страны. Моя безуспешная борьба с некоторыми педагогами в школе оставила тяжелые воспоминания. Обрекать на такую борьбу других школьников не входило в мои планы. Но я тогда не знал, что за педагогами и учителями, ничего не подозревающими, стояли другие, серые «кардиналы», лоббирующие через методики обучения интересы тех или иных сообществ, далеко не всегда добропорядочных. Но если уж решать проблему, то надо было её решать до конца. Тут было два варианта: 1) либо идти по пути создания новой школы, 2) либо обойтись без школы вообще, если помещения школ управления образованием захвачены противниками одаренности. Но любые посягательства на школу в те времена выглядели кощунством, а эксперименты, ставящие под сомнение сроки обучения и объем даваемых знаний, были строжайше запрещены. Оставался второй путь, более фундаментальный: разработать альтернативную систему образования, чтобы обойтись вообще без услуг школы, как я до этого обходился, правда, пока только по некоторым предметам. Для того, чтобы полностью отказаться от школы, которая тормозила развитие, необходимо было разобраться, подвергнуть сомнению и разрушить «незыблемые» устои и представления традиционной педагогики и прежде всего то, что касалось чтению и математике. Никакие учёные слова тут не могли помочь – нужны были результаты, доступные и понятные всем, как это было, например, в случае рисования, игры в шахматы, поэзии, музыки, математики и других. Прежде, чем разрушать, нужно построить. Необходимо было изобрести какие-то сверх эффективные, но доступные всем методы обучения чтению, математике и по другим школьным предметам, оставшихся «непобежденными» после моих первых экспериментов. Кроме того, оставался ещё один огромный резерв: перевод обучения в более ранние сроки, чем тоже запрещалось заниматься, что было смешно, так как у меня серьезный опыт занятий с малышами с 2-х и 3-х лет уже был. |
|