|
Образование, которое разрушает одаренность Теперь можно было рассмотреть, что же происходило с проблемой одаренности во второй половине 20-го века? Тем более, что некоторые руководители образования на моих предложениях начертали собственноручно: «Нам это не надо!». Оказалось, что тем временем, события развивались постоянно не в пользу детей. Выяснилось, что против их одаренности стояли вполне конкретные люди, и действовали они кто по незнанию, а кто и по должности. Даже и сегодня среди чиновников имеются те, кто надеется, что все останется по-прежнему, и родители позабудут о том, что их ребенок может научиться читать – раньше, чем ходить, и на окончить школу намного раньше, чем этого хотелось бы нынешнему министру. Сдвинуть с пути противников прогресса, сторонников «традиционной системы» оказалось сложнее: не помогли встречи, письма, обращения и доклады. Пришлось более подробнее изучить опыт внедрения педагогических инноваций и методы торможения прогресса в образовании. Обнаружилось материалов на несколько детективных романов. Педагогические детективные истории Судьба великих гуманитарных открытий в развитии и обучении детей складывалась почти так же, как у изобретенного в то же время электромобиля, патенты которого скупили бензиновые автомобильные корпорации и нефтяные монополии. Они не допустили массового производства экологически чистого транспорта в целях сохранения своих доходов, основанных на устаревших традиционных технологиях. Для того, чтобы сохранить отживающие свой век технологии нередко создаются министерства, академии и множество других организаций … Словом, … «мертвые хватают живых».
Точно так же возник «конфликт интересов» между родителями, с одной стороны, и педагогами традиционного образования – с другой. Подняв из архива книги по истории педагогики, я обнаружил, что этот конфликт продолжается с 17-го века. В результате, многие открытия и методы развития детей в конце – концов, были замолчаны, скрыты от родителей. Старые, классические детективные истории вокруг педагогических открытий дополняются новыми. В общем, обнаружился настоящий детективный эпос, действие которого восходит едва ли не ко временам Аристотеля – учителя великого завоевателя античности Александра Македонского. Даже если мы отложим рассмотрение методов воспитания греческого полководца, римских цезарей и русского князя Святослава, остаются многие вопросы уже к современной педагогике.
Вопрос 1. Куда делся, например, метод Моцарта - отца, который с самого рождения заявил, что будет воспитывать гения по свой методике? Любой здравомыслящий родитель, наверное, вправе сделать вывод, что все последующее «традиционное музыкальное» образование после появления методики Моцарта, представляет собой сплошную, трехсотлетнюю … мягко говоря, дезинформацию. Факты. Отдавая ребенка в музыкальную школу, родитель надеется и думает, что «профессионалы все учли», в том числе опыт Моцарта, Паганини … Но педагоги, оказывается, как ни в чем ни бывало, упорно применяют «до-моцартовскую» методику, и в большинстве случаев на выходе получают ребенка, вспоминающего занятия музыкой как страшный сон. Вместе с тем, и в нынешнее время известны случаи, когда конкурс имени П.И. Чайковского выигрывали сразу трое выпускников из одной периферийной школы, где, оказалось, заниматься с детьми музыкой начинали с возраста 3-4-х лет. Причем принцип воспитания детей «одаренными музыкантами» был основан не на муштре и принуждении, а только на положительные эмоции. Вопрос 2. Почему не используются идеи «игрового обучения в школах», предложенные еще Яном Коменским в 17-ом веке? По некоторым сведениям, в те времена высокое педагогическое сообщество приняло удивительный, на мой взгляд, по безнравственности, вердикт внутреннего пользования: «обучаться будет слишком легко и это дискредитирует дидактику». Вопрос 3: Почему в педагогике до сих пор не используются методы современной психологии?
Возьмем более поздние, почти современные результаты. Как можно было не использовать и начисто отрицать столь эффективные, очевидные и научно обоснованные приемы, как нейролингвистическое программирование (НЛП), «программированное обучение», «метод проектов» и т. д. и т.п.? Факты. Между тем, даже в 1999 году, когда я собирался выступить на заседаниях Президиума РАО меня осторожно предупредили: что говорить об этих направлениях «буржуазной науки» не следует, иначе … несколько почтенных академиков могут просто не выдержать. Да и вообще, никакого обсуждения не получится, поскольку большинство-то и удостоились званий только потому, что фанатично боролись со всякими новыми веяниями, идеями и лженауками... В сердцах я тогда подумал, а зачем тогда в этой компании вообще о чем – то дельном говорить? В науке ведь так: если топчешься на месте, значит катишься назад, просто вредишь. А тут было смешно даже подумать говорить о чем то новом. Эти факты отрицания всего нового и прогрессивного вызывали подозрения в какой – то всеобщей круговой поруке. Но теперь я думаю, виновата просто «не демократическая», старая система, своеобразный тоталитаризм в науке. К сожалению, у педагогов - академиков нет ничего подобного клятве Гиппократа, как у врачей: «не навреди ребенку». Все перечисленные и многие другие достижения великих воспитателей так и не вошли в практику педагогов, точнее говоря – их сознательно не включали. Делалось это несмотря на то, что многие из них проверялись в течение десятилетий. Нужно говорить прямо: руководители педагогов скрывают эти достижения от родителей. Вопрос 4. Почему в учебниках, рекомендованных Минобразования нет разделов посвященным наиболее известным во всем мире педагогам, повышавшим эффективность труда учителя?
Скрываются прогрессивные методы не только от родителей, но и от молодых педагогов, от студентов. Так, почти во всех учебниках для вузов, рекомендуемых министерством, внушается, что интенсивные методы давно исчерпаны, и что остался только экстенсивный. То есть существующая «традиционная педагогика» заранее, сознательно и со студенческой скамьи отказывается от какого - либо прогресса, умышлено замораживая методы воспитания. Я обнаружил, что «педагоги как класс» сознательно не включили научные методы в число «орудий своего труда», не «признали» их, как пытались восставшие лионские ткачи не признавать ткацкие станки которые в десятки раз повышали производительность труда. Известно, что восстание лионских ткачей, «чартистов» и другие подобного рода выступления не остановили великую промышленную революцию. В отличие от ткачей, открыто и с оружием в руках выступивших против новых технологий, педагоги не выступили открыто, как противники научного прогресса, они «пошли другим путем»: устаревшие методы назвали «традиционными», а новые проигнорировали. Поэтому, до сих пор, к сожалению, сдерживается проникновение научной революции в образование. Более того, факты постепенно убедили меня, что начиная с 17-го века так называемой «традиционной педагогике» удается не просто сохранять устаревшие методы обучения, но и активно и тайно противодействовать новым. Для этого используются самые изощренные и проверенные в веках методы: замалчивание, фальсификации и многие другие, и о них здесь говорить просто неприлично. Так «традиционные педагоги» пытаются обойтись сегодня с лучшими отечественными разработками и результатами: системой Б.П. Никитина, В.Ф. Шаталова, методикой Н.А. Зайцева... Постепенно и во многих деталях обрисовался образ могучей незримой системы сдерживания развития детей, семей и всех других частей общества, так или иначе связанных с обучением и образованием. Вопрос 6. Почему в школьную программу не включены многие разделы современной науки? Дальше обнаружились, что кроме сказанного, детей в традиционных школах поджидает и другое: большую часть времени они будут вынуждены потратить зря, на совершенно ненужные «знания». Оказывается, «большая научная Академия» давно и упорно не признает научного статуса малой «педагогической академии». Почему? - именно из-за отсутствия основополагающих элементов научного подхода, в частности, нежелания признавать очевидные факты, что в настоящей науке просто недопустимо. «Традиционный курс математики в средней школе, - писал член – корр. АН СССР А.А. Ляпунов, - включает материал, накопленный к середине 17-го века … это вопиющий анахронизм» («Математика в школе, 1973, M 2, с. 58). «Традиционные педагоги» в России не хотят включать в программу ничего из того, что составляет основу современных достижений науки: математический анализ, элементы теории вероятностей, численные методы, теорию графов и многое другое. Между тем во многих странах накоплен великолепный опыт преподавания в начальной и средней школе многих новейших разделов современной математики: теории графов, теории вероятности, численного моделирования, анимации, программирования на языках самого различного уровня… . К концу 70-х годов в СССР верх одержали сторонники удлинения сроков образования, произошел переход от «8-летки» к «10-летке» и, в результате, всего через 20 лет страна прекратила свое существование. Последствия первой интеллектуальной войны 1970 – 1985 года Получается, что существующая система образования в лице педагогической академии и министерства традиционного образования давно встала не только против одаренности детей, но и против их общего образования, - самого обыкновенного, насущного и жизненно необходимого для их будущего. Анализ опыта возрождающегося домашнего образования» показывает, что любой родитель с высшим образованием мог бы дать ребенку в несколько раз больше, чем это предусматривает школьная программа, если бы взялся за это. Однако все педагогическое сообщество ведет такую работу против свободного, родительского образования, что исключает даже саму мысль об этом! Таково следствие того, что педагоги искусственно отгородились от науки, как и триста лет тому назад, непробиваемой стеной называемой ими «традицией». Иллюстрацией последствий деятельности «традиционного образования» в коррупции с «педагогической наукой» является распад СССР. Именно в результате расширения возрастного «убойного периода» традиционных методов в виде внедрения всеобщего десятилетнего образования был с лихвой поглощен весь прирост национального дохода и начался длительный застой, который и привел только что наиболее динамично развивающуюся державу к краху. Поразительны заниженные и отрицательные оценки, которые давали в школе «традиционные педагоги» наиболее одаренным и талантливым детям в истории человечества. Конечно, выдержали и незакомплексовались в условиях таких оценок только единицы. Что же говорят гении и великие люди о традиционном образовании? Чарльз Дарвин, создатель теории эволюции живой природы («Происхождение видов»). «Ничего не могло быть вреднее для развития моего ума, как эта школа… Школа, как воспитательное средство, была в моей жизни пустым местом». (Ч. Дарвин. «Происхождение видов., М.-Л., 1937, с. 43 – 44). Н.В. Гоголь, великий русский писатель, в пять лет уже не только читал и писал, но и сочинял стихи. «Я не говорил вам никогда, что я в этом глупом заведении мог еще столько узнать … Если же я знаю, то этим обязан совершенно самому себе» (Письма к матери). Не способствует развитию одаренности практика обучения в высшей школе. По признанию Л.Н. Толстого, он бросил университет именно потому, что захотел заниматься»,что университет со своими требованиями не только не содействовал такой работе, но мешал им. (В. Шкловский, «Лев Толстой», 1968. - с. 82). Легко себе представить оценку традиционных педагогов: «неспособный лодырь и бездельник». Исаак Ньютон, гениальный ученый, создатель науки - физики. Уже в школьном возрасте имел возможности заниматься своими физическим механическими оптическими и другими опытами, не всегда выполнял неинтересные задания по программе и поэтому считался трудным и «тупым» учеником. Увлекаясь своими опытами он, по традиционным критериям учителей, порой оказывался в одном разряде с самым отстающим учеником класса. А. Эйнштейн, автор «теории относительности». Первое научное сочинение написал в 15 летнем возрасте (8-ой класс). Согласно биографическим данным, отец сумел его настроить на научные размышления о природе тяготения с пяти лет, подарив компас. Но в «традиционной» школе А. Эйнштейн считался самым ограниченным учеником и несколько лет не мог поступить в Технологический институт. Н.Н. Лузин, создатель московской математической школы. Дела по математике в школе шли все хуже и хуже: Лузин не воспринимал традиционную форму подачи материала. Но как только один из преподавателей объяснил и стал давать математику как систему рассуждений, отстающий ученик выдвинулся в гимназии и занял первое место. (28, с. 337). Томас Эдисон, великий изобретатель, не смог проучиться в традиционной школе и трех месяцев – «традиционные» учителя признали его «ограниченным», неспособным к усвоению школьной программы. Его мать, забрав ребенка из школы, смогла устроить ему домашнюю лабораторию и библиотеку. В результате «приговоренный» педагогами мальчик в возрасте 9-ти лет уже прочел научную энциклопедию того времени: «Натуральная и экспериментальная философия» Р.Г. Паркера. Петра Первого (Великого) задолго до школьного возраста, в три года, грамоте научил дьяк Никита. Портреты этих и других всемирно известных одаренных людей чрезвычайно полезно показывать ребенку. Они могут быть исполнены в самом различном стиле: от фотографий до простых рисованных, или даже в виде черно – белых контуров. Такие портреты можно найти на странице в Интернете, на странице www.rebenok.h10.ru/port01.htm и других. Вы сможете сделать из них «миркарточки» рекомендуемого размера, и они должны быть подписаны. Подобных примеров множество. Они свидетельствуют только об одном: что одаренные дети, в итоге, с огромным трудом и только в исключительных случаях прорываются через «традиционную школу» или счастливо избегают ее, обычно имея какой – то намного более эффективный вариант альтернативного образования.
Борьба против одаренных детей ведется начиная с детского сада. Вот реальный случай, о котором мне рассказали родители совсем недавно, в 1997 году. «Приводим ребенка в детский сад, говорим, что он у нас уже читает. Заведующая детским садом отвечает: «Не волнуйтесь, мы это исправим!». Что делать сегодня, для того чтобы завтра сохранить одаренность? В ходе расследования я неоднократно встречался с педагогами - руководителями Минобразования. Прошел от начальников отделов до заместителей министра. Затем обсуждал эти вопросы с педагогами – депутатами, заседающими в Государственной Думе. Наконец, информировал о создавшемся положении чиновников в правительстве, встречался с вице–премьером, и не раз побывал в Администрации Президента. Выводы оказались неутешительными: в этих сферах никто не собирается заботиться о наших с вами проблемах. На самом верху ответ был ясным и вполне определенным: «Сумеете организовать родителей в значимую политическую силу – тогда будем говорить. Мы не можем нянчиться с каждым возникающим движением, а работаем с серьезными организациями». Не дожидаясь, пока организуется родительское лобби, родители пока что должны сами позаботиться о выборе образования для своих детей. Нужно решить вопрос, каким оно будет: «традиционным» или «оптимальным»? Идти по оптимальному пути можно в годы раннего развития ребенка, максимально используя две возможности: создав развивающую обстановку у себя в доме и записавшись в создаваемую нами «систему оптимального образования», от 0 до 18 лет. Откладывать и медлить нельзя. Именно у нас в стране сложилась наиболее критическая ситуация, из которой нужно выходить. Нынешних чиновников и олигархов всех, криминальных и иных генераций, устраивает дальнейшее ухудшение образования: чем темнее народ – тем лучше, вольготнее «перераспределять», приватизировать собственность. Существовавшая система традиционного образования, вроде бы сохраняет остатки некоторого культа просвещения, но она же и не способна быстро адаптироваться к совершенно новым задачам, и проблемам, когда важна не показуха и видимость деятельности, а реальные результаты. Нужно немедленно создать альтернативу «традиционной системе образования» и переходить в нее. Старая система никогда не уйдет добровольно и будет проводить все более разрушительные реформы против семьи, родителей и против одаренности детей. Поэтому вместе с родителями разработаны: - новая структура системы образования, которая обеспечит наибольшую эффективность развития и образование, преемственность от самого рождения до 18 лет,
- концепция оптимального образования, минимального по срокам и максимального по подготовленности, соответствия содер жания и потребностям общества, обеспечения развития домашнего и корпоративного образования; - устав Министерства образования, с расширением ответственности, в частности, с возвращением функций просвещения, трудоустройства. До тех пор, пока что мы этот устав не утвердили у Президента РФ, родители могут обращаться по всем вопросам в Родительский Комитет Просвещения, Развития и Образования (РКПРО). Ознакомиться с проектом Устава (Положения) о новом Минобразования можно на стр.: www.mirrebenka.h10.ru/ustminobr.htm . Кроме того, свои предложения и пожелания к деятельности этой будущей организации, которая будет управляться родителями, можно будет обсудить на телеконференции: www.mirrebenka.h10.ru/forunimo.htm . - новый базисный план и программы. Собственно, базисный план – это именно то, за что борются педагоги, и за что, к сожалению, не борются родители. Но именно родителей и их детей касается, точнее, берет за живое этот самый «базисный план», который диктует, сколько лет и чему будет учиться ребенок в школе. Обсуждение вариантов базисного плана родителями на странице: www.mirrebenka.h10.ru/forbsplan.htm .
Но что нужно сделать для того, чтобы желания родителей оказались, в конце концов, материализована, нужно, чтобы родители заключили договора не с «традиционными» детскими садами и школами, а с новыми, МИР-садами и Мир-школами. Сегодня во всех странах активные родители вступают в родительский клуб, образовывают своеобразную партию родителей. Это общественное движение должно выдвинуть заинтересованных и подготовленных родителей на выборах депутатов всех уровней, кандидатов в губернаторы и президенты. Тогда проблема бесплатного образования была бы решена в считанные месяцы. Для этого понадобится лишь провести соответствующие законы и другие нормативные и исполнительные акты, защищающие права родителей и детей на одаренность и на такую систему образования, которая соответствует XXI веку, а не XVII. Примером может выбранный после острой выборной кампании, президент США Джордж Буш , который выполнил уникальные по своей смелости обещания. Он незамедлительно подписал федеральную программу «Раннее чтение», которую вот уже несколько лет не удается реализовать в нашей стране. Кстати говоря, кроме того, он утвердил и вторую программу, упомянутую в этой книге, - по созданию и внедрения экологически чистого двигателя – альтернативы бензиновому. Поскольку на детей тратится около половины семейного бюджета, а значит и национального дохода, то очевидно, что реализация более эффективной системы образования приведет к многократному увеличению темпов роста и коренному пересмотру всей демографической, социальной и экономической стратегии развития страны. Сбросив все эти ограничения традиционного образования, мы навсегда избавимся от проблем, полностью реализуем интеллектуальный потенциал одаренности наших детей. Методы воспитания и обучения, сберегающие одаренность В то же время, в ходе исследований причин педагогических успехов, были обнаружены удивительные факты: все, кто отказывался от традиционных представлений, от услуг традиционных детских садов и школ, добивались невероятных успехов и делали своих детей одаренными. Это относится и к родителям, и к самим педагогам, и к целым государствам. Так, во времена расцвета и наибольших успехов Римской империи, образование было домашним. Отказались, как мы уже говорили, от традиционных представлений о воспитании родители Моцарта, Паганини, Эдисона … Рассмотрим более подробно что подарили родителям и детям «отказники», порвавшие с «традиционными педагогикой», и психологи, глубоко исследовавшие показатель «общей одаренности» – IQ. Это особенно важно, потому что освещение событий в учебниках для студентов педагогических вузов почти всегда .. «традиционно». Достижения выдающихся педагогов всегда оказывались связаны с отказом от традиционных методов развития и обучения детей. В начале 20-го века тоже появились педагоги, которые отвергли традиционные методы обучения. И вновь им удалось преодолеть проблемы, неразрешимые для традиционных методов. История 1. Оказалось, что развитие способностей и воспитание дошкольников можно ускорить через «организованную интеллектуальную работу».
Например, Мария Монтессори (1910), отказалась от обычных представлений и из проблемных детей 3-х – 7-ми лет с задержками умственного развития совершила чудо: подготовила к школе вполне нормальных и успевающих учеников. Эта женщина стала первым в истории доктором медицины. Несмотря на ее отрицание раннего развития до 3-х лет и ошибочные представления о сензитивных периодах, она впервые начала внедрять некоторые научные элементы в педагогику. Среди ученых и родителей развитых зарубежных стран педагогика Монтессори считается одной из самых прогрессивных и популярных. Тем не менее, до сих пор в официальных российских учебниках по истории педагогики о Марии Монтессори не сказано ни слова. То есть от наших родителей безвестные и тихие чиновники, скрывающиеся в недрах Минобразования, упорно скрывают то, что более ста лет знает весь цивилизованный мир! Основу ее метода составляют, прежде всего,
правила создания развивающей среды («зоны развития», которых насчитывается до
шести). В реальности в детских садах, в группах организуются несколько
тематических шкафов, где в строгом порядке хранятся пособия, игрушки и
материалы. «Метод М. Монтессори» от 3-х до 7-ми лет с существенными оговорками можно считать частным случаем «системы МИР», которая охватывает весь период «детства» от 0 до 18 лет. Так, в МИРе насчитывается значительно больше предметных областей или «зон развития» - около ста. Вместо ошибочно определенных М. Монтессори «сензитивных (т.е. «чувствительных») периодов», выделено десять периодов наиболее эффективного, оптимального развития ребенка – классмиров. Эти естественные периоды легко определяются каждым родителем на основе наблюдаемых интеллектообразующих видов деятельности ребенка. Интересно, что более половины классмиров приходится на возраст до 3-х лет, каковой у Марии Монтессори вообще не рассматривался, как «не поддающийся какому – либо педагогическому воздействию». Только примерно через десять лет после опубликования нами результатов по методике «Читать – раньше, чем ходить», в 2000 – 2002 году многие Монтессори – центры вдруг стали заниматься с детьми начиная от полугода, то есть по сути превратились в центры «МИР ребенка», так как раннее развитие по «методу Монтессори» невозможно по определению. Дополнительные материалы о достоинствах и недостатках Монтессори – педагогики, а также ссылки на другие страницы можно найти в Интернете: www.rebenok.h10.ru/montessori.htm. Педагогический детектив N 2. Реабилитация одаренности «по – Макаренко». Одаренность подростков можно пробудить и развить методом корпоративно – промышленного развития способностей. При этом достигаются наивысшие результаты воспитания, образования и социальной адаптации. Этот метод изобрел отказавшийся от традиционного подхода, выдающийся педагог А.С. Макаренко. Так, еще в 20-е годы он создал не просто самую эффективную в мире, но даже … самоокупаемую систему воспитания, обучения и социальной адаптации подростков. Причем, была не только решена сложнейшая задача перевоспитания трудных подростков и малолетних преступников, он указал пути преодоления «неразрешимой проблемы» так называемых «трудных детей» в педагогике и в обществе. Если в «республике ШКИД» даже бывшие преступники становились добропорядочными гражданами и прекрасными руководителями, то обычные дети должны по «системе Макаренко» становиться уже выдающимися и, возможно, гениальными руководителями всех уровней. Своей выдающейся работой А.С. Макаренко открывал стране фактически путь к лидерству в новых и высоких технологиях …
В результате удивительных открытий в педагогике, социальной психологии и накопленного практического опыта, А.С. Макаренко смог выступить с предложением, казалось бы, невероятной реформы образования: он предложил программу перевода школьного образования на самоокупаемость. Суть его предложения заключалась в следующем: «передайте нам все школы Москвы и через два года мы откажемся от бюджетного финансирования. При этом гарантировалась отличная успеваемость и, одновременно, профессиональная подготовка учеников … в сфере высоких технологий, разработки и производства фото, аудио и другой техники. Многие считают, что А.С. Макаренко создал прообраз будущего оптимального корпоративного образования, необходимость которого еще не скоро будет осознана, и по которому, в частности, пошел создатель фирмы «SONY» Масару Ибука. Так, в результате педагогического недомыслия наших руководителей и упорства «традиционщиков», наша страна, в частности, не реализовала и потеряла бесценный опыт демократической школы А.С. Макаренко, а Япония получила фирму – лидера в сфере аудио- и видеотехники. Но нашими тогдашними педагогическими и политическими руководителями блестящий опыт не был поддержан, и начиная со второй половины 30-х годов А.С. Макаренко был фактически отстранен от педагогической практики. Секреты уникального искусства социальной адаптации сохранены этим замечательным педагогом – новатором в книгах: «Книга для родителей», «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и других. Эти книги должны быть включены в программу для старшеклассников как учебники по практической социологии, и я рекомендую познакомиться с ними каждому родителю. Создание школ, соединяющих обучение и практику путем погружения, освоения общественно - полезного труда, имеет давнюю историю. Создавал подобные школы великий педагог И.Г Песталоцци (1774 г.). Издал труд «Трудовая школа» П.П. Блонский. Школы освобожденного труда и единые трудовые школы организовывали С.Т. Шатский, и другие. Остается неразгаданной тайной, почему этот замечательный опыт многих поколений наиболее авторитетных педагогов мира замалчивается и не реализуется в нашей стране. Взамен вновь и вновь насаждается гербартианская, неотрадиционная, то есть почти «традиционная» система обучения 17-19-го века. Но я уверен , что никакой тайны тут нет. Разгадка заключается в том, что руководят образованием пока что люди, которые убеждены в том, что для учителей выгодно применять наименее эффективные методы, которые обеспечивают усвоение материала всего на пять процентов! Этим объясняется то, что в школах введена совершенно непригодная для обучения «традиционная система», которая требует фактически в двадцать раз больше усилий, чем технологии основанные, например, на играх или практических занятиях. Пример. Вот уже более десяти лет в Москву приезжает В.Ф. Шаталов, в совершенстве владеющий методами интеллектуального развития. Он сокращает сроки обучения школьной математике в 10 раз, обучая всех детей, родители которых решили, например, что лучше математику сдать экстерном и заняться, например, подготовкой к карьере в искусстве или спорте. Еще одну попытку провести «реформу по - Макаренко», предпримет в СССР через двадцать лет, в 1957 году, Б.П. Никитин. История N 3. Необходимость раннего развития как результат массового тестирования общей одаренности (IQ) в течение всей жизни. Но на мой взгляд, с традиционной педагогикой должно было покончить крупномасштабное исследование Тертмена (Чёрчмена) в США. Но этого, к сожалению, не произошло. Это исследование доказало несостоятельность главной догмы педагогов о сроках обучения. Здесь начиная с 20-х годов проводили наблюдения за несколькими десятками тысяч людей, всесторонне тестируя с возраста от нескольких месяцев и до 50 -ти лет. Эти длительные (их еще называют «лонгэтюдные») наблюдения показали, что ребенок, получивший раннее развитие к возрасту 2-х годам, оказывается намного более одаренными и успешным в жизни, чем тот ребенок, с кем до двух лет не занимались.
Новые надежды родителей: педагоги - новаторы
Но, несмотря на то, что во многих странах традиционные образовательные структуры отчаянно противились новым методам обучения и не выделяли на это средств, в мире началась невиданная гонка, целью которой было создание массовой, доступной для каждой семьи методики развития детей одаренными. Целью было создание таких «детсадовских» и школьных технологий, которые сберегут здоровье и одаренность детей. Во время этой по созданию новых образовательных технологий, все время возникали сражения, бои местного значения и разгорались битвы, которые вели великие педагоги с «традиционным образованием», с теми, кто обучает по принципу: чем меньше одаренных, тем лучше, спокойнее. Бои глобального значения на Восточном педагогическом фронте. Открытия педагогов – новаторов в СССР. В особенно трудных условиях оказались педагоги в нашей стране. Документы Съездов учителей подтверждают, что система образования строилась большей частью теми политиками, кто планировал, чтобы Россия стала «вязанкой хвороста в пожаре мировой революции». Будущие граждане не должны были думать, они должны были «не щадить ни себя, ни врагов». Как бы мы ни хвалили доставшуюся по наследству систему образования, не стоит путать солидную инфраструктуру с убогим содержанием, впечатляющую бюрократическую структуру с отсталыми методами обучения и никудышней дидактикой, губящей таланты. Принятая поурочная, в основном пассивная лекционная подача материала, «сидячая» система образования, наверное должна была, словно илом, затянуть мозги, погасить все задатки и проблески творческой мысли. Действующая система оценивания должна подавлять уверенность в своих силах у абсолютного числа учащихся. Кроме того, не скрывалось, что школы должны были превращать всех, в том числе одаренных и гениальных детей, в дисциплинированные трудовые массы. Искать и развивать таланты никто не собирался. Педагогической науке отводилась роль проводника этой линии, охранять ведомственные интересы. Все хорошее возникало в этой обстановке, по сути, вопреки этой линии «традиционного образования». Поэтому величайшие достижения в образовании связаны не с официальной наукой, а с гениальными учителями – новаторами, а также с выдающимися родителями. История 4. Директор Павлышской специальной школы. После долгого застоя, вызванного разгромом педагогики в 30-х годах, старт возрождению новых технологий образования в 50-е годы был дан выдающимся педагогом-новатором В. Сухомлинским, автором книги «Сердце отдаю детям», директором специальной школы. Его воспитанниками были дети с проблемами умственного развития, от которых отказались «традиционные педагоги». Тем не менее, они после окончания Павлышской специальной школы смогли успешно поступать даже … в тогдашние строгие вузы. Это было достижение, которое превзошло показатели, достигнутые в начале века М. Монтессори. Я предпринял поиски сведений о В. Сухомлинском, но в наших учебниках по истории педагогики, оказалось, упоминается кто угодно, когда – либо занимавшийся словоблудием, но не те, кто повышал эффективность труда учителей. Имеется множество имен, кто делал какие – то предположения, выдвигал гипотезы и идеи, но удивительным образом нет ни одного их тех, кто самым фундаментальным образом и блестяще решал все эти надуманные педагогические проблемы. В традиционных учебниках вы не встретите имен В. Сухомлинского, В. Шаталова, Б. Никитина, Н. Зайцева и других педагогов и воспитателей, которые действительно были новаторами и помогали детям и родителям намного больше, чем вся педагогическая академия со всеми своими институтами вместе взятыми. Если новаторы освобождали детей от тяжкого ярма второгодничества, то возродившаяся АПН и виде РАО фактически взялась узаконить второгодничество со всеми необратимыми последствиями, внедряя «12-летку». История 5. Защита одаренности школьников «по - Макаренко»: у стен древнего Кремля погибает взвод … Уникальный по своей дерзости случай произошел в конце 50-х годов. Тогда, во времена «хрущевской оттепели» группа 47 педагогов во главе с Б.П. Никитиным обратилась в ЦК КПСС с предложением возродить систему А.С. Макаренко: разрешить перевести ряд школ Москвы на самоокупаемость, чтобы с детства воспитывать трудолюбие и предприимчивость. Эти педагоги просили на эксперимент не два года, как А.С. Макаренко, а пять лет. Однако, после поначалу доброжелательной встречи с тогдашним руководителем культуры и образования Л. Фурцевой, супругой Н.С. Хрущева, на этих педагогов обрушились репрессии: поручение ЦК и Правительства министерство Просвещения выполнило с точностью наоборот. Продолжатели новаторских идей Песталоцци, Ушинского, Монтессори и Макаренко подверглись преследованиям, лишились работы, другие и вовсе окончили жизнь трагически… (В Интернете: www.rebenok.h10.ru/nikitin.htm ).
История 6. Формирование одаренности по Никитину. «Мы пойдем другим путем: «Программу начальной школы – к семи годам». Предыдущая детективная история положила начало новой, не только более оптимистичной, но и более важной. После разгрома «педагогического взвода» Б.П. Никитин не сложил оружие, он не остановился. И вот, теперь к исходу нескольких десятилетий мы можем смело сказать: в конце 60-х годов величайший педагог столетия Б.П. Никитин подарил миру такую систему развития детей, в результате которой любой ребенок становится способным и легко осваивает программу начальной школы уже к семи годам. То есть выигрыш семьи на каждого ребенка составляет 3 – 4 года. Но идеологи застоя не допустили широкомасштабного внедрения системы Б. Никитина: были брошены все силы, чтобы не допустить освобождения одаренности детей «развивающими играми Никитина». Коэффициент IQ при тестировании детей Никитиных оказался чрезвычайно высоким. Измерения проводились психологом, специально приехавшим из Англии. Интересно, что попутно Б.П. Никитин на практике доказал, что в немузыкальной семье можно воспитать детей с совершенным музыкальным слухом, то есть сделать его из не одаренного – одаренным. Кроме того, было показано, что традиционная школа снижает «коэффициент интеллектуальности» ребенка IQ примерно на 20 – 30 процентов. Это - наиболее тревожный и точный факт, словно предупреждение для каждого родителя: если хочешь уменьшить качество ума, одаренность своего ребенка на треть – отдавай его в традиционную школу … Таким образом ориентир для родителей: если они хотят, чтобы у ребенка был наивысший по международным стандартам, коэффициент интеллекта и наиболее высокие прогнозы на лучшее будущее – тогда необходимо познакомиться с методами интеллектуального развития. Именно так поступили родители двух сестер, которые начали заниматься и окончили свой первый вуз в 12 и 14 лет, и к 16-ти годам получают третье высшее образование, теперь уж в Стэнфорде, США. Их родители в своих первых интервью добросовестно рассказывали, что первым делом они проштудировали книги Б.П. Никитина и других педагогов – новаторов СССР. Весьма примечательно, что против «системы Б.П. Никитина» до сих пор время от времени выступают наиболее откровенно – бульварные газеты и телеканалы, сделавшие все для сдерживания развития страны, про которые сказано примерно так: «прочти МК, и поступай наоборот». История 7. Похищение крупнейшего открытия ХХ века, сделанного в СССР: одаренность можно пробудить и в школе! Гром среди белого дня: «Программу средней школы – в три раза быстрее, чем обычно». В 1970 году сокрушительный удар по традиционному оболваниванию учеников нанес и другой гениальный педагог, Виктор Федорович Шаталов. Он в начале 70-х годов предложил и реализовал в своей школе великолепную методику школьного развития и обучения детей, в результате все ученики класса осваивали программы в среднем в три раза быстрее, чем обычно. В частности, оказалось, что некоторые твердые или даже «отпетые» двоечники при этой системе становились отличниками даже более успешными, чем изначальные «отличники». В.Ф. Шаталов в частности, обратил внимание на тот факт, что традиционные методы преподавания многим учащимся, бывшим двоечникам принципиально не подходят, так как не учитывают их способ восприятия, то есть непригодны физиологически. В то же время он предложил более 4 тысяч новых педагогических элементов, которые делают процесс обучения максимально эффективным для любого ученика. Конечно, специальные требования предъявляет «метод Шаталова» и к учителю. Педагог по - Шаталову должен ежеминутно помнить именно этот профессиональный критерий: он работает с учениками до победного конца, всем своим видом убеждая, что именно так и должно быть. Но именно таким должен быть «капиталистический учитель», который обязан отвечать за собственные профессиональные услуги перед заказчиком. Теперь, наконец, стал ясен смысл девиза педагогов – новаторов: «Двойка ученика – это двойка учителю». В итоге, растет профессионализм, и богатство арсенала педагогического мастерства побеждает. Ситуация здесь аналогичная той, капиталистической, где в конечном счете побеждает неутомимый предприниматель, добиваясь своей цели - только положительного результата. Создание видимости выполняемой работы, - то, что я почему-то называю «совковость», - тут не проходит. Ясно и то, что «традиционные методы» несовместимы с прогрессом, по определению, а значит и с капитализмом и развитием вообще. Борьба за одаренность школьников продолжается и по сей день. К сожалению, сегодня в наиболее приближенных советниках у нынешнего министра как раз те «ученые», которые в прошлом не раз мчались в Донецк, с поручением сыграть роль «терминаторов» в бесчисленных проверках, с заданием любой ценой остановить эксперимент В.Ф. Шаталова. Но тогда они так ничего и не смогли сделать с великим педагогом. В эти тревожные для родителей дни незаконными методами, где тайно, а где и открыто внедряется «12-летка», а система В.Ф. Шаталова замалчивается. Сегодня ликвидаторы «метода опорных конспектов» боятся даже упоминания имени В.Ф. Шаталова, который 30 лет тому назад убедительно и на практике показал, что «традиционная педагогика» и построенная на ее основе система образования не способны дать равные возможности развития, порождает неуспеваемость, ломает судьбы и губит таланты. Выводы. Очевидно, что способности и таланты своих детей родители смогут сохранить и развить только в том случае, если сумеют выбрать таких законодателей - депутатов и президента, которые сделают переход на оптимальное образование главным пунктом своей программы. Все, наверное, уже убедились, что реформы не идущие от человека, от образования, ведут к катастрофическому вымиранию населения.
История
8. Шах и мат традиционной педагогике: Когда в 1999 году я начал анализировать, что же прогрессивного удалось сохранить в образовательных учреждениях страны, то обнаружил, что в России давным - давно была разработана методика, по которой даже слепоглухонемых детей учат читать к 2 – 3 годам. Приведенные ниже сочетания точек – это азбука слепых, Брейля, – угадайте, где буквы «А», «B», «C» и «D»? В начале 70-х годов вышла книга Ольги Скороходовой, которая несмотря даже на такие физические недостатки … даже смогла стать кандидатом наук. Тогда меня эта книга утвердила в подозрении, «что – то не так в образовательном королевстве». Меня постоянно и часто удивленно спрашивают: почему же этот и другие подобные факты скрываются от широкой общественности? Как можно сохранять ведомство, которое утаивает столь важную для общества информацию? Если проблемные дети начинают читать в два года, то почему нормальные малыши должны терять несколько лет!? Интересно, что этот специальный интернат, где дети в два года читают, расположен напротив, в тридцати метрах от окон кабинетов академиков, которые отрицают возможность обучения детей ранее 7 лет. Сейчас это делается, видимо, с целью обосновать увеличение сроков обучения и внедрить «12-летку». Возникает вопрос: имеет ли смысл сохранять «научное» ведомство, которое тянет наше образование и страну назад, к 12-летке, когда прямо за окошком этого ведомства дети уже почти тридцать лет читают … с двух – трех лет? Сегодня именно «12-летка» становится непреодолимой преградой для сотен тысяч одаренных детей в России, последствия этой чудовищной акции РАО Россия не сможет преодолеть в течение нескольких веков. Поле попыток информировать и изменить что – либо, мне стало совершенно очевидно, что главным препятствием одаренным детям была и остается Академия педагогических наук, которая ныне переименована в РАО. Кстати, согласно рапортующим документам, школы подведомственные РАО, были переведены на двенадцатилетнее обучение в числе самых первых. Такое вот доказательство научной несостоятельности, демографической некомпетентности и социально-политической инфантильности. Интересно, что на это решение не повлияло и то, что в 1998 году с вновь избранным руководителем, президентом РАО Н. Никандровым, специально встретился и пытался подробно обсуждать результаты новой педагогики раннего развития лично Б.П. Никитин. На эту встречу, так надеялся Б.П. Никитин – он попытался в последний раз призвать Президента РАО не губить одаренных детей поздним обучением и «12-леткой». Эта встреча оказалась последней – через полгода Б.П. Никитина не стало.
Как и тридцать лет тому назад, предсказывая катастрофу: застой и коллапс экономики, после перехода «на 10-летку», Б.П. Никитин места не находил себе предвидя гибельные последствия проводимых ныне реформ в образовании. Даже простое внимание общественности к уже давно известным и достигнутым результатам, их популяризация могла бы привести бы к сокращению на 3 – 4 года сроков освоения школьной программы и к сохранению здоровья учащихся и сохранению талантов и интеллектуального потенциала. *** Дальнейшее знакомство с литературой показало, что и в других странах, несмотря на противодействие педагогов, разумные родители, врачи и руководители фирм отказывались от услуг традиционной педагогики, и создавали свою способы развития детей. Я обнаружил, что в течение 20-го века приступали к работам по освобождению одаренности и интеллекта детей и в других странах. Вот некоторые примеры, рекомендации и выводы из которых родителям можно немедленно учесть и использовать на практике, в результате чего, могут навсегда преодолеть и позабыть многие проблемы. Оказалось, что все эти приемы доведенные до максимальной эффективности, вошли в «систему МИР». История 9. Воспитание детей, одаренными к музыке. Самая скрипичная и музыкальная страна теперь – Япония. Сделал её такой простой учитель музыки, Шиничи Сузуки, который отказался от традиционных методов обучения. Он возродил, по сути, «метод Моцарта», сумел реализовать некоторые основные его элементы: концертный характер, поощрительность и другие. В результате в Японии появились сотни тысяч скрипачей в возрасте трех – четырех лет! Причем никаких ограничений на прием малышей в школы Сузуки не накладывается: все малыши оказались музыкально одаренными. История 10. Воспитание детей, одаренных к новым промышленным технологиям.
«После трех – уже поздно!» - именно под таким названием рискнуло перевести и издать «Знание» в начале 70-х годов в СССР книгу Масару Ибука, президента фирмы «Сони». Этот руководитель фирмы отказался от традиционного образования, создал свои детские сады, где развивает и воспитывает одаренными будущих работников своей корпорации. Именно поэтому фирма «Сони» вот уже многие десятилетия остается лидером в новых области новых высоких технологий. Стремясь развивать детей способными и подготовленными к работе в принципиально новых областях производства, фирма «Сони» стала продолжателем начинания А.С. Макаренко, в области профессионального «корпоративного образования» детей. История 11. Нетрадиционная теория и практика раскрытия потенциала ребенка, созданная врачом – против существующей системы образования в США. Через год после выхода моей книги «Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка», в Россию, наконец, попали книги Гленна Домана. Случайно зайдя в книжный магазин возле метро «Войковская», где я пытался договориться о продаже своей «крамольной» книжки, я с удивлением увидел книгу этого, неизвестного мне тогда автора. Открыв ее, я обнаружил единомышленника и вздохнул с облегчением: теперь родителям и педагогам в России легче будет перейти на «систему МИР», поскольку программы Домана – это промежуточный этап такого перехода. Этот врач – практик, занимаясь лечением малышей с черепномозговыми травмами, в конце 40-х годов случайно обнаружил у двухлетнего, а затем и у других, даже годовалых детей – своих пациентов, огромный потенциал для интеллектуального развития.
Один из его малышей - пациентов начал читать … в возрасте около трех лет! С этого все и началось. Исследовав ряд методов, доктор Доман вынужден был сам начать осуществлять, как он выражается, «мягкую революцию» в образовании, поскольку понимания среди педагогов в самих США он так и не нашел. Более того, там, в ответ на предложения врача и гениального воспитателя, тамошние «традиционные педагоги» внедрили … «12-летку», или как они обозначают, К-12! По мнению осведомленных родителей, большего издевательства над здравым смыслом, конечно, было трудно придумать. Сравнение американских книг и методик с российскими показал, что программы Домана, например, полностью реализованы в системе МИР. Так, для этого достаточно сравнить результаты хотя бы по началу истинного, то есть «по – буквам», чтения: 3 – 3,5 года (Доман) и 9 месяцев («система МИР»). Нет в других странах аналогов технологии В.Ф. Шаталова, системе интеллектуальных игр Б.П. Никитина и методике Н.А Зайцева. История 12. Педагоги, выступающие против одаренности и повышения успеваемости Технологии, основанные на антиинтеллектуальных традициях, часто сдерживают интеллектуальное развитие и реализацию одаренности. Увеличить срок обучения – самый верный способ погубить одаренность О том, что творится сейчас вокруг образования, говорят следующие примеры. Популярный сегодня на экранах педагог, рассказывающий о пожеланиях и рекомендациях зарубежных фондов, запомнился мне тем, что на одном из круглых столов удивленно вопрошал: «А зачем, вообще говоря, изучать такой ненужный никому предмет, как химия?». Мало кому известно, но в 1996 – 1998 году Государственная Дума не пропустила законопроект о стандартах образования, в которых «за ненужностью» было убрано изучение иностранного языка! Очевидно, что цель «демократических реформ», предлагаемых многочисленными советниками, в итоге обнаруживается одна: ослабить наше образование, сделать наших выпускников неконкурентными на мировом рынке труда. Вместе с появлением прогрессивных методик возникали и такие «новаторские» направления, которые оказывались не просто шагом назад, но и отбрасывали педагогику на целую эпоху. Таковой можно считать, например, «вальдорфскую педагогику», главной идеей которой является отказ от энциклопедического образования («антропософия»). Выпускники «вальдорфских школ» не смогли не только поступать в вузы, но не сумели даже сдать школьные экзамены. Каково теперь родителям? Как теперь быть детям, которые «вальдорфская педагогика» («антропософия») лишила даже среднего уровня одаренности? Руководитель Московского Центра Вальдорфской педагогики А. Пинский подчеркивает, что «антропософия» направлена против методик интеллектуального развития и считает, что «Россия – благодатное поле для антропософии», добавим: которая оставляет детей без надежд на высшее образование. Интересно, что движет идеологами и популяризаторами таких экспериментов? Автор нового учебника по истории педагогики А. Джуринский, благосклонно популяризируя диковинные иностранные термины, продолжает: «Результаты эксперимента неоднозначны». Но на самом деле он закончился сокрушительным провалом. Тем не менее учебники по истории педагогики продолжают давать информацию по «вальдорфской педагогике» и о А. Пинском, при этом полностью умалчивая от студентов о действительно великих и революционных открытиях В. Шаталова, Б. Никитина, М. Монтессори и других, продвинувших педагогику далеко вперед, а не назад, как это делают «вальдорфцы». Вместо передовых программ и работ, таких как «Школы без отстающих», «Куда исчезли тройки?», «Детство и образование – без болезней» и т.д., поднимающих одаренность и эффективность обучения в несколько раз, в учебниках подробно рассказывается об опыте тех коллективов, кто делал незначительный косметический ремонт фасада «традиционной педагогики» («эльконинцы», «венгеровцы», «занковцы» и другие). Высшим достижением их было, например, повышение успеваемости на … восемь процентов, при ошибке эксперимента в 10 %! История 13. Почему некоторые религиозные деятели выступают против одаренности
Наиболее серьезный урон наносят интеллектуальному развитию так же попытки строить образование с использованием техник медитации или религиозных культов. Хорошо известно, что любая религия – это не что иное как идеология, где цели не обосновываются научно, как в идеологиях без бога, а утверждаются на веру, от имени того или иного божества, культа, с использованием техник гипноза, медитационной музыки, пения, благовоний и т.п. Как правило, такие направления в педагогике и образовании сдерживают интеллектуальное развитие и усиливают необратимое разделение людей на кланы, касты, колена профессиональных служителей церкви или военных. Например, некоторые религии в той или иной мере запрещают живопись (иудаизм, мусульманство) неверно истолковывая заповедь «не сотвори кумира», то есть «не изображай языческих богов», и распространяя ее на любые живописные изображения. Рано или поздно религиозные просветители приходят к откровенному мракобесию: вместо научно – естественной картины мира рассказывают учащимся древнюю сказку - притчу об Адаме и Еве, сотворении мира и т.п. Вместе с тем, в некоторых религиях культ образования (любомудрия) выдвигается на первое место (Ветхий Завет, «Книга премудрости царя Соломона», «Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова» и другие). К сожалению, эти важнейшие книги Ветхого Завета были по непонятным причинам изъяты из последующих изданий более поздних учений о единобожии и комментариев в Евангелии и Коране. Отсюда идут порой ужасающие своим мракобесием ультра – радикальные течения. В них проповедники отрицают использование многих, если не всех, научных знаний, объявляя их ересью (ваххабизм, и, в меньшей мере, некоторые православные служители), тогда как первоисточник относит их к категории высшего блага.
Некоторые религии упорно учат своих педагогов настаивать на богоизбранности своих религиозных братьев, что делает их банально фашиствующими по отношению к представителям других конфессий (церквей). Детям внушают: «мы – богоизбранные», «с нами – бог», «аллах покарает неверных», «Бог завещал нам…», и т.д. и т.п. В итоге учащиеся в подобных школах оказываются с детства закодированными мыслю о своем изначальном превосходстве над другими народами, что является единственной причиной фашизма. Таким образом, как бы где – то и кто – то себя не обманывал, религиозная педагогика является преступлением против человечности. На одну альтруистическую религию приходится десяток человеконенавистнических. Парадокс религий в том, что человеколюбивая или альруистическая религия всегда провоцирует и порождает человеконенавистнических. Многие выпускники из таких школ и медресе становятся непримиримо враждебными ко всему остальному сообществу людей и, по сути, социально опасными и потенциальными террористами. Все это - идеологизированное вмешательство в педагогический процесс ведет не только к ограничению свободного развития детей, но и к усилению степени непонимания людей друг друга и, разумеется к появлению новых проблем и даже войн в этом мире. Разумеется, каждый родитель вправе выбрать свой путь, но прежде чем обрекать ребенка на ограниченность и преступления против человечества, подумайте, к чему это может привести? Стоит ли зависеть от невежества других: в религиозных школах ваши дети просто становятся заложниками фашиствующих или недостаточно компетентных интерпретаторов единобожия. Выход из религиозных тупиков один: прогрессивно мыслящие люди должны не только выбирать светские школы, но и выработать «Соглашение конфессий», которое покончит с использованием религии в целях разделения людей с целью разжигания войн, терроризма и невежества. Работа над текстом этого соглашения ведется родителями разных стран и вероисповеданий на сайтах: www.tyulenev.chat.ru и www.mirrebenka.h10.ru/forummir.htm. Накопленные уникальные и удивительные результаты родителей, достижения творческих педагогов, выступивших протий рутины и отсталых догм, а также анализ отрицательного опыта, позволяет все изменить и создать такую систему образования, которая будет соответствовать потребностям родителей, биологической природе ребенка и задачам развития государства. Теперь все зависит от родителей, от их выбора. Реализовать новую, оптимальную систему образования можно только демократическим путем: объединиться в общество защиты одаренности детей, в партию родителей, главным пунктом которой является переход на систему оптимального образование всех желающих. Минимальная конкретная цель такого перехода: высшее образование к совершеннолетию, в возрасту 18 лет, реализация практических достижений великих педагогов. Одним из следствий такого перехода будет быстрый рост экономического благосостояния. |
|