| |
Методики раннего развития -
осторожно, родители:
это судьба!
Ранним развитие детей называется период развития ребенка от рождения до 2-3-х
лет, а все другие методики, занимающиеся воспитанием и развитием детей после 3-х
лет относятся к традиционным или методикам запаздывающего развития детей.
Всеобщий интерес к раннему развитию возник после показа
в 1996 - 1997 году по телевидению читающих малышей в возрасте до 2-х - 3-х лет
результатов системы методик интеллектуального раннего развития, изложенная
в книге под названием "Читать - раньше, чем ходить", авт.: П.В. Тюленев,
1995 - 1996 г.). Целью созданного в России в 1988 - 1996 году раннего развития
было сделать детей одаренными и талантливыми и сократить сроки обучения в школе
на 5 - 10 лет и уменьшить затраты родителей в несколько раз.
Настоящее раннее развитие позволило окончить среднюю
школу в 9 - 10 лет.
В дальнейшем, в 2006 году раночитающие дети в 16 - 17
лет закончили по 4 факультета престижного вуза. С этого началось триумфальное движение за раннее развитие
детей, которое пришло на смену
традиционной системе обучения (300 лет), на
замену безнадежно устаревшего отрицавшего способность детей к обучению до 3-х
лет "метода Монтессори" (1907 г.) и программам Домана (1960-е годы.
Обзор и анализ методик
раннего развития детей
Получить
подобные результаты далеко не просто, если не знать специальные правила и
рекомендации. Устаревшим методикам это не под силу, потому, что их их авторы
даже не предполагали таких возможностей раннего развития у ребенка.
В том,
популяризируемые западные методики не являются методиками раннего развития легко
убедиться, внимательно почитав
книги, высказывания самих авторов известных, но устаревших
методик: Монтессори, Штайнера, Домана и других.
Это не означает, что в этих методиках нет рациональных элементов.
Но в том и беда, что горе популяризаторы никогда
не сообщают правду родителям: им выгодно продавать методики не раннего, а
позднего запаздывающего развития, удерживая "клиентов" семье лет до самой школы.
В результате детям наносится непоправимый вред, иначе бы просто никто и не читал западные
рекомендации. В результате они часто умалчивают недостатки,
истинные цели и результаты заморских методик и скрывают достоинства
отечественных технологий.
Очевидно, что при этом под видом "методик раннего
развития" родителям продаются пособия дорогостоящих и ошибочных западных методик
(Доман, Монтессори и др.), которые плавно переходят в традиционную систему
образования. Все затраты на развитие детей оказываются напрасными.
Но что означает попасть из якобы раннего развития в
обратно, в традиционную?
Установлено, что не даёт сохранить природную одаренность и здоровье, и
почти на 350 лет назад отбрасывает развитие ребенка существующая,
"традиционная", консервативная система образования и её варианты, со своими
устаревшими методами и сроками дошкольного развития и воспитания детей. Против традиционной педагогики (обучения
чтению, счету с 7-ми лет) выступили
Коменский, Песталоцци, Макаренко, Никитин, Шаталов и многие другие.
Что необходимо знать о "методиках раннего развития"?
Методика Монтессори "запаздывающего развития", 1907 - 1953
г.: обучение детей с 3-х лет
К сожалению современные авторы страниц в Интернете, копирайтеры и
коммерческие "горе-популяризаторы" выдают методику Монтессори за методику
раннего развития. Так, они скрывают, что все современные "традиционные" педагоги,
практикующие позднее развитие детей, начиная с 17-го
века и до настоящего времени следуют догме Монтессори:
"Ребенок до 3-х лет
характеризуется таким типом ментальности,
подступиться к которому взрослые не в состоянии. Следовательно, оказывать прямое
воздействие на него невозможно",
- цитируется по книге:
М. Монтессори "Помоги мне это сделать самому", "Разум
ребенка. Стадии роста. М., 2001.
Таким образом, мы видим, что
западный педагог, итальянский врач и психолог
XX века, Мария Монтессори (1870-1952 г) при создании и даже после 40 лет
практики не подозревала о тех возможностях развития и
обучения ребенка в раннем возрасте, которые были открыты к началу 90-х годов
в России.
Не догадывались об этих возможностях и её последователи. Так,
публикации лидеров этого метода доказывают, что более ста лет, вплоть до 2000-годов, до появления
методик и книг П.В. Тюленева "Читать, считать, знать ноты ... -
раньше, чем ходить" во всем мире
в официальных авторских "центрах Монтессори" до сих пор запрещено принимать
детей до исполнения 3-х лет.
Лишь после десяти лет после публикации
программы "Начальное образование - до
4-х - 5-ти лет", после 2003 года стали появляться "центры лже -
Монтессори", которые под видом методики Монтессори, запрещавшей обучать до 3-х
лет, стали заниматься заимствованием идей раннего развития и методов
основателей раннего развития: Никитина (чтение в 3,5 года), Домана
(простое запоминание целых слов, чтение в 3,5. года), Тюленева(чтение в 6 - 12
мес.), Зайцева(чтение с 3 - 4-х лет)...
Методика Домана, 1960: не
обучать чтению, а запоминать целые слова
Кроме того, благодаря "системе МИРР", удалось
раскрыть недостатки и ошибки рекомендаций американских врачей - новаторов
под руководством
Глена Домана.
Оказалось, что их методики (программы) тоже задерживают развитие и обучение
ребенка на несколько лет. Так, прямо ссылаясь на традиционные,
"общепринятые педагогические догмы", они исходят из явно ошибочного положения,
что:
"Ничто не может быть более абстрактным для двухлетнего ребенка,
чем буква "А". Лишь благодаря своей одаренности дети когда-нибудь смогут выучить
эту букву."
-
так пишет Глен Доман
в книге "Гармоничное развитие ребенка, М. 1996
г., на стр. 345, и во всех других своих книгах по данному вопросу.
Однако,
к 1989 году П. Тюленевым впервые
было показано, что эти представления ошибочны. ему удалось при которой ребенок,
будучи еще "ползунком", может составлять новые слова именно из букв!
В дальнейшем оказалось, что при правильных
занятиях, ребенок к возрасту 7-8-ми месяцев может определять - читать заданные
слова, то есть читать и показывать их в ряду совершенно новых для себя слов.
После достаточно несложных занятий, ребенок в
девять месяцев может начинать по буквам и слогам не только читать, но и
составлять из букв целые слова. Например, из букв карточной или магнитной
азбуки, простые слова.
К полутора годам, занимаясь по системе МИР, ребенок уже
не только может научиться свободно читать, но и установлено, что по методике
"Читать - раньше, чем ходить" к двум годам ребенка можно научить
печатать по буквам под диктовку,
то есть, пишет диктанты - осваивает школьную программу второго класса, на
уровне восьмилетнего ребенка!
Конечно, занимаясь более десяти раз на
дню
c ребенком, как пишет Доман, можно таки добиться, что малыш начнет
понимать буквы и читать по ним в три с половиной года, как утверждает
американский врач. До этого срока ребенок будет "читать" только выученные,
запомненные благодаря зрительной памяти слова. Но, следует зафиксировать, что
это будет достигнуто ценой многократных упражнений, занятий, то есть затрат,
превышающих в сотни раз те, которые требуются по методикам Тюленева и в десятки
раз выше, чем затраты по методике Зайцева.
Печатая в полтора годика слова и предложения по буквам на
пишущей машинке и компьютере, своими результатами сами малыши, занимающиеся
по системе Тюленева, опровергли в начале 90-х годов не только традиционную
педагогику и психологию, но и положения известных педагогов - новаторов, которые
занимались обучением чтению в раннем возрасте 3-х - 4-х лет.
Методика Зайцева: обучение детей чтению в возрасте 3-4 года
На половине пути
находятся методики обучения по слогам, или
складам.
Вот что пишет категоричный противник обучения по буквам
Н.А. Зайцев до знакомства с методом Тюленева:
"Как никто и никогда, мы резко отказываемся от фонемного принципа и берём за
основу складовой. ... Отвергаем мы и широко распространенное заблуждение, что
прежде, чем научиться читать, нужно знать названия букв, алфавит."
- см. Н. Зайцев. Письмо. Чтение. Счет. Учебник нового типа. С.-Петербург.,
"Лань". 1997 - с. 14.
Как показали
результаты П.В. Тюленева, все это, как и категоричные утверждения Г. Домана о
невозможности ребенка освоить алфавит ранее 6-ти лет,
оказалось далеко не так. Да и сегодня почти каждый родитель подтвердит слова
Тюленева, что годовалый ребенок прекрасно разбирается что такое буква и может из
них складывать, по меньшей мере, слоги...
Перечисленные выше "фундаментальные" положения
традиционной
педагогики оказались наивными заблуждениями или даже, возможно, чьим то
злым умыслом. Иначе трудно объяснить, почему вновь и вновь приходится напоминать
об ошибках Домана и других методик, вводящих родителей в заблуждение и, - вы
только подумайте! - вынуждающих терять ребенку несколько лет. Вам это надо?
Но истинные возможности и резервы
психологического развития ребенка оказались, наконец, раскрыты и в виде системы
МИРР теперь они предоставлены в распоряжение родителей.
Сразу напомним, что для преодоления этих ошибок и недостатков традиционного
подхода к образованию в специально разработанном комплекте
РК МИР-3 также предложены рекомендации,
которые может реализовать каждый родитель. Кроме того, в
системе "Методы Интеллектуального Развития ребенка" преодолены те
ошибки известных, выдающихся педагогов - новаторов разных стран, которые
задерживали получение результатов на несколько лет.
Таким образом, самые эффективные методы
интеллектуального развития, благодаря специальной игровой форме, доступны всем.
Они предназначены родителям и позволяют реализовать программу П.В. Тюленева
"Каждой семье - одаренных детей" - независимо от материального положения и
уровня образования семьи.
Обратимся к источникам.
В результате почти 30 лет исследований и экспериментов было
«Установлено, что при созданных по рекомендациям системы МИР нормальных,
современных условиях развития, за счет правильно организованной развивающей
обстановки, ХОДИТЬ, ГОВОРИТЬ и ЧИТАТЬ по буквам ребенок может начинать
практически одновременно – в период между первым и вторым годом жизни."
- см. в книге
"Читать - раньше, чем ходить. Авт.: П.В. Тюленев, М.,
1995, 1996". Серия "Эра Человека Развитого".
В книгах представлены многочисленные документы,
показывающие, что ребенка можно научить не только читать и печатать слова и
предложения, но так же считать, знать ноты, и даже элементам менеджмента,
финансов, то есть "руководить и предпринимать - раньше, чем ходить"!
Дальнейшие наблюдения и результаты показали, что
началась совершенно новая эпоха, и показатели превзошли самые смелые фантазии.
Специалисты в области одаренности только развели руками: начавшие рано читать
дети в системе МИР были феноменально, фантастически одаренными во многих
областях...
В итоге, дети, занимающиеся в соответствии с рекомендациями
системы МИР смогли не только кончить среднюю школу но и, окончили
государственный вуз играючи, за три года вместо положенных пяти лет обучения(!)
получили первый диплом в 12 - 14 лет.
Что же дальше? К возрасту 18-ти лет уже получили три
высших образования и опубликовали по нескольку научных работ.
Стало очевидно, что теперь каждому свободно мыслящему
родителю доступно следующее: до исполнения 18-ти лет дать своему ребенку так
называемый полный цикл образования по-Тюленеву", который предусматривает
освоение практически в игровой и состязательной форме ребенком от двух до
четырех высших образований, а также получение научной степени, как показателя
способности решать новые задачи и защищать свое мнение и предлагаемые решения в
открытой, научной и демократической форме.
Примечание.
Почему же результаты новой,
оптимальной системы образования, до сих пор не стали общепринятыми в России?
В этом виноваты, как всегда бюрократы и
чиновники, тогда как в других странах, повторяем, например, в США с 2001 года
уже приняты и действуют, на основе результатов системы МИРР, федеральные
программы по раннему чтению
Замечательно и
то, что при использовании новых методов обучения затраты времени уменьшаются на
порядок, а большинство существующих и рекомендуемых пособий, дорогостоящих
занятий, игрушек и методик оказывается не только ненужными и бесполезными, но
даже и вредными.
Так, в настоящем раннем развитии ребенка по
"системе
МИР"
совершенно излишними оказались многочисленные дорогостоящие пособия, рамки,
шнуровки, кубики, сотни и тысячи больших карточек, многочасовые занятий с
ребенком. Всё это делало развитие способностей детей дорогостоящим и недоступным
для занятых родителей. Теперь эти проблемы преодолены.
Но часто именно такими, устаревшими и сдерживающими
развитие методиками ошибочно
заменяется настоящее раннее развитие на многих сайтах и телеконференциях.
Почему? О причинах и намерениях таких горе - консультантов можно только
догадываться.
Но мы считаем, что
Ваш ребенок достоин лучшей
методики мира, такой, которая вбирает в себя все до сих пор известные методики
воспитания гениев и выдающихся людей человечества в качестве частных случаев.
|