Обзор методик раннего развития детей Какую выбрать методику для обучения чтению ребенка к возрасту от года до двух? Хочу обучить ребенка нормально читать, по буквам, но нашла три точки зрения, собрала книжки всякие, и одолели меня сомнения… Чем меньше знаешь – крепче спишь.:)) 1. Вот, Мария Монтессори (1870-1952 г.)
считает, что от года до двух к ребенку подступиться невозможно, вот что она
пишет, очень умно, цитирую: «В пространстве от нуля и до шести лет четко
выделяются две подфазы. Первая характеризуется таким типом ментальности,
подступиться к которому взрослые не в состоянии. Следовательно, оказывать прямое
воздействие на него невозможно. И действительно, для детей этого возраста не
существует учебных заведений». «На второй фазе – от трех до шести лет – тип
остается прежним, но ребенок уже может подвергаться некоторому воздействию».
М. Монтессори. Помоги мне это сделать самому. Разум ребенка, раздел «Периоды
роста». М., «Карапуз», 2000.- с. 94. Критика: Мария Монтессори тут явно высказывается против раннего развития или о нем ничего не знала, и эти цитаты взяты из её последней книги, 1950 - 1952 года издания. Её истинные последователи, и через 100 лет, в 1999 году не рекомендуют брать в их группы детей до 3-х лет и признаются, что методик для этого возраста у них нет. Тревожит: кто же тогда финансирует и создает «группы Монтессори до 3-х лет», так явно нарушая авторские права и традиции? Читала, что иногда «под Монтессори» работают «дианетики» и другие тоталитарные секты, что меня настораживает. 2. Глен Доман, американский врач, – во всех книгах, которые я нашла, выступает категорически против освоения букв, требует только запоминать целые книжки. Вот что он (и его последователи) пишут во всех своих книгах, начиная примерно с 1960 года: «Несколько слов по поводу алфавита. Почему мы не начинаем процесс обучения именно с него? Ответ на этот вопрос очень важен. Основной догмат любого обучения состоит в том, что начинать надо с известного и конкретного, потом переходить к новому и неизвестному и лишь затем к абстрактному." … «Ничто не может быть более абстрактным для двухлетнего ребенка, чем буква "А". Лишь благодаря своей одаренности дети когда-нибудь смогут выучить эту букву." Дошкольное обучение ребенка, М., 1996 г., с. 114. Критика: Тут явно видно, что у Г. Домана тут ошибка. Так, у всех моих знакомых, кто пробовал заниматься, дети различают буквы еще до двух лет. Ну, и вместо методики Доман и сторонники предлагают просто по 10 и более раз заниматься с ребенком, нагружать: показывать большие карточки, запоминать тысячи слов, карточек, книг. Как-то уж слишком, напрямую, простите … 3. Павел Тюленев, напротив, категорически выступает ЗА БУКВЫ, и показывает, что можно научить читать ребенка не только в этом возрасте, но и еще раньше: «К 1988 году нами впервые установлено, что при нормальных условиях развития ХОДИТЬ, ГОВОРИТЬ и ЧИТАТЬ ребенок в игровой форме может начинать практически одновременно – в период между первым и вторым годом жизни. В качестве доказательства мы приводим здесь, например, один из листов-результатов САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ тренировки (игре) ребенка в возрасте 1 год 11 месяцев на электрической пишущей машинке. … Приводимый текст показывает, что вполне доступен и счет: мы, применяя простой способ, также сдвигаем ранее признаваемую педагогами границу усвоения счета на несколько лет, в возраст 1,5 – 2 года» На вопрос, когда он научился читать: «Я всегда читал!» - отвечает двухлетний ребенок, Человек Развитый». В книге: Читать – раньше, чем ходить. Глава 3, Создайте наиболее эффективную развивающую среду вашему малышу! М., 1996. с. 43. В приложениях приводятся и другие тексты, впервые, с 1988 года, как я понимаю, напечатанные ребенком с 1 до 2-х лет по-Тюленеву, я находила на страницах www.larisa.h1.ru/recordmir.htm и других. Кроме того, там предлагается методика «Знать ноты – раньше, чем ходить» и другие. Начиная с 1997 года, по ТВ Тюленев несколько раз показывал малышей от 1,5 до 2-х лет, которые читали, например, списки слов, карты, таблицу Менделеева и написанные от руки слова ведущей телепередачу (Л. Вербицкой). Утверждается, что по дальнейшим наблюдениям, раночитающие и считающие дети становятся «сверходаренными» во многих областях. Критика: Но это воспринимается слишком фантастически. Основное возражение: зачем это нужно? Что таким детям делать в школе? С кем таким детям общаться? Пособия – слишком простые. И т.п. 4. Борис Никитин, еще с 1970 года, говорил: «помни о законе НУВЭРС!». Начинать нужно как можно раньше, «своевременно». О Никитине и НУВЭРСе см.: www.rebenokh1.ru/novniknuvers.htm . Но Никитин не говорит, когда точно начинать – у него дети начали читать, как рассказано в его книгах – в 3,5 года, и было это с 1965 по 1970 год. автор книг «Мы и наши дети» и других, вот что он пишет: «Важнейшим условием развития всех способностей я считаю своевременное начало. За этими двумя словами годы наблюдений и размышлений, исследований. Итогом этой работы была «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей» (сб. «Социологические и экономические проблемы образования», Новосибирск, «Наука», 1969, с. 78-124). В ней впервые появилось новое слово НУВЭРС, составленное из первых букв названия процесса, который происходит в человеческом мозгу: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. … каждый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развивать его способности». Л. и Б. Никитины. Мы и наши дети. 1988 г. Владивосток, с.114 Критика: не указан срок раннего развития и чего можно достичь по максимуму, к чему стремиться? Какие будут последствия? 5. Николай Зайцев (1997 г.) утверждает, что обучать нужно сразу со слогов, как он их называет: со складов, и считает, что его методика эффективна с трех лет, хотя его последовательница, Лена Данилова (1999 г.) пытается применить обучение чтению тоже, со складов, но раньше – с 2-х лет, ну, а играть и петь кубики – рекомендует с уже одного года… Слишком разные точки зрения у всех. Монтессори до 3-х лет не занималась, Доман – буквы не признаёт, показ тысяч слов и карточек для меня просто невозможен, хотя верю, что несколько слов на карточках можно запомнить. Наверное, это не подходит. Со слогов начинать или с букв? Больше всего привлекает методика Тюленева – но её очень многие критикуют, основные претензии у педагогов и психологов: Не слишком ли рано? Зачем это нужно? Что будут делать учителя начальных классов? Его методики отрицают традиционные, привычные методы в общем образовании, в музыкальном, математическом и другие. Трудно представить, что делать дальше, если ребенок окончит школу в 10 лет. Слышала, что дети его с медалями окончили школу – но многие говорят: кому сейчас нужны эти, медали? Да и слишком много там направлений, кроме чтения. Неясно, что лучше – слушать, наслаждаться музыкой, или её сочинять? В этой методике слишком рано и много применяется компьютер. И другие сомнения. Может быть, кто слышал или имеет опыт более доступной методики? Помогите, кто может! Что делать, кому верить? :-(( Настя Ива., г. Железнодорожный.
|
|