|
|
Как бороться с 12-леткой? 1. Последствия второгодничестваНадвигающаяся реформа общего образования вызывает все большее беспокойство общественности. Это и понятно: всю Россию оставляют на второй год, унижая человеческое достоинство наших еще не родившихся детей, давая всем понять, что представители последующего поколения изначально считаются более ущербными, чем мы. Отчасти в этом виноваты те, кто обучаются сейчас в школе: в настоящее время подростки достаточно активно употребляют спиртные напитки, курят, а кто-то пристрастился и к наркотикам вместо того, чтобы осваивать школьную программу. При этом у учителей складывается мнение, что детям трудно учиться, они перегружены, и программу надо растянуть. Нерадивые же учащиеся пользуются всеми льготами еще советской системы образования, получая возможность беспрепятственного поступления в вуз в 17-летнем возрасте практически без усилий: потенциальных "второгодников" школа вытягивает изо всех сил, чтобы не портить статистику. Расплачиваться за халатность и безалаберность нынешних школьников придется нашим будущим детям. О негативных последствиях увеличения возраста поступления в вузы уже написано немало. Действительно, эффективность подготовки молодых ученых будет резко снижена. Еще Д.И.Менделеев ("Заветные мысли". М.: Мысль, 1995, с.234) писал: "Когда заговорят потребности, естественные в возрасте выше 20 лет, тогда ученье и вся прелесть науки не могут уже так увлекать и захватывать всю жизнь, как то делается в более ранний период. Самым впечатлительным и влиятельным для всей остальной жизни должно считать, судя по моему опыту, основанному на многих тысячах испытанных мною юношей, именно возраст от 16 до 20 лет, и этот период наибольшей умственной восприимчивости должно назначать прежде всего для получения или специального образования в высших учебных заведениях, или по окончании среднего образования в жизненном вступлении в ту или иную специальность дальнейшего служения интересам общества." Сейчас объем информации, необходимый для того, чтобы только приступить к научной работе, по сравнению с 19-м веком многократно возрос. А значит, следовало бы задуматься над снижением, а не увеличением возраста поступления в вузы, чтобы к 20-летнему возрасту молодой человек мог получить образование хотя бы на уровне магистра. Ведь современные сложные разделы квантовой физики и абстрактной математики требуют длительного самостоятельного обдумывания. Для этого студент должен быть свободен от всех посторонних (бытовых, семейных, материальных) проблем. А такими качествами обладают только дети. Далее, любая творческая деятельность требует полной самоотдачи, работы в буквальном смысле днем и ночью. Но даже при самых благоприятных условиях для полноценной самореализации человеку отпущено природой очень мало времени хотя бы потому, что первого ребенка рекомендуется рожать до 30 лет. На Западе многие пары не могут иметь своих детей и всеми правдами и неправдами пытаются усыновить наших. Не является ли это обратной стороной 12-летнего образования в школе? Даже сейчас, когда возраст поступления в вузы составляет, как правило, 17 лет, для получения квалификации "магистр" требуется 6 лет, а срок обучения в аспирантуре составляет 3 года, только к 26 годам среднестатистический молодой ученый формируется как личность. Аналогичные проблемы возникают и в искусстве: будущий специалист в области музыки поступает в консерваторию, как правило, после музыкального училища, а затем обучается в аспирантуре или ассистентуре-стажировке, получая необходимые навыки лишь к 27 годам. Разумеется, столь позднее получение образования абсолютно неприемлемо. Не случайно выдающимися учеными становились те, кому удалось приступить к научной работе в значительно более молодом возрасте. Такими людьми были Л.Д.Ландау и Н.Н.Боголюбов: первый из них в 14 лет поступил в институт, второй - в 13 лет стал сразу аспирантом. Впоследствии они и стали наиболее яркими личностями, определившими пути развития теоретической и математической физики в 20-м веке. Сейчас трудно сказать, были бы наши научные достижения значимы на мировом уровне, если бы наших выдающихся ученых заставили учиться в 12-летней школе. В то же время, нынешнее бурное развитие "лженауки" свидетельствует о том, что многие недостаточно хорошо изучили то, что формально "прошли" в вузах. Многие студенты и аспиранты не проявляют должного интереса даже к своей области науки, недостаточно активно осуществляют научные исследования. Вот к чему приводит поступление в вуз в "зрелом" возрасте! Негативное влияние увеличения сроков обучения отражается и на уровне научных публикаций, который неуклонно падает, хотя количество ученых растет. Сейчас уже нет выдающихся ученых, равных Л.Д.Ландау и Н.Н.Боголюбову. И если в начале 20-го века Нобелевские премии присуждались за создание квантовой теории, перевернувшей наши представления о мироздании, в середине 20-го века - за устранение расходящихся выражений в квантовой теории поля, то в конце века - всего лишь за вычисления в одной из моделей квантовой теории поля с использованием размерной регуляризации. Вообще, любая система образования с фиксированным сроком обучения представляется социально несправедливой для тех, чья деятельность в будущем потребует более высокого уровня образования. Например, рабочий и при 12-летнем сроке обучения в школах сможет спокойно начать трудовую деятельность в 19-20 летнем возрасте, окончив основную школу и ПТУ. Для него увеличение сроков обучения в школе будет даже выгодно: не так быстро придется прощаться с детством. А у будущих научных работников детство затянется до 27-28 лет. И это несмотря на то, что физиология у всех людей (продолжительность жизни, границы детородного возраста, возраст полового созревания, потребности в пище) практически одинаковая. Пожалуй, такая дискриминация более образованных людей неприемлема. При нынешней образовательной системе люди науки достигают вершин в своем деле занчительно позже, чем представители других профессий. Сейчас никто не удивляется артистам эстрады, добившимся славы в 16-летнем возрасте; преуспевающим молодым бизнесменам; политикам, пробившимся в депутаты Госдумы в 22 года; 23-летним чемпионам мира по шахматам. И только среди научных работников самому молодому академику - за 40. Значит, что-то не так в подготовке научных кадров. Думается, всем гражданам независимо от будущей профессии следовало бы предоставить одинаковые стартовые возможности. А этого можно достичь, только устанавливая сроки обучения в школе индивидуально в зависимости от способностей ребенка. Такая возможность у нас уже давно (с 1992 г.) предусмотрена законодательно, только ее почему-то очень плохо используют: Закон РФ "Об образовании" предусматривает право на ускоренный курс обучения для обучающихся всех образовательных учреждений. 2. Успехи семейного образованияМеня очень удивляет, что многие из журналистов, освещающих проблемы школьной реформы, не очень хорошо знают права и обязанности родителей, детей, школы и государства в области образования. Наша Конституция четко разграничила полномочия родителей и государства. Обязанность родителей - обеспечить получение ребенком основного общего образования. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" родители вправе как направить своего ребенка в школу по своему выбору, так и дать ему школьное образование своими силами в семье. Государство при этом должно разработать государственный образовательный стандарт, установив, чему конкретно должны научить родители своего ребенка (самостоятельно или с помощью школы), и поддерживать различные формы образования и самообразования. Законом РФ "Об образовании" установлены следующие формы освоения образовательных программ: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное образование, самообразование, экстернат. При этом допускается сочетание различных форм получения образования. И в советское время находились родители, которые стремились ускорить развитие своих детей, считая школьную программу слишком замедленной. Классический пример - выдающаяся семья Никитиных (Б.П.Никитин, Л.А.Никитина. "Мы, наши дети и внуки". М.:Лист, 1997). Каждый из семерых детей в этой семье окончил школу раньше сверстников. При этом дети практически не болели и добились также больших успехов в спорте. Развитие детей в семье Никитиных начиналось с самого раннего детства. Играя в различные интеллектуальные игры, дети успешно осваивали элементы школьной программы. Самый талантливый из детей - Антон - в 8 лет пошел в 5-й класс. Увидев в системе Никитиных непосредственную опасность для своего безоблачного существования, официальные педагоги и врачи набросились на беззащитную семью. Никитиных поливали грязью, обвиняли в "антинаучности", вместо того, чтобы обобщать подобный прогрессивный опыт. И в наши дни "Московский комсомолец" (Примечание редактора: - по мнению большинства экспертов и населения страны - ублюдочная газета (главный редактор П. Гусев), прихватизировавшая благородное советское название и использующая его в антиморальных, безнравственных и антикоммунистических целях, флагман антироссийской желтой прессы, которого не раз метко называли "Московским сексомольцем") уже после смерти Б.П.Никитина назвал семью Никитиных "выродочной". К сожалению, семья не была свободна от внутренних противоречий. Л.А.Никитина фактически была против интеллектуального развития детей в части получения ими высшего образования. В результате дети не смогли реализовать свои способности в полном объеме и достигли меньшего, чем могли бы. Первопроходцам, как известно, всегда трудно. Тяжело в одиночку бороться с целым государством, отстаивая права своих детей. Но результаты Никитиных не пропали даром. Используя разработанные Никитиными интеллектуальные игры и тщательно анализируя их опыт, семья Князевых сумела добиться еще больших успехов в воспитании дочерей Дианы и Анжелы, которые, обучаясь в форме экстерната, закончили школу и поступили в Финансовую академию при Правительстве РФ в 10 и 12-летнем возрасте. Девочки за 3 года успешно прошли 5-летнюю вузовскую программу и поступили в аспирантуру, где сейчас и обучаются. Успехи семьи Князевых должны вдохновлять каждого, кто только собирается обзаводиться детьми. Важно отметить, что никакого ущерба здоровью детей не наносится: дети развиваются самостоятельно с использованием преимущественно игровой формы получения образования, гармонично сочетая умственные и физические нагрузки вместо того, чтобы просиживать за партой в соответствии с непонятно кем разработанным расписанием занятий. Не будем забывать и о том, что Диана Князева лишь повторила достижение Н.Н.Боголюбова, который в свое время поступил в аспирантуру также в 13 лет, при этом никаких негативных последствий для здоровья отмечено не было. По-видимому, график развития сестер Князевых - оптимальный для тех, кто собирается в дальнейшем заниматься научной или иной интеллектуальной деятельностью, требующей серьезного образования. Хочется надеяться, что к моменту создания семьи Диана и Анжела успешно получат ученую степень доктора наук и (возможно) ученое звание профессора, сумев хоть в какой-то степени реализовать себя в профессиональной деятельности. Вот и путь решения демографических проблем, подробно описанных у М.Кондратовой ("Демографический пролог к педагогической поэме" // "Русский переплет"). К сожалению, и сейчас некоторые представители официальной педагогики, забыв об успехах Н.Н.Боголюбова, с нетерпением ждут ошибок Дианы и Анжелы и даже не могут скрыть своей зависти и злости от того, что у девочек все идет хорошо. "Родительская" педагогика не стоит на месте. Интеллектуальные игры для детей постоянно совершенствуются. Выдающийся педагог-новатор П.В.Тюленев (П.В.Тюленев "Как развивать детей одаренными?" М. - 1998, "Читать - раньше, чем ходить", М. 1996, "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка" (1995 г.), "Когда начинать воспитывать будущего президента России?, М., 1996 г., см. также серию статей в журнале "Социальная защита", 1996 - 1999 г., и другие) разработал систему методик и наглядных пособий и игр для детей до 1 года, которая прошла успешную апробацию, в частности, в семье П.В.Тюленева: его дочь Лариса по специальной методике развивалась намного быстрее сестер Князевых: в возрасте 1 год (1988 г.) уже не только читала, но и печатала на электрической пишущей машинке "Роботрон", а в возрасте 3 года уже вела в 1991 году дневник на компьютере и печатала сказки, освоив программу начальной школы уже к 5-летнему возрасту. Поначалу Лариса (1995 г.), Диана и Анжела (1996 - 1999 г.) обучались в форме экстерната. Но потом мать и бабушка Ларисы выступили категорически против развития ребенка. К сожалению, разногласия между родителями - распространенная причина сдерживания воспитания детей. Указанные выше примеры относились к обучению детей в семье. В последнее время похожая система раннего образования, разработанная Н.А.Зайцевым (Н.А.Зайцев "Письмо. Чтение. Счет." СПб.:Лань, 1997), начала внедряться и в детские сады (в основном, негосударственные), которые правильнее было бы назвать школами для 3-5-летних детей. Дети получили возможность осваивать программу начальной школы, не прибегая к классно-урочной форме. Для обучения чтению и письму в игровой форме Н.А.Зайцевым были разработаны специальные кубики со складами (типа Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ). При этом гласные буквы изображаются одним цветом, звонкие согласные - другим, глухие - третьим. Твердые склады (Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ) изображены на больших кубиках, мягкие (БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ) - на маленьких. Кубики со звонкими складами наполнены железками (гремят "звонко"), с глухими - деревяшками. Тем самым дети привыкают к буквам и звукам в игре; ничего заучивать не надо. Обучение математике осуществляется также в игровой форме с карточками от 0 до 99. С данным материалом придумываются разные (индивидуальные и между командами) игры. Результаты апробации системы Н.А.Зайцева в д/с N31 г.Санкт-Петербурга таковы: за полгода работы с группой из 22 пятилетних детей шестеро подготовлены на уровне выпускников 2-го класса, 12 - на уровне выпускников 1-го класса. При этом заболеваемость оказывается в 3 раза ниже, чем в среднем по Санкт.-Петербургу. Многие из детей, занимавшихся по данной методике с двух-трехлетнего возраста, в 7 лет идут в 5-й класс. Указанные факты свидетельствуют о том, что даже нынешняя "официальная" система дошкольного и школьного образования рассчитана скорее на детей с явными задержками в развитии и направлена на то, чтобы замедлить получение образования остальными детьми. Наверное, иного и не следовало ожидать от устаревающей классно-урочной формы обучения: ведь если главная цель - обеспечить отсутствие второгодников, то и ориентироваться приходится на отстающих учеников, подгоняя под них все образовательные программы. 3. Когда начинать образование?Критики 12-летки обращают внимание только на срок обучения. Не менее важный вопрос о возрасте поступления детей в школу почему-то и не поднимается. А ведь в настоящее время программа "1-3" в начальной школе уже свернута, а возраст приема детей на программу "1-4" в большинстве школ составляет "не менее 6.5 лет на 1 сентября", т.е. 6.5-7.5 лет (в среднем 7 лет). При не очень удачной дате рождения ребенку придется до 11.5 лет ограничиваться получением лишь начального образования, обучаясь лишь письму, чтению и счету. Понятно, что при таком уровне образованности подросток легко может быть вовлечен, например, в компанию сверстников-пьяниц. Таким образом, соросовские профессора должны бороться не только против "12-летки", но и за восстановление программы "1-3" и снижение возраста поступления в школу. В.М.Филиппов заявил: "Сейчас мы имеем 11-летку с 7-летнего возраста, будем иметь 12-летку с 6 лет", пообещав в одном из интервью снизить со временем возраст приема детей в школу до 5.5 лет. История вопроса о возрасте начала общего образования такова. В соответствии со школьной реформой 1984 г. начальное образование становилось четырехлетним, при этом возраст приема детей в школу снижался с 7 до 6 лет. Однако в 1996 г. Госкомсанэпиднадзор издал документ под названием "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", где установил, что "обязательным условием для приема детей 7-го года жизни в школу является достижение ими к 1 сентября учебного года возраста 6 лет 6 месяцев", грубо нарушив Конвенцию о правах ребенка , предоставляющую детям право на развитие их способностей и талантов в полном объеме, Конституцию РФ , где сказано, что права человека могут быть ограничены только федеральным законом, и Закон РФ "Об образовании" , предписывающий, что образовательное учреждение самостоятельно устанавливает возраст приема граждан. С точки зрения законности, следовало бы ожидать от Госкомсанэпиднадзора "гигиенических требований" для школ, обучающих детей 6 лет, 5 лет, 4 лет и т.д.: например, можно было бы запретить использование классно-урочной системы для таких детей, разрешив их обучение в игровой форме по безопасным для здоровья методикам типа Н.А.Зайцева. Но нет - вышеупомянутое ведомство решило попытаться запретить развитие детей. Уважаемые санитары рьяно ищут опасность для здоровья детей в раннем развитии, но почему-то совсем не оценивают вред, причиняемый ребенку из-за недостаточной образованности: возможность быть впоследствии вовлеченным в пьянство, курение, наркоманию, преступные групприовки даже не принимается во внимание. Строго говоря, пункт о запрете на обучение детей до 6.5 лет вообще не может применяться не только потому, что он противоречит Конституции, но и потому, что "гигиенические требования" не были официально опубликованы в "Российской газете". А в соответствии с Конституцией РФ , только официально опубликованные нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, могут быть применены. К большому сожалению, никто из родителей даже не попытался оспорить вышеупомянутые санитарные правила в суде. И где в то время были соросовские профессора? На практике ограничения Госкомсанэпиднадзора можно обойти двумя способами. Первый - осуществлять обучение детей не в школе, а в образовательном учреждении типа "начальная школа - детский сад", типовое положение о котором было утверждено Правительством РФ в 1997 г. В таких учреждениях осуществляется обучение и воспитание детей в возрасте от 3 до 10 лет, причем дошкольная и школьная программы представляют собой единое целое. Еще на одном способе следует остановиться подробнее. Это освоение школьной программы в форме экстерната. Еще в 1992 г. Закон РФ "Об образовании" установил, что граждане, освоившие самостоятельно образовательную программу соответствующего уровня, имеют право на аттестацию в форме экстерната в государственном образовательном учреждении, независимо от возраста и других обстоятельств. Однако в нарушение закона в течение долгого времени экстернат в начальной школе вообще предусмотрен не был. И только в 2000 г. "Положением о получении общего образования в форме экстерната" детям было, наконец, предоставлено право на получение начального образования в форме экстерната. Положением установлено также, что "получение общего образование в форме экстерната не ограничивается возрастом" (ни сверху, ни снизу). Тем самым вырисовывается следующий способ работы с талантливыми детьми, не достигшими 6.5-летнего возраста, но тем не менее способными осваивать школьную программу: они принимаются в школу, но только на обучение в форме экстерната. Наверное, это достаточно разумный компромисс между родителями, педагогами и санитарами. Хорошо бы, чтобы он успешно воплотился в жизнь... 4. Как взаимодействовать со школойЧто же могут сделать родители, желающие обеспечить своим детям возможность развиваться в соответствии с их способностями? Как помочь ребенку приступить к освоению школьной программы в дошкольном возрасте? Думается, что можно начать с применения рекомендаций, приведенных в вышеупомянутых книгах Б.П. и Л.А.Никитиных, П.В.Тюленева, Н.А.Зайцева, посвященных раннему развитию детей, с учетом специфики каждой конкретной семьи. Понятно, что приступать к изучению указанных рекомендаций следует задолго до рождения ребенка, иначе можно и запоздать с его образованием: есть точка зрения, что после 3-летнего возраста влиять на ребенка уже поздно... Отрадно и то, что, по мнению педагогов-новаторов, успехи семейного образования зависят не от вложенных денег, а от личного участия родителей в воспитании ребенка. Поэтому указанные методики доступны и малообеспеченным семьям: вспомним, что семья Никитиных была небогатой, за что ее и критикует "Московский комсомолец". Интернет-издания типа "Русского переплета" могли бы сыграть огромную роль в развитии семейного образования. Можно было бы организовать по аналогии с "Рейтингом молодых ученых России" "Рейтинг одаренных детей России", где собирать информацию о детях:
Каждая семья, осуществляющая самостоятельное обучение ребенка, фактически является маленькой лабораторией, где воплощаются в жизнь мечты многих поколений, апробируются новые методики развития способностей и талантов, которые впоследствии могут быть использованы и в официальной педагогике. Возникает острая необходимость в своего рода "профсоюзе" для родителей, развивающих своих детей с опережением насаждаемого сверху графика: необходимо осуществлять деятельность по защите прав таких родителей, создавать условия для широкого распространения их прогрессивного опыта по всей России, организовывать детские и молодежные общественные объединения одаренных детей. Перед родителями, занимающимися развитием способностей детей в полном объеме, неизбежно встанут большие организационные проблемы. В одиночку их решить будет очень трудно, поэтому помощь интернет-изданий и общественных организаций была бы неоценима. Сестрам Князевым повезло: им разрешили обучаться экстерном, а как быть родителям, если директор школы препятствует их ребенку? Вот почему крайне необходимо собирать информацию о том, в каких школах с пониманием относятся к детям, идущим с опережением графика, в каких - нет. Вообще, возможны два варианта взаимодействия со школой: конфликтный и дружественный. Но даже в первом случае родители, на мой взгляд, обязаны бороться за своего ребенка. И начинать надо как можно раньше. Например, родители 3-летнего ребенка могут прийти с двумя свидетелями к директору школы и положить ему на стол следующее заявление: "Наш ребенок успешно освоил программу 1-го класса школы в форме самообразования. На основании ст.50 п.3 Закона РФ "Об образовании" и пп. 1.3 и 1.6 "Положения о получении общего образования в форме экстерната" просим аттестовать нашего ребенка за 1-й класс на условиях экстерната. В случае отказа просим письменно сообщить нам причину отказа." Аналогичные заявления подаются в органы местного самоуправления, местный орган управления образованием (роно). Хорошо бы привлечь к проблеме внимание местных журналистов, которые могли бы в красках написать о дискриминации самых одаренных детей, являющихся гордостью данного микрорайона. Отказ аттестовать ребенка экстерном может быть вызван двумя причинами: или в школе экстернат не предусмотрен вообще, или возраст приема на обучение в форме экстерната установлен "не менее 6.5 лет на 1 сентября". В первом случае школа нарушает п.1.4, во втором - п.1.6 "Положения о получении общего образования в форме экстерната" . Орган местного самоуправления нарушает при этом ст.50 п.3 Закона "Об образовании" и п.1.3 Положения. В обоих случаях родители подают жалобу в районный суд на незаконные действия (бездействие) директора школы и органа местного самоуправления. На судебный процесс можно пригласить прессу. Если ребенок уже обучается экстерном, но школа отказывает в ускоренном прохождении образовательной программы - можно также попытаться пробить право на ускоренный курс обучения в соответствии со ст.50 п.4 Закона РФ "Об образовании" через суд. Думается, что хотя бы по одному году на каждой из ступеней образования (начальной, основной, старшей) выиграть при желании и везении можно. Совсем другая ситуация возникает, если школа положительно относится к стремлению ребенка пораньше поступить в вуз. Но и в этом случае родители не должны упускать свое счастье: ведь настроение директора может в любой момент измениться. Прежде всего, надо убедить диреткора внести в Устав школы такие дополнения, которые бы максимально защищали права одаренных детей. В первую очередь хотелось бы обратить внимание на следующее.
Родителям надо принять во внимание и имеющиеся в настоящее время законодательные препятствия к получению образования. Прежде всего, не допускается обучение на следующей ступени до полного освоения предыдущей. Например, ребенок, даже сдавший экстерном всю математику за начальную школу, не может посещать занятия по математике вместе с 5-классниками до полного освоения программы начальной школы. В пределах ступени можно, в принципе, посещать занятия в любых классах (с разрешения администрации школы, разумеется). Если по данному предмету программы 7-го и 8-го класса независимы, то законодательных запретов на одновременное посещение занятий 7-го и 8-го класса нет; технически, правда, это можно осуществить лишь в том случае, если отдельные предметы ребенок осваивает самостоятельно экстерном, не посещая занятий. К обучению на старшей ступени также нельзя приступить до прохождения обязательной государственной (итоговой) аттестации (которая проводится, как известно, раз в год) и получения аттестата об основном общем образовании. Без документа государственного образца о среднем (полном) общем образовании нельзя поступить в вуз, так что ребенок, даже блестяще знающий необходимый для поступления материал по профилирующим предметам вуза, не может быть допущен к вступительным экзаменам, пока он еще полностью не рассчитался со школой. При обучении ребенка в форме экстерната следует обратить внимание на существенное ограничение: нельзя сдавать экстерном более 12 экзаменов в год. Хорошо, если удалось договориться с администрацией школы о возможности прохождения аттестации не только по классам, но сразу за полный курс предмета. В этом случае ребенок может, в принципе, за 1 год сдать все экзамены за начальную школу, за 1 год - за основную и за 1 год - за старшую. Что делать, если такая возможность не предусмотрена? Обратимся к проекту базисного учебного плана 12-летней школы, который был опубликован в сентябре 2000 г. в "Учительской газете". За начальную школу необходимо сдавать следующие экзамены:
Растянутая на 1 год основная ступень (5-10 классы вместо 5-9) выглядит следующим образом:
На старшей ступени (11-12 классы) необходимо сдать экзамены по следующим 6 дисцилинам:
Возможно, если опыт сестер Князевых будет успешно использован другими родителями, Минобразование РФ пойдет и на сокращение сроков обучения в очной форме, хотя бы для наиболее одаренных детей. Соответствующий прецедент уже создан: я знаю школу, где открыли специальный класс ускоренного обучения, "уложив" программу "1-4" в 3 года, а программу "5-9" - в 4 года. В принципе, ст.50 п.4 Закона РФ "Об образовании" это позволяет: ведь государственный образовательный стандарт фиксирует лишь нормативные, а не фактические сроки освоения образовательных программ. Думается, создание классов ускоренного обучения - куда более разумный и справедливый способ работы с одаренными детьми, чем "углубленное" изучение отдельных предметов. Талантливым детям следует дать шанс пораньше поступить в вуз и получить нормальное полноценное высшее образование. Обеспечить всестороннее развитие таких детей можно было бы путем создания системы дополнительного образования для ребят, поступивших в вуз раньше сверстников. В настоящее время ребенок, обучающийся, например, в физико-математической школе, фактически тормозится в развитии: его не допускают к высшему образованию в течение того же срока, что и ребят, являющихся пьяницами и хулиганами, а вместо этого дают в школе какой-то упрощенный вариант вузовской программы (недостаточный для дальнейшего ускоренного обучения в вузе) или сведения из таких областей науки, которые вряд ли пригодятся для дальнейшей научной деятельности. Специализированные школы играют огромную положительную роль в объединении детей, имеющих сходные интересы в жизни, но их образовательные программы, пожалуй, направлены скорее на то, чтобы просто "занять" ребят, а не развить их способности в максимально полном объеме. Если и пытаться вводить какие-то элементы вузовской программы в специализированные школы для одаренных детей, то делать это надо на достаточно высоком уровне и с таким расчетом, чтобы впоследствии при поступлении в вуз выпускнику школы можно было бы перезачесть отдельные предметы, сократив срок обучения в вузе. Данный вопрос должен быть согласован заранее, чтобы не обманывать ребят. Такая возможность сейчас предусмотрена Законом РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" , где прямо говорится, что обучение в вузе по ускоренной программе допускается, в частности, для студентов, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием. Соответствующее решение принимает ученый совет вуза без получения каких-либо разрешений от Минобразования РФ или иных ведомств, независимо от того, предусмотрен экстернат в данном вузе или нет. Для внедрения подобных планов в жизнь соросовские профессора могут обратиться не к В.М.Филиппову (который тут все равно ничего не сможет сделать), а к ректорам и ученым советам соответствующих вузов.
Нынешние попытки увеличения нормативных сроков обучения говорят об одном: эпоха, когда государство могло обеспечить всех детей достойным образованием за более-менее приемлемый срок, безвозвратно ушла в прошлое. Сегодня родители должны брать в свои руки образование своих детей, помогая им в развитии способностей и талантов в полном объеме, отстаивая их законные права (ускоренное обучение, экстернат) во взаимоотношениях с системой образования и борясь с принудительным второгодничеством: ведь успехи семьи Князевых свидетельствуют о том, что и 12-летнюю школу к 12-летнему возрасту освоить можно. Реформа образования будет эффективна и принесет пользу только тогда, когда она будет инициироваться родителями снизу, а не насаждаться государством сверху, и будет расширять, а не ограничивать возможности детей в части получения качественного образования в разумные сроки.
Извлечения из нормативных актовИз Конвенции о правах ребенка
Статья 29.
Из Конституции РФ
Статья 15.
Статья 43.
Статья 55.
Из Закона РФ "Об образовании"
Статья 10. Формы получения образования.
Статья 17. Реализация общеобразовательных программ.
Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Статья 40. Государственные гарантии приоритетности образования.
Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников.
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)Из Закона РФ "О высшем и послевузовском профессионалном образовании"
Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием.Из "Положения о получении общего образования в форме экстерната"(утверждено Приказом Министерства образования РФ от 23.06.2000 N1884, с изменениями от 17.04.2001 (Приказ Минобразования РФ N1728))1.6. Получение общего образования в форме экстерната не ограничивается возрастом. К Положению приложен следующий образец справки о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении. Наверху - ФИО, наименование общеобразовательного учреждения, адрес, фраза "в ... учебном году пройдена промежуточная аттестация". Далее идет таблица, в первой графе которой указывается порядковый номер - от 1 до 12, во второй - наименование учебных предметов, в третьей - "полугодие, класс, полный курс предмета", в четвертой - оценка. Далее идет фраза "ФИО переведен/продолжит обучение в ... классе", подпись директора общеобразовательного учреждения и печать. |
|
|