| |
Методы
Интеллектуального
Развития ребенка
(МИР ребенка)
® ©
*****************************
Рисовать - раньше, чем ходить
«Какие
преимущества даст ребенку раннее освоение рисования?
Преимущества
раннего обучения рисованию
Павел Тюленев
Какие преимущества даст ребенку раннее освоение рисования?
Что может дать ребенку раннее рисование,
увлечение кинематографом (актерством, режиссурой), программированием?
Например, если ребенок рано научится рисовать, то границы его мышления могут
существенно расшириться.
Для иллюстрации этого приведем следующий
рассказ родителя.
«И сказала мама: «Позанимайся с ребенком!»
Во втором классе мама однажды в сердцах сказала отцу: «Ты ведь профессиональный
художник - позанимайся с сыном, научи его рисовать, как ты! Тебе трудно это, что
- ли?»
Отец нехотя согласился, и три дня мне рассказывал о секретах художнического
ремесла, показывал.
В первый день он научил меня затачивать и держать карандаши, наносить полутона,
разводить краски, работать с гуашью, пастелью и другими материалами и
инструментами. Особенно мне запомнилось его наставление: «Линии в природе не
существует. Тот кто рисует линиями – дилетант. Линии чаще всего это границы тел
и изображаются они разными цветами тел или полутонами, если рисуешь простым
карандашом. Научишься рисовать черно-белых тонах – научишься думать и будешь
понимать, как рисовать цветными карандашами и красками».
Несколько часов потом я добивался такого ровного наложения штрихов на весь лист
бумаги, чтобы совершенно не было видно линий! Вот тут-то сразу понадобилось
искусство выбирать карандаши нужной твердости и умение затачивать их
«лопаточкой»…
Во второй день рассказал о перспективе, некоторых приемах, технике набросков.
Потребовалось знать, заучить наизусть пропорции частей человеческого тела и
лица. Все это тоже сопровождалось упражнениями.
Третий день был посвящен рисункам, наброскам, композиции, то есть, объяснениям,
что такое набросок, рисунок, картина, техника масштабирования (как увеличивать
маленькие рисунки, эскизы до бесконечных размеров) и правилам рисовании
портретов.
В заключение был наложен строжайший запрет на раскраски, перевод картинок. Отец
так и сказал: «Если хочешь навсегда потерять способность к рисованию - лучшего
средства, чем раскраски и «переводилки» всякие, не придумать!»
На этом обучение теории закончилось, и я стал рисовать по перечисленной отцом
программе. Я рисовал обычные домашние вещи, причем самые простые: коробки,
стаканы, мячи, графины, череп и скелет, найденные в книжках и, наконец, свою
руку до почти фотографической точности: «Мастер это не тот, кто рисует большие
картины, а тот, кто уже сможет нарисовать свою руку с совершенной точностью».
Критерием качества был один: рисовать нужно было идеально правильно, так, чтобы
мой рисунок почти не отличался от некоторых рисунков, сделанных профессионально
в книгах и тех, которые сделал отец.
После нескольких упорных попыток я, наконец, добивался почти такого же качества.
Но у меня не было желания постараться так, чтобы нарисовать лучше, чем отец. Я
стал опасаться его обидеть.
Помню, что еще отец очень убедительно мне сказал, что нужно постоянно стараться
рисовать с натуры. Он поднялся, открыл шкаф, достал небольшой черный чемоданчик,
смахнул с него пыль. Так он подарил мне свой небольшой этюдник, с которым,
будучи фронтовиком - студентом, сразу после войны, ходил «на этюды», то есть
рисовать природу.
После этого я много раз ходил рисовать с натуры, и во Фрунзе, и в г.
Джалал-Абаде. куда отца направили работать главным художником.
Правда, эти опыты мне уже к четвертому классу не очень нравились - такой процесс
творчества меня уже не захватывал. Я все время почему-то думал о том, что нужно
идти дальше, чем отец, и что рисование - это только начало.
Уже в третьем классе я устроил небольшой, но серьезный семейный совет: напрямую
спросил родителей, становиться ли мне художником, или нет? Оба родителя очень
внимательно отнеслись к моему вопросу и сказали мне всё, что думают о профессии
художника: возможностях, преимуществах и недостатках… Общее их настроение было
такое: думай сам, и думай серьёзно.
К рисункам нужны были пояснения и я решил стать писателем, журналистом. Потом
оказалось, что не хватает движения, звуков - так я начал готовиться быть
режиссером кино. Фильмы встречались глупые, и пришлось стать философом,
экономистом и социологом.
В конце концов, я пришел к выводу, что самое интересное и полезное -
моделировать действительность на компьютерах – тогда можно будет прогнозировать
будущее и принимать более правильные решения...
В 80-е годы я принялся создавать автоматизированное место генерального секретаря
КПСС, в котором были бы и модели, и картинки, и фильмы и пояснения и прогнозы
для принятия более правильных решений по управлению страной. Это называется
системной динамикой и имитационным моделированием – такие модели используются
так называемым «мировым правительством» для прогнозирования будущего (Дж.
Форрестер, Д. Медоуз и другие).
Но когда я привез готовую систему в Москву, оказалось, что американцы Госплан
демонтировали и модель оптимального управления страной была никому не нужна. В
конце-концов я решил начать создавать компьютерные игры для развития и обучения
детей управлению.
Однако в 1994 году я обнаружил самую нужную и полезную игру для развития детей.
Это была «Цивилизация», которую я рекомендую освоить всем. Эта игра в своей
первой версии Цивилизация-1 признана «лучшей развивающей игрой всех времен и
народов».
...
Еще одна такая история случилась в результате того, что я рано научился писать и
читать стихи. В девятом классе наша завуч, освободила меня от уроков литературы.
Это произошло неожиданно, случай был, наверное, уникальный, хотя я долго думал,
что так происходит везде.
Однажды, рассказав о своем учителе, она неожиданно, - как сейчас говорят,
риторически, - предложила поставить «пятерки» по своим предметам тому, кто будет
знать наизусть его любимую поэму. Так мол обещал сделать её учитель. Я поднял
руку и сдал ей перед всем классом «Евгения Онегина» наизусть. Ей ничего не
оставалась, как поставить оценку за год, и отпустить меня с миром - класс
потребовал: «Сделайте, как обещали!». Ни по литературе, ни по русскому языку она
меня никогда больше не спрашивала, строго соблюдая завет своего любимого учителя
- до самого окончания десятого класса. Я лишь иногда сам приходил, когда мне
хотелось - на самые интересные для меня уроки - и вызывался отвечать.
Правда, однажды она сама буквально выставила меня за дверь, когда я напомнив
слова Белинского, что "Онегин - цвет пустой», спросил: тогда зачем же мы его так
долго изучаем?»
Тот случай в школе в 1966 году мне очень запомнился ещё и тем, что на следующем
уроке литературы в нашем 8-ом "В", который состоялся через три дня, Лидию
Петровну Томат встретил целый лес рук: 14 человек, в основном, девочки, подняли
руки, чтобы сдать "Евгения Онегина" наизусть... Им не повезло - наш завуч больше
ставить годовые пятерки не решилась - её бы наверное, уволили с работы.
Думаю, мне очень повезло, и я от этого выиграл. Вместо долго чтения толстенных и
не всегда интересных томов из обязательного списка по литературе я читал то, что
мне было интересно, по какой-то своей программе: Джека Лондона, Ф.М.
Достоевского, В. Леви, фантастику, и многое другое, даже … «Капитал» К.
Маркса... Я даже пытался читать в ванне, запершись, чтобы мама не увидела
включенного света… Но она меня все равно раскусила.
Так что с положительными сторонами ускоренного самообучения я знаком очень
близко...
С другой стороны, через 25 лет, в 1993 году меня удивила моя семилетняя дочка
Лариса, когда я приехал из полугодовой командировки из Тольятти и включил
видеокамеру, чтобы записать беседу с нею. Перед отъездом я сказал ей: «Когда
тебе в декабре исполнится семь лет – можешь поиграть со своими куклами в
школу!». Купил ей все учебники за среднюю школу, достал в Институте повышения
квалификации педагогических кадров Программы – для основной и средней школы и
уехал в Тольятти. В марте я вернулся чтобы поздравить с женским днём и
обнаружил, что Лариса за три месяца дошла до 8-9 класса по программе советской
школы: она знала наизусть и рассказала на видео не только поэму А.С. Пушкина
«Евгений Онегин», но и Лермонтова, и даже упомянутые в программе стихи
Жуковского… - см.
http://www.rebenokh1.narod.ru/videoread1.htm.
Вот эта видеозапись: http://www.youtube.com/watch?v=jeQBpem_tH4&feature=youtu.be
Причину я вижу в том, что никто ей не сказал, что не
всё, что указано в программе, необходимо знать наизусть…
Вернёмся к рисованию. Лишь через много лет я понял, что за эти три дня, во
втором классе отец со мной прошел весь первый курс художественного института,
хотя сам он, если говорить формально, он так и не смог из-за моего рождения
закончить высшего учебного заведения»
Такие примеры можно продолжать бесконечно. Я уверен, многие из родителей тоже
вспомнят случаи из своей жизни, когда раннее развитие в какой - либо области,
давало существенные преимущества...»
Отрывок взят из «Сто вопросов по раннему развитию ребенка, часть 2» Павла
Викторовича Тюленева. «Читать - раньше, чем ходить» - самое замечательное
гуманитарное открытие 20-го века.
Комментарий О. Сухановой:
»Еще раз убеждаюсь, что самое ценное, что мы можем дать нашим детям - это наше
время. Быть с ними, быть в настоящем, здесь и сейчас, что бы мы не делали
вместе. Искренне получать удовольствие от общения и делиться тем, что знаем и
умеем»
Анекдот от О. Сухановой.
Вчера с дочкой рисовали котёнка. Утром обнаружили такого же за дверью.
Сегодня всей семьёй будем рисовать дом в Испании, "Лексус" и норковую шубу
П.В. Тюленев:
- В каждом анекдоте есть доля правды.
Сегодня, если вы с ребенком правильно нарисуете что-то нужное, то, переведя
этот рисунок в Автокад – AutoCAD или в аналогичную программу, вы сможете
напечатать нужный вам предмет на 3-D принтере! По данным, полученным с Ларисой,
ребенок вполне может освоить
AutoCAD в возрасте 8-ми лет – для него это
увлекательная игра, если, конечно, ему не подсунет бабушка какие-то вредные
игрушки…
В дополнение к этому рассказу, в одном интервью в 2014 году П.В
Тюленев рассказал следующее.
"В этой истории о методике обучения рисованию моего отца, Виктора Михайловича
Тюленева много интересных подробностей:
1) Тогда семья художника Тюленева жила в одной комнате, которая одновременно
служила и мастерской, где пахло краской и у окна стоял мольберт. Отец тогда
постоянно подрабатывал дома: рисовал портреты, и даже делал иконы - надо было
достраивать наш дом на улице Онежской. Мы даже сдали внаем одноэтажную
«времянку», а сами перебрались жить в мансарду, можно сказать, на втором этаже в
новом доме…
Однако назревали проблемы.
Младшие братишки, погодки 3-4 лет подрастали, были агрессивны и обстановка
стремительно накалялась... Малыши-кибальчиши воспринимали старшего брата как
игрушку и лезли драться и остановить их было невозможно... К тому же я не мог
применить какие-то свои методы, которые удавались в отсутствие родителей –
постоянно присутствующие родители бы не поняли меня. Но это – другая история.
Было два пути:
- либо подавить и сломать старшего брата (меня), заставить терпеть естественную
активность младших братьев и погубить его, так как уединиться даже для школьных
занятий было нельзя. Но это было невозможно - я бы просто ушел из дому сам,
убежал бы, стал беспризорником - такой был характер..
- либо найти неординарный выход из создавшегося, по сути, катастрофического для
семьи и всех детей положения.
И после одного, первого же несправедливого наказания – из-за выходок младших
братьев - меня отцом, мама нашла выход из критического положения. Она очень
серьезно поговорила с отцом и, по сути, заставила отца отвлечься от работы на
несколько часов в день и научить меня рисовать! Мама говорила так убедительно,
что и у отца, и у меня не осталось сомнения в том, что меня, восьмилетнего
ребенка можно быстро научить рисовать именно так, как он.
После этого строгого обучения через неделю я уже ходил на этюды - "рисовать
природу" на несколько часов и всё успокоилось...
Итак, я систематически ходил на этюды с подаренным этюдником, "оттачивал своё
мастерство", а братья мутузили друг друга...
Через полгода мы переехали уже в три комнаты, на первый этаж только что
построенного и отделанного дома и у меня появилась возможность закрываться в
большом зале - гостиной, и делать уроки спокойно...
Но мои рисунки в школе уже были нарасхват: никто не верил, что их рисовал я, а
не какой-либо профессионал... Уже в третьем классе я вынужден был скрывать, что
хорошо рисую. Был даже случай, когда пришлось вмешиваться директору школы, чтобы
найти и забрать у старшеклассников мои рисунки, которые «ходили по рукам»...
Однако, через 4 года в 7 классе я очень увлекся на уроке рисованием на тему "Как
вы отметили день 7 ноября 1965 года?" и позабыл о мерах предосторожности... В
это время наш школьный учитель по рисованию и черчению, обходя класс, воочию
увидел, как рождается профессиональный рисунок. Он громко сказал, что он ничему
не сможет меня больше научить, а только может испортить... Он был честным и
принципиальным - ещё на первом уроке обмолвился, что если кто-то нарисует лучше,
чем он, то он освободит от уроков... Ни я, ни кто другой не придали значения
этим словам. Но этот учитель пошел к директору школы и, по собственной
инициативе, добился вообще "освободить Тюленева от рисования» и, потом, сам
предложил мне не ходить и на черчение"...
Правда, вместе с директором и завучем меня попросили раз в квартал делать
«заставки» к школьной стенной газете. Но это дело вскоре, после первой же
«заставки», я передал отцу: он рисовал быстро и с удовольствием. Ему мёда не
надо было, дай порисовать что-нибудь творческое...
Я же в это время, помнится, усердно читал всё подряд с целью познания тайн и
законов творчества, в том числе ... дневники Л.Н. Толстого, пытался
конспектировать Карла Маркса. В то время "Комсомольская правда" печатала
школьные сочинения этого "гиганта мысли" и многие мечтали стать похожими на
него... Правда, печатали и сочинения чемпиона Анатолия Карпова – всё это было
намного полезнее того, что печатают теперь газеты.
В общем, благодаря тому, что из-за необходимости и по настоянию матери, отец
передал мне свои профессиональные навыки по рисованию и сумел меня научить:
"хорошо рисовать - значит правильно думать" - а именно так он называл рисование,
по-Репину - мне удалось в дальнейшем освободиться ещё от 2-х предметов:
литературы и русского языка.
Это освобождение от некоторых предметов школы было настоящим счастьем, потому
что мама лечилась долгими месяцами в далёком Крыму, отец непрерывно работал и
весь дом был, большое хозяйство и обучение братьев - всё лежало на мне. А меня
тогда уже интересовали психология, казусы и проблемы неэффективности педагогики,
философия, научная фантастика и зарубежная литература и т.д. Надо было во всём
разобраться.
Так что теперь, после получения свободы было время заниматься самообразованием и
я уже на практике догадывался или даже на своём опыте знал, что потенциал
ребенка используется не более, чем на 5 %.
Таким образом, когда в 1964 году вышла и стала известна книга Норберта Винера и
другие книги по кибернетике, и о ней повсюду, по радио и в прессе стали
говорить, мне, как никому, наверное, была понятна фраза о том, что мозг человека
используется лишь на пять процентов...
Я бесконечно удивлялся тому, что педагоги ничего не делают, не предпринимают в
этой связи и решил, что это будет главным делом в моей жизни, хотя было
поставлено ещё и много других задач...
Впрочем, думаю, что мои учителя и завуч школы № 47 г. Фрунзе, когда меня
освобождали под свою ответственность, тоже, несомненно, были под влиянием слов
кибернетиков о "пяти процентах". Тогда все надеялись на грядущие и ближайшие
педагогические открытия. Об этом писали многие газеты и журналы.
Поэтому чтение книг по психологии и философии в районных и научных библиотеках
стало лет на пятнадцать постоянным делом.
Но, сколько я не искал разумного и научного подхода, так и не нашел: напротив,
Академия педагогических наук, вместо того, чтобы сокращать сроки обучения,
попыталась тогда внедрить 12-летку - как говорил тогда Б.П. Никитин - для того,
чтобы вызвать застой, демографический кризис и разрушить, добить страну!
Пришлось делать все заново - и педагогику и психологию - исходя из науки - из
кибернетики, математики, информатики...
Наконец, в 1995 - 1996 году я издал книгу "Читать - раньше, чем ходить" и она с
трудом была пристроена в "Доме педагогической книги", в "Доме медицинской книги"
и книжном магазине "Москва"...
Руководители книжных отделов не могли найти ей подходящего раздела, а педагоги
даже и возражали - в 1997 году, до моего выступления по телевидению по теме
"Читать - раньше, чем ходить" в книжных магазинах Москвы ещё не было ни одного
раздела "Раннего развития детей" и ли чего-то подобного.
Моё впечатление от многочисленных трудов по психологии и педагогике, наверное,
точно выразил доцент кафедры философии В.М. Жаринов, приехавший к нам в 1996
году в Центр "Содействие развитию и воспитанию детей" на ул. Тухачевского 32:
"После книжки "Читать - раньше, чем ходить" все книги по педагогике и психологии
надо закатать под асфальт!"
Вот более точное его мнение:
"Я вдруг понял после прочтения книги "Читать - раньше, чем ходить", что всё, что
было написано до неё по психологии, педагогике и философии - всю "Библиотеку им.
Ленина" (ныне ГПБ РФ) надо ... закатать под асфальт! – или сдать в музей
древностей - там столько ненужного и устаревшего! Все те книги только мешают,
уводят в сторону и вешают никому не нужную лапшу, отвлекая и не давая
результатов..."
Я не виноват - это он сам, пришёл и так сказал ... Приходили и другие ученые,
учителя - из разных уголков страны. Приехал и гениальный матрос дальнего
плавания Александр Шароваров – подарил свою уникальную книжку «Читать – раньше,
чем говорить» ... Оказалось, что он со своим внуком тоже сумел получить такие
же результаты, как и мы с Ларисой.
Потом, после того, как я выступил несколько раз по ТВ на тему «Читать - раньше,
чем ходить» и показал результаты, хлынула литература - макулатура по "раннему
развитию" и "супер-мышлениям".. Она и захлестнула самое важное и полезное....
Материалы этой методики можно получить: www.rebenokh1.narod.ru/mir0200.htm,
aoser@mail.ru
любовь, секс, брак, дети
[ Home ] [ Up ] [ Читать - раньше ] [ Считать - ... ] [ Знать ноты ] [ Чемпионить - ] [ Прогр.МИР-4 ] [ Исследовать - ] [ Рисовать -... ] [ Предприним. ] | |
|