| |
О трансцендентальной
педагогике Ю.П. Азарова
Юрий Азаров. Художественное
образование: новейшие технологии (2000 г.)
Источник: Азаров Юрий Петрович. Художественное образование: новейшие
технологии // "Высшее образование в России", номер 1, 2000.
Сайт писателя Юрия Азарова http://www.azarov.su
Подготовка текста: Александр Корчагин
Текст представлен для публикации в Библиотеке Максима Мошкова (www.lib.ru) на
основании разрешения автора - Юрия Азарова.
Примечание.
Другие статьи Юрия Азарова можно прочитать на сайте Европейского Университета
Права Justo (www.ejusto.ru), в
котором в течение 15 лет профессор Юрий Азаров совместно с единомышленниками
проводит исследования и семинары по проблемам развития духовно-творческих
способностей средствами синтеза искусств, наук и культур.
Художественное образование:
новейшие технологии
Основным препятствием в совершенствовании художественного образования
являются укоренившиеся вербально-схоластические тенденции, когда учащиеся и
педагоги не включены в творческие процессы художественного сочинительства, когда
игнорируются новейшие психолого-педагогические технологии, основанные на
трансцендентальном синтезе - методике ускоренного развития дарований, талантов и
высших способностей взрослых и детей.
Понимая эти серьезные недостатки, сотрудники Московского университета
культуры и искусства совместно с работниками НИИ высшего образования РФ,
Московского городского педагогического университета, Европейского Университета
Права разработали рекомендации по основным направлениям художественного
образования. Они объединены в единую систему средств и методов, названную
трансцендентальным синтезом или трансцендентальной педагогикой (см. Азаров Ю.
Проникая в тайники души // Высшее образование в России. - 1999. - номер 4).
Трансцендентальная педагогика основывается на синтезе наук, культур и
искусств, соединенном с психотерапевтическими духовными практиками (арт-,
музыко-, драма-, танц-, библио-, сказко-терапия, воспитание творчеством,
искусство развития интуиции, подсознательных сил), и ориентирована на то, чтобы в
каждом человеке независимо от возраста и уровня подготовки пробудить
художественный талант, развить художественные способности. Подчеркну: задачи
трансцендентальной педагогики не совпадают с проблемой развития одаренных детей.
Мы утверждаем: каждый талантлив, лишь мера талантливости разная.
Трансцендентальная педагогика не требует больших финансовых затрат. Правда,
здесь есть и свои сложности. Интуитивно-творческие явления, проблема соотношения
сознания и подсознания, игры и переживания, рациональных и иррациональных сил
будто не поддаются вербальному описанию. Поистине, как заметил художник: "Хочешь
понять искусство - отрежь язык".
Современные технологии (аудио, видеосредства, кино, компьютер в единстве с
новыми художественными жанрами - шоу, драма, интроспекция, представления,
музыкально-живописно-хореографические решения, сочетание вымысла и
документалистики, метафорического мышления и жестких фактов) позволяют
фиксировать ту "неуловимость" и тот таинственный пафос вдохновения, без которого
нет и не может быть подлинно художественного образования.
В настоящее время силами нашего университета создается уникальный
философско-педагогический роман в 30 печатных листов - на детективной основе,
где действующими лицами являются, например, директор и завуч УВК 1804 Курбатов
А.В. и Курбатова Л.А., педагоги Университета культуры и искусств, педагоги и
студенты Европейского Университета Права, видные деятели Министерства внутренних
дел. Группа преподавателей Университета культуры и искусства - В.А. Триадский,
В.И. Закутский, Ю.В. Китов, Т.Г. Киселева, В.М. Назимов, О.А. Блох, В.Г.
Кузнецов, Э.И. Грасев, М.И. Мурашко и многие другие - пишет сценарий и музыку,
разрабатывает систему оригинальных шоу и представлений, раскрывающих сущность,
методы и средства трансцендентальной педагогики.
На базе Московского городского педагогического университета разрабатывается
система тренинговых занятий по проблемам трансцендентальной педагогики,
позволяющая педагогам самых различных воспитательных учреждений в сжатые сроки (два-три
занятия) добиваться хороших результатов в выявлении и развитии способностей,
талантов, дарований взрослых и детей. Эта система может быть обнародована с
приложением видеокассеты, где зафиксированы эти занятия. На базе названных выше
образовательных учреждений предполагается создать циклы видеопособий с такими
блоками транссинтеза: живопись - педагогика - музыка, психология - хореография -
оратория - буффонада - документалистика - драма.
Подчеркнем, только художественно образованные педагоги, где бы они ни
трудились (в вузе, детском саду, школе) способны успешно решать наши проблемы.
Именно поэтому в нашей педагогической системе, одобренной межуниверситетским
симпозиумом от 8 февраля 1999 года, а также всероссийским совещанием вузовских
работников, проведенным НИИ высшего образования совместно с Министерством
образования (21-22 июня 1999 года), на первом месте стоит художественное
образование педагогов всех категорий и рангов.
Раскроем технологию развития художественного образования, которая отражает
целостность духовно-творческого проявления личности, когда напряжение душевных
сил, вдохновение достигают апогея, когда обнаруживаются высокие порывы души и
глубинные творческие возможности человека, чей талант вдруг блеснет и перед
собственным взором, и перед взором окружающих. За последние 10 лет МГУКИ провел
совместно с Министерством образования, с регионами десятки экспериментов по
ускоренному развитию дарований в художественном творчестве.
Результаты экспериментальной работы экспонировались в Кремле, в Фонде
культуры РФ, в Российско-Американском центре, в Королевском замке в Варшаве, в
семнадцати городах США и даже в Капитолии штата Висконсин, в Центральном Доме
художника на Крымском Валу, во многих воспитательных учреждениях страны.
Отдельные стороны экспериментальной работы были обобщены в фундаментальных
трудах "Педагогика Любви и Свободы", "100 тайн детского развития",
"Трансцендентальный синтез в образовании", рекомендованных Министерством
образования РФ для всех образовательных учреждений страны.
Чтобы легче представить смысл трансцендентальной технологии, укажем одно из
многочисленных занятий, проведенных в школе-лаборатории Московского
государственного университета культуры и искусств - УВК г. Москвы 1804 (В.И.
Закутский и Ю.П. Азаров).
"Учительская газета" от 13 апреля 1999 года на одной из своих полос так
описала это занятие: "В светлый весенний каникулярный день в зале УВК 1804 на
столах было поставлено, если можно так выразиться, пятьдесят приборов:
сверкающие белизной холсты в рамах, масляные краски, кисти, разбавители,
карандаши, палитры. Пятидесяти педагогам, методистам, вузовским работникам,
директорам школ, никогда не бравшим в руки кисть и не осваивавшим, скажем,
психотерапевтические методики и трансцендентальную педагогику, предстояло за
пять часов написать два пейзажа масляными красками, организовать выставку с
настоящим жюри, состоящим из пяти художников-профессионалов, психологов и
педагогов, а затем каждому по мотивам своих живописных произведений сочинить
музыку и исполнить ее на фортепиано.
Возраст участников эксперимента - от 25 до 75 лет, среди них - учителя
начальных классов, словесники, физики, химики, электронщики, математики. Им
сказали:
- То, что каждый из вас напишет оригинальный живописный сюжет и сочинит
музыку, - в этом нет сомнений и это не главное. А главное - это рождение вашего
нового творческого "Я", это вспышка вашего таланта, неуемной энергии творить,
создавать свои образцы художественности. Перед стартом - психотерапевтическая
"подзарядка", самомассаж, дыхательная гимнастика, упражнения: "Доверься руке",
"Отключая сознание, даем простор интуиции", "Выключаем контроль разума". Далее
"Учительская газета" отмечала: "Каким же чудом мог возникнуть у учительницы
начальной школы Маргариты Викторовны Макаровой чудный замысел абстрактной
картины под названием "Маска", или у биолога Татьяны Васильевны Толкачевой
"Зеленые капли", или у директора школы Людмилы Анатольевны Курбатовой "Анданте".
Она и музыку свою так назвала. Видели бы эти педагоги себя со стороны: глаза
блестят, движения быстрые, щеки горят. Актовый зал перенасыщен едкими запахами
скипидара, разбавителей, лаков (предлагалась разная техника!), но никто не
пожелал выйти на перерыв, чтобы проветрить помещение. Занятие закончилось
вернисажем и маленькой конференцией с обсуждением картин.
А когда закончилась эта художественно-образовательная феерия, Людмила
Анатольевна Курбатова, директор УВК, спросила: "А можно, я по этой методике
проведу занятие с воспитателями детского садика?"
И провела, и эффект получился тот же, хотя Людмила Анатольевна до этого
никогда не брала кистей в руки. И уже на вернисаже она подчеркивала: "Продукт"
деятельности - не самоцель, главное - рождение нового художественного
самосознания, новой способности вести самые различные творческие занятия с
учащимися на трансцендентальной основе".
О чем говорит этот эпизод? О том, что любой педагог в сжатые сроки способен
не только освоить методы трансцендентальной педагогики, но и обучать других
педагогов. Аналогичные эпизоды были и в практике других педагогических
учреждений, где педагогами мгновенно схватывалась идея трансцендентального
опыта.
Эта легкость приводила к тому, что в некоторых семьях нашего университета
стала развиваться, если можно так сказать, семейная трансцендентность: в
творчество вовлеклись дедушки и бабушки, папы и мамы, братья и сестры.
Мы могли бы привести пример, когда двухлетний малыш создал до двадцати
пейзажей маслом, или рассказать о семье, которая так увлеклась живописью, что
все стены своего дома украшала шедеврами членов семьи... Идея наших
экспериментов с родителями крайне проста: чтобы приобщать своих детей к
художественному образованию, надо самим погрузиться в мир искусства, самим
заниматься художественным "сочинительством".
Выдвигаемая нами педагогика художественного образования коренным образом
отличается от западноевропейских технологических систем инновационного плана -
прежде всего с тем, что наши творческие поиски связаны с синтезом наук, культур
и искусств, осуществляются в сочинительстве, в предметной творческой
художественной деятельности, в основе которой лежат общечеловеческие ценности -
Любовь и Свобода.
А привнесение в педагогику новых жанровых средств - романа, поэзии, музыки,
драмы, живописи, философии, психологии, психотерапии - помогает создавать
желаемые образцы педагогического искусства, доступные для освоения как учащимися
высшей и средней школ, так и педагогам всех направлений и специализаций.
Азаров Ю.П. Художественное
образование: новейшие технологии// "Высшее
образование в России", номер 1, 2000.
|