ГЛАВНАЯ
Настоящее
раннее развитие ребёнка по системе МИР

Основные РАЗДЕЛЫ:

Результаты
развития детей 1988 - 2017
Статистика
достижений
раннего развития
Вопросы и ответы:
- родителей
- педагогов
-
руководителей
Консультации
по системе
МИР ребенка
Регистрация
 
Занятия для родителей, нянь, воспитателей, педагогов, руководителей
Новости сайта
 

методики развития:

Обучение с зачатия
Обучение беременных
Обучение младенцев
Обучение с пеленок
Обучение чтению
Обучение языкам
Обучение математике

Обучение музыке
 

Книги и пособия по системе МИРР:
Пособия, комплекты МИРР
Здоровье и закаливание
Классы раннего развития
КАРТА САЙТА:
Проекты
Виды сервиса
Организации 
для творчества
Новое образование
Развитие и перспективы
Конкурсы
Пожелания
Ликбез и пособия
РК МИР-3
Welcome
Содержание сайта
ФОРУМ
ЧАТЫ

Антон Семенович Макаренко, великий педагог,
писатель

Антон Семенович Макаренко родился 13 марта 1888 года в г. Белополье Харьковской губернии, ныне районный центр Сумской области Украины. Педагог и писатель. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920-28, под Полтавой, с 1926 в Куряже близ Харькова) и детской коммуне им. Ф. Э. Дзержинского (1927-35, в пригороде Харькова). Разрабатывал теорию и методику воспитания в коллективе, теорию семейного воспитания.

1895 г. - семилетнего Антона отдали в двухклассное начальное училище. Январь 1901 г. - семья Макаренко переезжает в г. Крюков. А.Макаренко стал учеником Кременчугского четырехклассного городского училища. В 1904 г. Макаренко заканчивает Кременчугское городское училище на "отлично". В августе 1904 г. ( в 16 лет) Макаренко стал слушателем одногодичных педагогических курсов при Кременчугском городском училище, имевших целью подготовку преподавателей начальной школы. Весной 1905 г. А.С.Макаренко успешно окончил курсы и получил свидетельство, дававшее право преподавать в начальной школе. 1 сентября 1905 г. (в 17 лет) Макаренко приступил к работе в Крюковском двухклассном железнодорожном училище. Он стал учителем русского языка, рисования и черчения. 1 сентября 1911 г. по распоряжению инспектора народных училищ Херсонской губернии Макаренко был переведен в железнодорожное училище на станции Долинская. Антон Семенович стал воспитателем в ученическом общежитии. В августе 1912 г. А.С.Макаренко поступает в учительский институт в Полтаве и июле 1917 г. заканчивает его с золотой медалью. По окончании института Макаренко становится учителем Полтавского Высшего начального училища, в котором проработал до конца 1917 г. В декабре 1917 г. он переезжает в г. Крюков. В 1918 г. (в 30 лет) Антон Семенович возвращается в Крюковское железнодорожное училище, которое в 1917 г. было преобразовано в Высшее начальное училище. Теперь Макаренко стал руководителем педагогического коллектива, ответственным за воспитание детей. В качестве директора училища Антон Семенович проработал там до осени 1919. В августе 1919 г. после занятия Крюкова белогвардейцами Антон Семенович переезжает в Полтаву, где становится заведующим начальной школы.

В сентябре 1920 г. (в 32 года) Макаренко принимает предложение Полтавского отдела народного образования организовать и возглавить колонию для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. В 1921 г. Макаренко ставит вопрос о присвоении колонии имени М.Горького. В 1923 г. в Полтавской газете "Голос труда" появилась статья Макаренко "Колония имени Горького", а во второй книжке полтавского журнала "Новыми стежками" ("Новыми тропами") - статья "Опыт образовательной работы в Полтавской трудовой колонии имени М.Горького". В ноябре 1924 г. закончилось восстановление усадьбы Трепке, и колония, до этого времени рассредоточенная в двух местах, воссоединилась на берегах Коломака. К лету 1925 г. в колонии было 140 воспитанников - 130 мальчиков и 10 девочек. В этом же году решается вопрос о создании комсомольской организации. В 1926 г. А.С.Макаренко выступил с докладом "Организация воспитания трудного детства" на Всеукраинской конференции детских городков. Доклад произвел большое впечатление на участников собрания. 9 мая 1926 г. Антон Семенович вместе с 4 воспитателями и 11 воспитанниками выехал в Куряж. 15 мая 1926 г. коллектив колонии имени Горького прибыл в Куряж в полном составе. 26 марта 1927 г. в Куряже, где за 10 месяцев сформировался новый, дружный коллектив, праздновали годовщину рождения М.Горького.

Летом 1927 г. Макаренко начал работать во вновь организованной Харьковской трудовой коммуне им. Ф.Э.Дзержинского. В ноябре он был назначен начальником коммуны. 14 марта 1928 г. на заседании секции социалистического воспитания Украинского НИИ педагогики принята резолюция, которая осудила воспитательные методы Макаренко. 3 сентября 1928 г. А.С.Макаренко был уволен с должности заведующего колонией имени Горького. 1929-1836 г.г. в основном связаны с работой Антона Семеновича в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского. Ядром коллектива коммунаров стали 60 воспитанников колонии, направленных в коммуну еще в 1927 г. Позднее, после ухода Макаренко из Куряжа, к ним присоединились еще около 100 горьковцев. 15.01.1928 в коммуне организован комсомол. В 1927-29 г.г. коммунары работали в деревообделочной мастерской и в кузнице. 1 июля 1930 г. коммуна перешла на полную самоокупаемость. В мае 1931 г. состоялась закладка нового завода электроинструментов.

В 1932 г. выходит в свет первая книга А.С.Макаренко "Марш 30-го года". 7.01.1932 торжественно открыт первый завод электросверлилок. В 1933-35 г.г. выходит в свет "Педагогическая поэма". Сентябрь 1935 г. - Макаренко назначен на должность помощника начальника отдела трудовых коммун Народного комиссариата внутренних дел УССР.

10.10.1936 г. Антон Семенович берет на себя заведование колонией в Броварах (вблизи Киева), временно оставшейся без руководителя.

В 1937 г. Макаренко переезжает в Москву. В 1937 г. выходит книга "Книга для родителей". В 1938 г. - книга "Флаги на башне".

Антон Семенович Макаренко скоропостижно скончался 13.04. 1939 г.

Дополнительные материалы о педагоге и писателе Макаренко А.С.

День рождения 13 марта 1888

День смерти: 13/04/1939

Источник информации

А.А. Фролов

 

 

 

 

 

 

 

 

А.С. Макаренко в СССР,
России и мире:
историография освоения
и разработки его наследия
(1939–2005 гг., критический анализ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2006

УДК 371

ББК 74.03(02)

Ф 91

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фролов А.А.

Подпись: Ф 91

 

А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг., критический анализ)/ А.А. Фролов. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. – 417 с.

 

 

ISBN 5-85152-546-0

 

Издание содержит хронологически упорядоченные сведения о публикации произведений А.С. Макаренко, теоретической разработке и практическом опыте освоения его наследия в разных странах, по периодам: 1939 г. – сер. 50-х гг.; далее до сер. 70-х гг.; от этого времени по 1991 г.; 1992–2005 гг. Первая глава – вводная: А.С. Макаренко характеризуется как социально-культурное явление; раскрывается основное содержание его наследия, дается обзор его произведений, материалов педагогической практики.

Для специалистов, работающих в области педагогики, теории воспитания, социологии, истории отечественной и зарубежной педагогики, образования и культуры, художественной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УДК 371

ББК 74.03(02)

 

 

 

 

 

 

ISBN 5-85152-546-0                                              © Нижегородский государственный
           педагогический университет, 2006

© Фролов А.А., 2006

Оглавление

Предисловие..................................................................................................... 6

Глава первая, вводная. А.С. Макаренко как социально-культурное явление, классик педагогики        9

А.С. Макаренко как социальный педагог-реформатор…………...................... 9

Наследие А.С. Макаренко: структура, обзор литературных произведений и материалов педагогической практики.......................................................................................................... 31

Глава вторая. Первоначальное освоение наследия А.С. Макаренко в педагогической теории и практике (1939 г.–сер. 50-х гг.)....................................................................................... 59

Начальный этап работы над наследием А.С. Макаренко, его канонизация в СССР………………………………………………………………................... 59

Восприятие макаренковских трудов и опыта в других странах (послевоенное время, начало «холодной войны»)………………………………....................................................... 72

Глава третья. Макаренковское наследие в противоречиях социально-политического и общественно-педагогического развития (сер. 50-х гг.–сер. 70-х гг.).................................. 99

Торможение научной разработки макаренковского наследия, его влияние на воспитательную практику, специальную педагогику и другие науки в СССР................................ 99

Поиск новых подходов к изучению основ творчества А.С. Макаренко в зарубежных странах       133

Глава четвертая. Разработка наследия А.С. Макаренко как воспитательной педагогики и «школы жизни» (сер. 70-х гг.–1991 г.)…….............................................................................. 174

Макаренковское наследие в условиях критики школы и педагогики в СССР, нарастания в стране социально-экономического кризиса.................................................................... 174

«Реконструкция» воззрений и опыта А.С. Макаренко в других странах..... 246

Глава пятая. Современный этап овладения макаренковской концепцией педагогики и воспитания (1992–2005 гг.)………………...................................................................................... 290

Наследие А.С. Макаренко в условиях девальвации воспитания, утверждения дидактической «личностно-ориентированной» педагогики в России............................................. 290

Макаренковская жизненно-ориентированная концепция педагогики и воспитания в современной ситуации развития зарубежных стран………….................................................. 359

Именной указатель последователей А.С. Макаренко, разработчиков его наследия и лиц, так или иначе относящихся к этому наследию – по СССР, России, Украине, Беларуси............................. 400

Именной указатель по другим странам в Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии 411

Мы с вами стоим на одной позиции советской педагогики, но расположены по-разному.

Выступление
в Высшем коммунистическом
институте просвещения,
Москва, 1936 г.

 

 

 

 

 

Подпись:

 

В интересах дела нужно разделить школьную педагогику классной работы от педагогики воспитания... Разделить эти две педагогики и определить их главные методы.

 

Выступление
в Московском областном
педагогическом институте,
27 октября 1936 г.

 

 

 

 

Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание не трудовое.

Я вообще сторонник не трудового воспитания, а производственного воспитания.

Лекции о воспитании детей,
лето 1937 г.
Доклад в Харьковском
педагогическом институте,
9 марта 1939 г.
(по стенограмме)

 

 

 

 

 

У нас нет воспитательной педагогики.

Заключительное слово
на совещании
в Научно-практическом институте
спецшкол и детдомов
Наркомпроса РСФСР,
Москва, 20 октября 1938 г.

Значение Макаренко в том, что он более энергично и страстно, чем многие из нас, пытался сделать мир более привлекательным местом для жизни. И мы на Западе... не можем не признать величие этого вклада.

Дж. Боуэн, США

 

 

 

 

Подпись:

 

Вот подлинная романтика жизни, жестокая и неприкрытая. И вместе с тем только эта жизнь, как она есть и как она принимается людьми сильной воли, только она способна рождать такую красоту и человечность.

 

И.О. Дунаевский,
о «Педагогической поэме», СССР

 

 

 

Антон Макаренко – это жало в плоти каждого теоретика.

В. Зюнкель,
Германия

 

 

 

 

 

Образование в течение всей его истории строится на четырех основаниях: научиться познавать, научиться работать, научиться жить вместе, научиться жить.

Комиссия ЮНЕСКО.
Концепция образования
XXI столетия

Предисловие

Предлагаемая книга – первый опыт выяснения существа наследия А.С. Макаренко на основе сбора, некоторого анализа и обобщения огромного массива материалов о его освоении и разработки в мире, от кончины педагога-писателя до наших дней. К настоящему времени нет ни одной даже статьи, которая в более или менее значительной степени обобщения представляла бы такой материал. Путь к постижению макаренковского вклада в педагогику через рассмотрение не его трудов и практики непосредственно, а исследований о нем – это вообще нечто необычное в изучении истории педагогики.

Жанр историографии выбран для того, чтобы с максимальной полнотой отразить масштаб проведенных исследований. Их перечень, проблематика, краткие сведения о содержании, аналитические оценки, данные в книге, открывают возможность дальнейшей углубленной макаренковедческой работы по многим направлениям. Хронологический принцип изложения материала позволяет видеть последовательность, этапы, направления этой работы.

Можно предположить, что на материале освоения и разработки наследия А.С. Макаренко будет решаться вопрос о том, каким образом происходит развитие педагогической науки на базе педагогической классики, которая «всегда современна». Обращение к разным социально-экономическим периодам, к истории разных стран – важное средство обогащения представлений о факторах и закономерностях развития педагогики, в контексте общих и специфических его тенденций.

Особенность книги – опора на фактический материал, конкретные данные педагогической теории и практики. Это то, что способствует освобождению социально-педагогического творчества А.С. Макаренко от предвзятых, голословных и крайне политизированных суждений о нем и «ярлыков», разного рода стереотипов педагогического мышления. Макаренковская концепция педагогики предстает в ее самоценности; устраняются попытки ее приспособления к разным теоретическим схемам и догмам, конъюнктурно действующим в педагогике и школе.

Процесс освоения и разработки его трудов и опыта прослеживается в связи с общественно-политическими преобразованиями, во взаимодействии с родственными педагогике социально-гуманитарными науками и процессами, происходящими в сфере культуры, художественной литературы. В поле зрения находится не только педагогика школы, «детская», но и области специальной педагогики, касающиеся взрослых. Объектом рассмотрения стали и теория, и практика, передовой и массовый опыт воспитания.

История наследия А.С. Макаренко – это непрекращающаяся полемика, с периодами подъема и спада общественного интереса к нему. Обнаруживается постепенный переход от поверхностных педагогических представлений и частных вопросов – к глубинным проблемам педагогики как науки. История педагогики и школы оказывается в неразрывной связи с развитием социально-гуманитарных ценностей, функций школы и молодого поколения в обществе, роли воспитания в прогрессе человека и социального миропорядка.

Прошедшие в нашей стране и мире в начале 90-х гг. общественно-политические изменения активизировали прорыв макаренковедческих исследований к фундаментальным педагогическим проблемам, породили новые направления воспитательной практики. Стал еще более очевидным универсальный характер работы А.С. Макаренко в педагогике, неисчерпаемый творческий потенциал его идей и практических решений. Они остаются живым, действенным фактором развития современной педагогической мысли и практики.

История освоения и разработки макаренковского наследия убедительно демонстрирует относительную самостоятельность, «параллельность» развития педагогики и идеологии, воспитания и жизни, собственно педагогических и общественно-политических явлений и процессов. В длительной историко-педагогической ретроспективе выясняется не только то, что школа – это «сколок» общества, но и то, что общество – это «сколок» школы. Второе с большей силой проявляется в ходе массового среднего и высшего образования.

Книга показывает плеяду советских, российских и зарубежных последователей А.С. Макаренко, исследователей его творчества, а также питомцев его трудовой колонии и коммуны, активных участников его педагогики и ее защитников (последнего нет, кажется, ни у кого из выдающихся педагогов). Становится заметной смена поколений макаренковцев и макаренковедов, эволюция их общих представлений и индивидуальных особенностей творчества.

Содержание книги, критический анализ данных в ней материалов базируется на современной трактовке макаренковского наследия, как его представляет себе в настоящее время автор. Об этом говорится в первой, вводной главе книги, а также в статье-справке об А.С. Макаренко в Хрестоматии по истории социальной педагогики и воспитания (Часть 2/ Сост. А.А. Фролов, Ю.Х. Трушина, Г.Н. Козлова. Н.Новгород, 2003, с. 279–282).

По представлению автора, в основе макаренковских педагогических воззрений лежит идея целостного педагогического процесса: воспитание – обучение – социализация. Органическое взаимодействие этих трех составляющих обеспечивается их принципиальным различием, ситуацией их «параллельности», при определяющей роли социализации личности.

А.С. Макаренко – не просто создатель новаторской теории и технологии воспитания. Он творчески разрабатывает предмет, методологию и задачи педагогики в целом, где ведущее значение придается процессу «собственно воспитания», в его коренном отличии от обучения, при неразрывной связи с ним. Он – продолжатель заложенной в народной педагогической традиции концепции воспитательной педагогики и «школы жизни», основанной на общинно-трудовой морали.

Характерная особенность его педагогики – решительная установка на «созидание личности», активно-творческое преобразование мира и человека в соответствии с объективными закономерностями их развития. Следование природе человека, ее общее и индивидуальное развитие здесь неотделимы от укрепления и обогащения социальной сущности личности.

Обращение к процессу освоения и разработки макаренковского наследия как к предыстории современных педагогических проблем позволяет глубже осознать их содержание, пути и способы их решения. При рассмотрении столь длительного периода общественно-педагогического развития явно обозначается определяющее значение в педагогике ее фундаментальных, «вечных» проблем. И при жизни А.С. Макаренко, и после его кончины полемика вокруг его творчества велась и сейчас ведется фактически по тем же проблемам, обычно с акцентом на частные, конкретные их проявления.

В 

 работе над книгой важным подспорьем стали библиографические пособия. Непосредственно по макаренковскому наследию это 4 издания 1958–1988 гг., обзор литературы только на русском языке. Нет библиографического указателя, отражающего обширную литературу на украинском языке. Использована опубликованная в 1988 г. библиография польской макаренковедческой литературы. Выпущенные в некоторых других странах библиографические издания оказались недоступными. Учтены большие списки литературы, данные в зарубежных монографических изданиях.

Недостатки библиографических пособий – их механическое соответствие структуре, содержанию официальной педагогики и ограниченность «чисто педагогическими» публикациями. Для характеристики макаренковедческой работы важное значение приобрели разыскания в области литературоведения, публицистики, истории. Привлечены публикации по педагогике и новаторскому опыту воспитания, содержательно родственные взглядам А.С. Макаренко, но без апелляции к его имени. Отражены макаренковедческие кино- и телематериалы.

Литература на иностранных языках представлена с учетом публикаций о ней на русском языке. Использовано знание автором немецкого, английского и украинского языков (на уровне чтения специальной литературы, со словарем). Применялось самостоятельное обращение к польскому, чешскому и болгарскому языкам (в вузе автор изучал латинский и старославянский языки). Наиболее важные тексты давались для перевода специалистам того или иного языка.

Во многих случаях осуществлялся перевод только наименований трудов, их оглавлений или рубрик. Названия журналов, газет даны большей частью в переводе на русский язык. Ссылки на язык оригинала отсутствуют, когда о нем можно судить по указанию на место издания, город (соответствующую страну). Использованы данные в ряде публикаций резюме на русском языке; некоторые работы имеют параллельный перевод на русский язык. Зарубежные произведения освещаются и по исследованиям, опубликованным на русском языке; при этом делаются ссылки на авторов, их публикации. Представлена литература по 20 странам.

Многие события, факты даются по личным наблюдениям автора, впечатлениям от встреч с различными людьми.

Распределение материала по отдельным периодам и этапам освоения и разработки макаренковского наследия сопровождается выделением более или менее крупных тематических «блоков». Они строятся с учетом вида источников, их проблематики, происходящих событий (научные конференции, дискуссии). Учитывается отнесенность материала к педагогической теории или практике, к различным отраслям педагогики, смежным с ней областям социально-гуманитарного знания, литературоведческим работам.

В Именном указателе (в конце книги) звездочкой помечены лица, с которыми автор лично знаком или переписывался (более 250 чел.).

Работа над книгой с середины 90-х гг. ХХ в. подкреплялась исследованиями Г.Н. Козловой, заведующей исследовательской лабораторией «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко» Нижегородского государственного педагогического университета, ныне доктора педагогических наук, специалиста по истории воспитания в системе деятельности отечественной общеобразовательной средней школы первой половины ХХ в.

Данная книга – 1-я часть предполагаемой трилогии: Социально-воспитательная педагогика и «школа жизни» А.С. Макаренко. Предполагается выпуск 2-й ее части «А.С. Макаренко в СССР. Историография его социально-воспитательной педагогики и «школы жизни» в 1917–1939 гг.» и 3-й части «Основы социально-воспитательной педагогики и «школы жизни» А.С. Макаренко». Материалы к их оформлению подготовлены.

 

Моим родным и близким, товарищам, ушедшим и ныне здравствующим, кому в высшей степени обязан, – посвящаю эту книгу, с великой благодарностью.

Текст книги А.А. Фролова об А.С. Макаренко имеется в РК МИР.

 

КЛАССМИРЫ:
периоды наилучшего развития ребенка
по-Тюленеву

1. Ребенок 1-2 мес. "Смотрунок"
2. Ребенок 2 - 3 мес "Трогунок"

3. Ребенок 4 - 5 мес.: "Пластунок"
4. Ребенок от 15 до24 мес.: "Ходунок"
5. Ребенок от 2-х до 5 лет.: "Начальник"
6. Ребенок от 5 до 8 лет: "Основатель"
7. Ребенок от 8 до10 лет. "Развиватель"
8. Ребенок от 8 до 12 лет. МИР-"Бакалавр"
9. Ребенок от 12-14 мес.: МИР-"Магистр"
10. Ребенок от 15 до 18-ти: МИР-"Доктор"
 

СЕМЕЙНОЕ и другое ОБРАЗОВАНИЕ
по системе МИР
:

- Микрошкола

- Минишкола

- Макрошколы:

 - Детские ясли/сады
МИР ребенка"

- Школы "МИР детей"

- Вузы дистанционно:

- Диссертация - к 18 годам

- Геном ребенка и другие вопросы

- Детский сад,
школа-вуз в многоквартирном доме

 

СИСТЕМА МИРР

Что такое "система МИР ребенка"?

Ваш ребенок - Человек Развитый

Новая историческая общность: Эра Человека Развитого

Как перейти в эру Человека Развитого

"Трансгуманизм" и другие удары по человечеству

 


Самое замечательное гуманитарное открытие века: Читать - раньше, чем ходить Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете направить по адресу:
vivgor@mail.ru    - это позволит расширить содержание сайта.

© Copyright 1999 - 2023.
АОСЭР, Программа: "Каждой семье - одарённых и талантливых детей", г. Москва, 8-(495)-634-01-06

Rambler's Top100