|
Главы из книги "Как воспитывать ребенка в эру Человека Развитого"?
1.2. Ключ к сжатию программ высшего образования
в 10-20 раз.
Как
ребенку объяснить, что такое высшее образование Ответы весны 1962 года: высшее образование – это систематизированные методы и способы об отображение предметов или сложных процессов на бумаге. Это – моделирование? В 1961 году родители отговорили меня быть художником: «ты будешь зависимым человеком от партийных руководителей». Советский человек первым вышел в космос и горизонты почти у всех устремились вверх и вширь: появился жгучий интерес к освоению науки и техники. Уже на следующий день после полёта Ю.А. Гагарина отец научил меня делать и запускать воздушных змеев разных размеров, в том числе огромных, улетающих за сотни метров. Повсеместно начали заниматься моделями летательных аппаратов: авиамоделизмом. Куда ни глянь повсюду над городом вверх взмывали бумажные змеи, на пустырях, заполненных зрителями жужжали бензиновые моторчики летающих авиамоделей. В конце 1961 года в школе было задано сочинение на тему «Кем ты хочешь быть?» Эта тема надолго озадачила меня. Ближе к весне, когда я перебрал несколько профессий: писатель, конструктор, милиционер, космонавт и т.д. Но в сочинении я успел написать, что хотел бы, кроме всего прочего, быть геологом, потому что нельзя, живя на Земле, не знать её. Но, поневоле, помня слова отца, я постоянно примерял подход художника, который занимается тем, что графическими средствами моделирует реальность. Кругом, как мне казалось, тоже часто встречались модели! – и я уже мечтал или, точнее, прорабатывал вопрос о том, не стать ли мне кинорежиссером, так как именно у него получаются самые сложные, движущиеся и говорящие «модели» - кинофильмы? Но тут в моё распоряжение попали десятки учебников медицинского и политехнического вузов. Эти учебники, перевязанные в стопках, складировали на чердаке наши родственники, переехавшие из Томска и поселившиеся у нас до получения квартиры. Родители предупредили: «Не трогай чужие книжки! Мы не хотим каких-то разговоров». Мне было 11 лет, я уже год решал для себя вопрос, кем быть, и нужно было срочно понять, чем же занимаются в этих институтах? Наверное, они считали, что скрывать было чего: в те времена не принято было знакомить детей с медицинскими вопросами и книгами по воспроизводству населения, например. С тех пор, в течение нескольких недель, когда родителей не было дома или они были заняты делами, с замиранием сердца, прислушиваясь к скрипу ступенек лестницы, я проводил любое свободное время на чердаке, пытаясь понять чему и как учат «врача», «педиатра», «педагога», «психиатра» и «инженера»? Рассматривая фотографии,
рисунки и пробуя читать тексты учебников, я сделал выводы: в институтах учат
создавать и использовать модели для самых разных целей: строительства, лечения
больных. В этот раз я уже сидел на чердаке полчаса или больше. Мне надо было срочно раз и навсегда понять, в чём заключается секрет и что даёт институтское, высшее образование? В голове словно кто-то диктовал: «Модели 1. Существует словесное описание объектов и процессов – это словесные модели, или языковые модели: тексты, рассказы, романы, стихи… Они есть в книгах. Это знакомо – первый уровень моделей. Писателем я уже хотел быть – этот уровень изображения моделей недостаточен. Модели 2. Существуют изображения, рисунки – их не каждый может делать. Эти модели имеют много привлекательного. Мой отец часто говорил, что он занимается созданием моделей: разрабатывал эскизы, макеты, проекты оформления зданий и потом защищал их на Художественном Совете. Эти модели давали ему работу и средства на содержание семьи. Рисовать, создавать модели этого вида я умею не хуже отца. Однако эти модели не издают звуки и не двигаются: это уже не интересно, нужны другие. Модели 3. В учебниках я нашел следующие модели, которые делали учёные: они занимаются упрощением изображений и словесных моделей, а также измеряют – рисуют графики и конструируют формулы. Это - модели с использованием языка математики и количественных измерений. Они позволяют делать расчёты и предвидеть. Модели 4. Но в учебниках книгах не было фильмов – моделей более высокого уровня. Словесные модели и изображения объединяются сначала в немом кино – этим занимаются режиссеры кино. Когда добавляется звук и цвет – появляется современное озвученное и цветное кино. Фильмы – это уже супермодели. Стать режиссёром? Но их, режиссеров, наверное, уже итак очень много. Модели 5. Если к кинематографическим моделям добавить упрощенные математические модели – получатся некоторые комплексные и анимированные. …». В эти мгновения я вдруг услышал, как тихонько начали поскрипывать ступени лестницы – кто-то осторожно поднимался на второй этаж. Чтобы «застукать» меня с книгами? Я быстро привычным движением сложил книги и закрыл их стопками связанных учебников… «Думай, думай! Что дальше?» – мысль, подстегнутая адреналином опасности, превращалась в вихрь и вздымала всё, что я знал и только что видел в вузовских учебниках… Я тихо и быстро перешел в противоположную сторону чердака, где зимой в опилках хранились яблоки и сделал вид, что роюсь, пытаясь отыскать оставшиеся плоды. Но мозг напряженно работал и продолжал искать ответ на свой вопрос: чтобы я хотел видеть в институтах, чтобы быстро освоить такое разнообразие моделей, предметов и специальностей, которое обнаружил в учебниках? Я слышал, точнее, чувствовал, что за спиной кто-то уже тихо входил на чердак, наблюдал за мной, но продолжал искать ответ на вопрос: и тут пришел ОТВЕТ: «Вывод – всё дело в вузах идет и должно прийти к неким универсальным моделям: они должны не только говорить и изображать, но двигаться, издавать звуки и даже, если необходимо дышать, кричать и вести себя, как прототипы... Слова, звуки, картинки математика и движение. Ну и что из того, что этих моделей ещё не существовало? Тем они были интереснее всего!» - Ты что тут делаешь? – раздался, наконец, за спиной голос матери. - Да вот, хочу яблок найти – как ни в чём ни бывало, ответил я. Маму было трудно провести, но тут она, подозрительно обведя глазами огромный и темный чердак, или ничего не заметила, или не подала виду, что что-то заметила. … Ещё несколько минут повозившись для виду в стружках и опилках и раскопав четыре яблока, я спокойно додумал возникшую идею до конца. «Нужно придумать и научиться делать и использовать научные, двигающиеся и «говорящие» (имитационные, анимированные модели) и тогда высшее образование будет для всех простым и понятным». Эта программа «всегда делать что-то новое» меня вполне устраивала. Но этому ещё тогда в вузах не учили, так как подходящих компьютеров ещё не было. С тех пор я не переставал думать над этой темой, как облегчить познание и обучение при помощи универсального моделирования. Первые системы моделирования появились ещё в начале 70-х годов на больших машинах: компьютерные модели фирм Т. Нейлора, «Моделирование города» и «Мировая динамика» Дж. Форрестера. Затем появились программы непрерывно-дискретного моделировании типа НЕДИС, специальные языки моделирования ПРОЛОГ, СИМУЛА и другие. Здесь объединялись и философия, и системный подход и информатика… В 1994 году невероятные возможности глобальных моделей стали доступны родителям и детям в виде компьютерной модели Земли в игре «Цивилизация-1», которая была признана лучшей компьютерной игрой всех времен и народов. Отсутствие должного места имитационного моделирования в программах школы и вузов я считаю самым главным недостатком, превращающим обучение в фикцию. Рекомендации 1.2.1. Поэтому с первых дней возникновения на персональных компьютерах IBM PC программ моделирования и конструирования, видеостудий и дизайна AutoCad, MathCad, MathLab, MAPLE, Corel Draw, ArchiCad, семейства программ Adobe и их прототипов, я за ними следил, радовался их появлению и исследовал для использования в качестве обучающих и развивающих программ. С 1991 г. рекомендую эти системы каждому ребенку вместо компьютерных игр.
Глава 2.
Линия жизни ребенка: 2.1 Кортежи: словесные модели. Последовательность главных событий жизни можно отобразить в виде различных словесных описаний, или следующих множеств или списков слов, которые в математике называются «кортежами»: 1) Задатки–>способности–>одаренность->талант –>характер-> гениальность 2) Младенец – Дошкольник – Школьник – Студент – Аспирант – Доктор - Академик
3) Ясли->Детский
сад->Школа->ВУЗ->Наука->Работа->Семья->Дети 4) Возраст: 1-3года -> 3-6 лет -> 7-17 лет -> 17-22 лет -> 23-26лет …
Но такое словесное или «линейное» представление не даёт возможности увидеть, от чего зависит судьба человека? Где он выигрывает, а где – проиграет? 2.2. Рисунок ТОРС: Траектория Оптимального развития Способностей. Более наглядно жизненный путь человека приближенно можно представить в виде линии, графика или, точнее, траектории, которая складывается из векторов развития в каждый момент жизни.
Эта траектория проходит через последовательность этапов развития: от зачатия до зрелости и, в измерении общества: от младенца до гения. В ООН принят возраст ребенка от рождения до 18 лет - рубежа совершеннолетия, который на рис. 1 выделен вертикальной линией: Разные методики полностью изменяют привычные представления о судьбе и это становится очевидным, если возраст и уровень образования отобразить в форме диаграммы и при этом построить траектории развития личности для разных методик обучения. Траектории традиционного, максимального и оптимального развития: - Традиционное развитие и образование давала только среднее образование (аттестат) к 17-ти годам - Традиционное 12-летнее образование в школе – отбрасывает Россию
на последние места в
мире по уровню образования. - Траектория Максимального Развития, по «отцовской методике- 1960 г.» при домашнем обучении. привела к профессиональному уровню уже в 14 – 15 лет. - ТОРС - Траектория Оптимального Развития Способностей - 1969 г., прогнозная, по «методике старшего брата» показывала несколько высших образований.
2.3. Создайте ребенку ТОРСионное поле. Наклон каждой линии показывает, насколько эффективна та или иная методика (программа) обучения или развития. На графике видно, что более крутая ТОРС позволяет ребенку достигнуть более высокого уровня образования к 18 годам и означает больший выигрыш во времени. Примечание. Почему я обращаю внимание на возраст от 0 до 18 лет и предлагаю дать ребенку высшее образование именно в этот период? Это - возраст ребенка, согласно Конвенции о правах ребенка ООН, обеспечивается: - защита от вредных привычек; - право на лучшие методики развития способностей и т.д. Вне этого возраста ребенок чаще всего становится беззащитен. Но главное: во многих странах в этот период ребенку дается бесплатное образование. Так, отцовская методика обучения рисованию была в несколько раз более эффективной, чем традиционные и в третьем классе мои рисунки уже отбирали, думали, что их нарисовал профессионал, по меньшей мере, бакалавр, по-нынешнему, и они ходили по рукам. Чтобы их вернуть, в 1960 году мне пришлось прибегать к помощи руководства школы N 25 г. Фрунзе… Это, естественно, привело к тому, что я начал рисовать «в стол» и несколько лет никому свои рисунки не показывал до того счастливого случая с учителем рисования в 7-ом классе, когда он незаметно стоял за спиной и воочию видел, как рождался рисунок. Кстати, я уверен, что подобная «замкнутость» возникает у многих детей по разным подобным причинам и каждый может припомнить что-то своё. 2.4. Что это такое – «методика старшего брата»? Если родители начинают обучать «по отцовской методике» по какому-то предмету, то старший брат или сестра переносят эту методику на младших, начиная обучать ещё на несколько лет раньше, допустим, с 2-3-х лет. Эффект от методики возрастает. Что показывает график? Вектор развития сдвигается влево. Делая прогноз по этому вектору развития видно, что «методика старшего брата» может давать, в принципе, докторскую степень к возрасту … 17-18 лет! Не это ли нужно каждой семье: дать качественное и полное образование ребенку, обеспечив его профессией на всю жизнь? Но результаты через 20 лет практики оказались ещё большими. 2.5. ТОРСионное поле в школе. На каждый школьный предмет и на каждую разновидность способностей ребенка можно нарисовать свою траекторию ТОРС, характеризующую темпы развития ребенка в каждый момент времени. Релятивистская психология, которую я предложил в книге «Читать – раньше чем ходить» в 1996 г. {1.2}, утверждает, что способности развиваются независимо. В общем случае для ребенка можно построить множество линий ТОРС и векторов – оно должно быть равно числу развиваемых способностей. Такая модель в математике уже называется полем. Получается, что процесс развития и образования ребенка можно описать ТОРСионным полем. Это не противоречит общеизвестному мнению, что процесс развития описывается линией в форме спирали. Это станет ясно, когда мы разберёмся с тем, как нам лучше всего отобразить день ребенка и занятия с ним? 2.6. Модель развития ребенка в течение дня. Что происходит с ребенком в течение дня? Какую наглядную модель выбрать для этого? В качестве модели дневного цикла можно взять циферблат часов. В течение дня игры, прогулки и занятия с ребенком осуществляются по расписанию или по программе, в виде движения по всем известному кругу – циферблату часов, Рис. 2. Если применяется устаревшая методика, то вектор становится пологим, если родитель использует эффективную методику, то направление развития будет более крутым. 2.7. Векторное поле развития ребенка. Нетрудно видеть, что развитие ребенка в течение нескольких дней можно представить в виде совокупности расписаний, распорядков дня, или показать на графике в виде последовательности кругов-циферблатов, «торов», с указанием на них проведенных занятий в виде стрелок - векторов. Стрелками обозначены методики обучения и их «крутизна», Рис. 4: Стрелки, расположенные по окружности – это векторы методик или программ занятий, которые задают крутизну и интенсивность выбранной методики развития. В физике вектор силы, возникающий при круговом движении, называется тороидальным. Чем эффективнее методика – тем круче вектор развития. Таковы основы математической теории оптимального развития и образования с использованием векторных полей. Учитывая, что в период сна ведётся серьёзная работа по синтезу знаний и переводу их в глубинные структуры мозга, этот процесс формирования ТОРС, в конце концов, представляется спиралевидным. Отдельные частные ТОРС по каждой методике образуют интегрированную ТОРС – линию развития ребенка, образование которой чем-то напоминает синтез ДНК,- см. рис. 4 - из наследственных программ отца и матери. Так же из разных методик формируется менталитет ребенка. 2.8. Интегрированная ТОРС – как своеобразный геном знаний и образования. Если в геноме всё многообразие кодируется четырьмя аминокислотами, то при занятиях с ребенком ежедневно я рекомендую использовать от пяти до десяти элементарных игр, или игрозанятий, проводимым по так называемым «интегрированным программам». Ваша квартира или дом – это место, где происходит синтез-формирование интегрированной ТОРС вашего ребенка. Сколько игр или занятий пособий необходимо использовать, чтобы ребенок развивался и обучался максимально эффективно? 2.9. Десять программ – векторов развития каждому ребенку. Для гармоничного развития родителям удобнее заниматься по пяти - десяти методикам или программам – по числу пальцев на руке. Ещё удобнее называть эти занятия – игрозанятиями. Десять игрозанятий – десять векторов развития. Вот эти десять интегрированных программ и формируют вектор образования ребенка. Рекомендации 2.1. Используйте только самые эффективные игрозанятия, вектор которых ведёт к гениальности! Например, с 1998 года каждому младенцу я рекомендую пособие «УРАМИР» – это сокращение полного названия: «Универсальная развивающая азбука методов интеллектуального развития», или «Азбука гениальности». Она позволяет научить ребенка читать в 1 – 2 года, что прямиком ведёт к одаренности и гениальности, если конечно, родители будут давать ребёнку и дальше то, что рекомендуется: будут постоянно создавать и обновлять ему развивающую среду (см.: РК МИР: «Читать – раньше, чем ходить, 1996»). Созданное на основе ТОРС поле одаренности плюс спиралевидный характер развития, из-за схожести спиралевидной модели развития в сочетании с тороидальной направленностью удобнее всего называть «ТОРСионным полем». Мы с удовольствием призываем пользоваться этим удачным понятием, тем более, что нами уже был введен термин «релятивистская психология», появилась и «квантовая психология». Пока физики спорят и торсионные поля пока не пригодились, пускай они перекочуют в психологию. В нашем же случае для наглядного представления сложных процессов развития, воспитания и образования ребенка лучшей количественной модели, чем ТОРСионное поле, и не найти. Созданное в масштабах страны такое поле одаренности приносило бы колоссальный экономический и социальный эффект и позволит последствия ИДН - оккупации. Рекомендации 2.2. Между прочим, график, построенный по этим результатам с учётом некоторых современных новшеств многоуровневой «Болонской системы» ступеней образования, показывал невероятное: что, теоретически, при наличии оптимальной, «отцовской методики» обучения и по некоторым другим направлениям, можно пройти все «западные ступени» и стать доктором философии, искусств или наук в 18 лет (Рис. 1). Примечание. Через 25 лет я обнаружил, что в таком, «крутом» ТОРСионном поле родители развивали А.С. Грибоедова и он действительно получил три высших образования в 17 лет в 1813 году! 1) Такой гениальный и мощный ум мог бы стать одним из двигателей фундаментальной науки или социальных реформ в России. Но, к сожалению, в дальнейшем его не уберегли. 2) Как известно, для жизни этого гения был выбран самый неудачный и заведомо рискованный, опасный вариант – Грибоедова отправили на дипломатическую службу в Турцию, в одну из самых горячих точек планеты. где он должен был исполнять чужую волю. Существует мнение, что А.С. Грибоедов неспроста стал жертвой подстрекаемых кем-то волнений и, возможно он оказался беззащитным для операций многоопытных иностранных спецслужб. 3) Многие сходятся в том, что странным и изощрённым способом имя Грибоедова, одного из величайший гениев и интеллектуалов России, используется с целями «наоборот»: для создания негативного образа высокоинтеллектуальной, гениальной личности в нашей стране. Причём, это делается и на подсознании: например, этому служит само название его пьесы. 4) Даже прогрессивные политические и общественные деятели с готовностью повторяют подсовываемые нашими конкурентами выгодные им легенды о Грибоедове. Например, ставят ему в вину гибель нескольких казаков – охраны дипломатической миссии в Стамбуле. 5) Очернение любым способом имени Грибоедова является стратегической задачей конкурентов по той причнне, что его имя давало ключ к решению все проблем не только в Российской империи, но и в СССР, и в современной России. Вопрос о Грибоедове является фундаментальным тестом. Если лидер партии то такого лидера необходимо менять. Если этим занимается идеолог партии, то либо он направлен на перехват целей и увод сторонников партии в сторону от цели, либо недостаточно подготовлен, прост, а здесь: «Простота – хуже воровства». Так, в последнем фильме о Грибоедове, где глава миссии отказался выдать скрывавшегося на территории посольства, подданного Турции, опять-таки, возможно, исподволь внушается мысль: «Умному человеку нельзя быть честным». Очевидно, что над образом Грибоедова уже двести лет постоянно работают специалисты по подрывной работе, разрушению нравственно-этических норм в нашей стране. Ошибки великих людей всегда трагичны, но надо из этого делать правильные, великие выводы, а не те выводы, которые выгодны конкурентам страны и их представителям в партиях и кинематографе. 6) К сожалению, некоторые не понимают, что внимательное изучение и повсеместное распространение опыта воспитания и раннего развития Грибоедова позволил бы в последующие 200 лет избежать десятков войн и революций, сохранить сотни миллионов жизней в России. Очевидно, что деятельность всех политических партий и движений вместе взятых за два века истории не стоит одного опыта родителей Грибоедова. Замечательный опыт смоленских родителей, давших ребенку три высших образования до 17 лет мог бы быть лучшим и позитивным примером для подражания уже 200 лет! Миллионы родителей могли бы повторить их опыт. Уверен, что страна была бы совсем другая. 7) Лидеры движений и партий, долгие годы ведущие своих сторонников к свободе и справедливости, но отказывающиеся от возможности перейти на новую систему образования. уподобляются тем капитанам, которые удивительным и необъяснимым образом с даются и предают своих подчинённых: «Зачем нам земля?» - и, вдруг резво сворачивают с верного курса от появившейся на горизонте материка, опять в сторону, к темноте и безысходности… Для таких деятелей важен не результат, а процесс доения партии в своих личных интересах: «быть вечно в оппозиции» или обозначать её, наладить свой мелкий бизнес и использовать партию для распространения, организовать производство и продажу книг и дисков. 8) Я работал со многими партиями: так сошли с курса КПСС, КПРФ, партия самоуправления трудящихся Святослава Федорова, движение «Честь и достоинство» А. Лебедя, и другие. В этих и во многих нынешних партиях к ним были подосланы «штурманы» от конкурентов, и корабли этих партий пошли неверным курсом – их повели «в никуда». Судьбы всех известны. 9). Теперь в Справедливой России приняли программу Базарного, которая требует колоссальных затрат, полного переоснащения школ новыми партами и другим оборудованием, не меняя ничего по существу и не сокращая сроков обучения. Эта программа, всего-лишь навсего, косметический и весьма дорогостоящий ремонт, модернизация системы традиционного образования, то есть, системы образовательного геноцида. Главным вопросом был следующий: можно ли, сделав ребенка одаренным при помощи эффективных методик, исключить один или два этапа (ступени) образования из этой траектории развития личности, сжав их до минимума или пройти их «экстерном»? Например, можно ли было за счет более быстрого развития полностью исключить посещение школы или детского сада, от которого я в своё время тоже категорически отказался. Поэтому в 1969 году я посетил психологические НИИ и вузы Москвы, Ленинграда и Киева, чтобы узнать, занимается ли кто-либо такими проблемами? В кармане были удостоверения журналиста и социолога и посещать нужные организации не составляло больших трудностей. Но, к моему удивлению, никто не собирался заниматься проблемой формирования и развития способностей в процессе воспитания! В единственной лаборатории одаренности в Институте психологии на Моховой занимались критериями оценки уже готовой, обнаруженной одаренности. Один из сотрудников пригласил меня «выйти покурить» и объяснил, что не принято даже разговаривать на подобные темы, которые сулили повышение в 10-20 раз качества подготовки специалистов и ученых. «Но ведь это – саботаж науки!» - воскликнул я. Мнение Эксперта, Пожелавшего Остаться Неизвестным (Э.П.О.Н). «Вы спрашиваете, кому же выгодно это сдерживание стратегически важных исследований возможностей человека? С момента создания СССР наша вторая держава в мире конкурировала только с США. Вот и думайте, делайте выводы, кто мог блокировать развитие психологии и педагогики. В системе образования мы ничего не можем сделать, все официальные структуры контролируются: мы только кузница кадров и открытий для заокеанских хозяев страны. Для того, чтобы дать нам возможность развивать психологию, педагогику и детей в школах, Вам надо идти работать не систему образования, а, может быть, в спецслужбы». Но в спецслужбы, для того, чтобы разблокировать психологию и педагогику я не пошёл, хотя собеседования тогда проходили почти все. Вскоре убедился, что в КГБ работают, в основном, только «технари» - мне показалось, что они не вполне понимают этой проблемы: если оборонная тематика была надежно скрыта от саботажа в закрытых секретных учреждениях, то кто-то сдерживал под всякими предлогами развитие гуманитарных наук в СССР. Но управляют-то образованием и страной вовсе не «технари», а «гуманитарии»! По сути, надо было создавать гуманитарные науки заново и спецслужбы для этого никак не подходили. Действительно, только через 25 лет, после «перестройки», я узнал, что научные исследования и эксперименты на детях были запрещены с 1936-1938 годов, когда, как обычно говорят, была разгромлена наука «педология», которая только начинала заниматься процессом развития ребенка в 20-30-х годах прошлого века - www.rebenokh1.narod.ru/pedologypost.htm. Примечание Эксперта¸ Пожелавшего Остаться Неизвестным (ЭПОН): «- Однако, не всё было так просто! После разгрома педологии большинство наиболее «активных» психологов были, по своей сути, «скрытыми педологами», которые в основной своей массе свято верили в божественную или иную одаренность. Между тем, была веская причина запрета на их прежнюю деятельность. Они при помощи тестов (в том числе, тестов типа ЕГЭ), пытались доказать, что люди по природе одарены по-разному, что вело к сегрегации, апартеиду и т.д. Это в корне противоречило выводам кибернетиков о гигантском потенциале и запасе мозга. При этом большинство психологов-педологов, как можно убедиться, скрывали те факты и обстоятельства, что детей с рождения воспитывали по совершенно разным методикам. Методики, приводящие к одаренности тщательно скрывались, как будто их и не существовало прежде! Вооружившись батареями тестов, они вводили педагогов и власть имущих в заблуждение, стремились доказать разделение граждан на «одаренных» и «не одаренных», на «Преображенских» и «Шариковых». Были и такие, которые стремились обосновать задание, которое дали Троцкому «плохие глобалисты» из-за океана: «превратить Россию в страну белых рабов». Как доказывают сочинения и партийные документы, Сталин же с первых дней после Октября 1917 года последовательно и неуклонно боролся против более трехсот оккупантов-комиссаров, как известно, сталкивая тех, кто прибыл на пароходе с теми, кто приехал на поезде, маневрируя между ними. Кроме того, тогдашние тенденции педологии противоречили принципам христианства и демократии, провозглашающих равенство и свободу. Деятельность большинства педологов явно несла импульсы и признаки «скрытого фашизма» или расизма, уже захватывавшего в те годы несколько стран и мягко была названа «педологическими извращениями» ... Но кто-то «вместе с водой выплеснул и ребенка» – возможно, потеряны были и те результаты в направлении «одаренность – для всех», которые бы вели к Вашей ТОРС – к «траекториям оптимального развития способностей. Хотя это вряд ли возможно: если бы педологи хотели дать «одаренность для всех», то их вряд ли бы прикрыли». Рекомендация 2.3. Приобретайте тесты осваивайте их в виде игры с ребенком, чтобы какой ни будь педолог или сторонник ЕГЭ не опередил вас и не записал вашего ребенка в неспособные, в «не одарённые». Как показала практика, последних лет, политика по внедрению ЕГЭ привела к тому, что на место честных и добросовестных студентов десятками тысяч пришли выходцы из криминальных структур и коррупционной среды, которым купили результаты ЕГЭ. Через пять лет учебы этот коррупционный поток так же купит должности и страна падёт ещё ниже в пропасть безнравственности и криминала. Рекомендация 2.4. Объясните ребенку, что суверенных гуманитарных, экономических, педагогических и ряда других наук у нас в стране нет, по причине длительной зависимости от зарубежных грантов. Поэтому пусть он готовится и создаёт эти науки. Глава 3.
Начальные результаты 1969 года: Гений делает за 3 года то, на что таланту нужно 30 лет, а обычному человеку потребуется 300 лет. Правило «3-30-300», Законы МИРР, www.rebenokh1.narod.ru/aforgenii.htm
Äля оценки одаренности в дошкольный и школьный период нужно было найти общий показатель. Он должен быть признаваемым большинством и единым «общим знаменателем» для измерения способностей, одаренности, таланта и гениальности. Таким показателем является высвобождаемое время – универсальный ресурс, который у человека ограничен. Первые же результаты показывали, что благодаря более эффективным методам обучения можно пройти некоторые этапы развития или предметы в школе в несколько раз быстрее – Таблица 1. Освобождалось время, которое ребенок мог использовать для своих «гениальных дел», вычитанное где-то правило «3-30-300», приведенное в эпиграфе, начинало подтверждаться. Так было с рисованием и черчением, затем с литературой и русским языком, музыкой и физкультурой. Главными выигрышами оказались: свобода от школьных занятий «делами давно минувших дней», так как учителя сами признали их вредными для ребенка, и личное время, которое можно было использовать для ещё более интенсивного развития. Рекомендации 3.1. Что можно порекомендовать, если и вашего ребенка предложат освободить от ненужных занятий? Вместо физкультуры были тренировки со сборной города и республики. Вместо заучивания гамм – сочинение музыки и концерты. Вместо школьной литературы – изучение зарубежной. Вместо рисования, черчения и русского языка – изучение психологии, кибернетики, философии и политэкономии и т.д. и т.п. Чтобы разобраться в решениях проблемы одаренности нужны факты – это воздух науки. Их вы найдете в специально подобранных книгах, в литературе по рекомендуемому списку - Приложение 1. Сегодня многие книги можно найти в библиотеках в Интернете. Рекомендации 3.2. На вопросы директора и завуча о планируемых занятиях в свободное время, у меня был готов следующий ответ: «Пойду в районную или в городскую библиотеку, так как в школьной не хватает тех книг, которые нужны». Предложенная программа индивидуального развития вполне устроила учителей. Там я и обнаружил некоторые «нужные» книги, например, В.Леви и других авторов (см. Приложение, «Перечень рекомендуемой литературы»). Полученная свобода вдохновляла, но неиспользованным оставался еще больший потенциал, по целому ряду предметов: математика, физика и по другим «традиционным дисциплинам». Однако освободиться, сдать эти предметы, как сейчас бы сказали, «экстерном» мне не удалось – на это не согласились остальные педагоги. Рекомендации 3.3. На основе закона «Об образовании», любой ребенок, который будет обучаться по новым, более эффективным методам, чем традиционные, может сдать на несколько лет раньше экзамены по школьной программе, обучаясь в формах: 1) семейного образования; 2) самообразования; 3) в форме экстерната, или: 4) сочетая все эти и другие формы и не посещать школу. Документы и рекомендации: www.rebenokh1.narod.ru/eduexternat.htm .
Таблица 1. Некоторые результаты первой экспресс-проверки вывода ученых о том, что человек использует только 5 % своих способностей или возможностей, 1968 г.
Примечание к Табл. 1: Многие методики и результаты остаются невостребованными родителями до сих пор. Скажем, кому нужен ребенок 12-ти лет, который рисует как профессиональный мастер, например, И.Глазунов или А.Шилов? Вдруг он начнёт командовать? Впрочем, случаи, когда родитель знает, для чего воспитывает талант, имеются. Я знаю такого многодетного родителя – известного по телепередачам А. Никологорского. Он приезжал с детьми из г. Владимира в Москву, шёл на Арбат, где его малыш, один из пяти детей, с пяти лет стал чемпионом России, обыгрывал взрослых «профи», играющих там на деньги и, затем, они шли по магазинам за покупками и по делам, вечером возвращались во Владимирскую область ... Другая семья, начавшаяся заниматься по системе МИРР, брала отпуск так, что он совпадал с чемпионатами по шахматам в разных странах. Так что из летних отпусков ребенок, начиная с возраста пяти лет привозил чемпионские медали и знакомства с друзьями-соперниками из Румынии, Молдавии, России… Рекомендации 3.4. Описание методик получения приведенных в таблице результатов и дальнейших, полученных в последующие 40 лет, вы сможете найти в материалах по домашней системе образования – в развивающем комплекте РК МИР – www.rebenokh1.narod.ru/mir0200.htm . Рекомендации 3.5. Если вы всей семьёй будете участвовать в соревнованиях, конкурсах¸ где побеждает ваш ребенок, то это будет лучшей наградой ребенку и поощрением его увлечений и занятий.
Глава 4.
Каждой семье – домашний детский сад –
Несмотря на то, что, начиная с 1988 года я экспериментирую с персональными компьютерами для использования их в интеллектуальном развитии и воспитании детей с первых лет жизни, я в первую очередь рекомендую максимально широкое и глубокое освоение всех сторон реальной жизни. Как показывает опыт, полученный ещё в 60-х годах, это можно организовать в домашних условиях. Вот уже много лет я не перестаю удивляться, почему взрослые люди, побывавшие в своё время в «традиционной школе» и знающие, как там сначала легко, а потом скучно и трудно учиться, заставляют туда же идти своих детей и тратить их время себе же во вред: терять здоровье и способности! Преимущества занятий в семье огромны: если традиционная школа всегда сопротивляется инновациям, то в семье можно немедленно, не дожидаясь педагогов, реализовать самые новые и современные идеи образования и сделать ребенка одаренным. Разумеется, я за школу, но только не за «традиционную», а за научную. Когда в 1965 году, в седьмом классе я был вынужден встать во главе семьи, то освобождаться от школы меня заставляла нужда и нехватка времени. Я начал рассуждать как родитель и, одновременно, исходил из потребностей, и родителя, и ребенка. Возникали те же самые вопросы, которые встают и сегодня перед каждым родителем и почти в каждой семье: школа не дает и десятой части нужных ребенку и человеку знаний, умений и навыков. Рекомендации 4.1. Я рекомендую учесть опыт организации развивающего процесса по более 14 направлениям в семейной учебно-воспитательной и производственной экспериментальной площадке образца 1965 года. В 1997 г. после встречи с начальником Управления школьным образованием в министерстве Леонтьевой, я сделал следующие выводы. Лукавые чиновники много лет сдерживают создание детских садов и школ семейного типа. Вновь и вновь они предлагают создавать «экспериментальные площадки»… Для чего? Чтобы «выпустить пар», засушить дело. Отчеты о результатах, содержащие, может быть, дело всей жизни творческий учителей, содержащие инновации, намного превосходящие НИИР АПН и РАО, прячутся в самый дальний стол и исчезают без следа. Колоссальный педагогический потенциал уничтожался: именно для этого и существует министерство. Всё я назвал бы это двумя словами: вредительство и сдерживание. Для создания таких детских садов – школ можно использовать имеющийся опыт реально функционировавших в России «экспериментальных площадок», имевшийся в прошлом. Известен опыт экспериментальной станции Т. Шацкого, опыт самоокупаемых школ-коммун А. Макаренко, школы В. Сухомлинского, наконец, реализация и развитие идей А. Макаренко в многодетной семье по системе Б. Никитина в Болшево…
Восемь месяцев в году я был полноправным заведующим семейной экспериментальной площадкой (СЭП): кормление воспитанников, физическое развитие, вопросы безопасности и успехов освоения учебных программ в общеобразовательной и музыкальной школе, организация всего быта и даже функции распорядителя кредитов лежали на мне. 4.1. Развитие навыков сельскохозяйственного производства и фермерства. Несмотря на то, что мы жили в городе, столице республики, у нас, как в полноценной экспериментальной площадке, под руководством матери было организовано подсобное «сельскохозяйственное производство». Несмотря на трудности такого производства в городе и запреты того времени, мы его вели, обеспечивая себя свининой, свежими куриными яйцами, крольчатиной, частично: овощами и фруктами, виноградом и даже луком, зеленью и цветами на продажу, знакомясь с фермерской жизнью. 4.2. Развитие творческих навыков художника и дизайнера. Кроме того, под творческим руководством отца, было организовано семейное производство, которое мы называли «экспериментальный художественный цех». В нём мы вместе с родителями производили гипсовые изделия для дизайна помещений (розетки под люстры, пилястры, багет) и другую продукцию. Собственно, на вырученные от производимой продукции деньги и строился дом. Кроме того, на глазах детей рождались наброски, фотографии, эскизы для оформления нашего ЦУМа, ВДНХ и других самых известных в столице объектов. Имелись книги о выдающихся художниках, альбомы репродукций, которые хранились не для «моды», а для поиска художественных секретов, освоения приёмов мастеров. Выписывались все существовавшие тогда журналы по теме: «Советский художник» и «Декоративное искусство» и другие. 4.3. Развитие навыков организации и управления производством и сбытом. Несмотря на восьмилетнее образование, для моего отца не существовало слова «невозможно». Если что-то было актуально, ново, интересно и нужно, он брался и делал. Поэтому скоро у нас появился небольшой «шелкографический цех», где могли изготавливать красочные изделия, например, накидки на телевизоры. Мы шили знаменитые и очень популярные тогда крепкие льняные сумки, которые были в дефиците. При помощи шелкографических матриц собственного изготовления делали им дизайн «под импорт»... Это домашнее производство позволило, наконец, приобрести автомашины: «Москвич», в дальнейшем и «Волгу»… Отец всегда что-то изобретал или старался найти оригинальные решения. Несколько раз он мне рассказывал о том, что изобрел дизайнерский ткацкий станок, какого не было ни у кого. Но для его изготовления требовались деньги, по его подсчетам, около 10 тысяч рублей – огромные тогда деньги, и я его принялся отговаривать. Так что это направление так и не осуществилось. 4.4. Направление «дизайн одежды». Было организовано домашнее ателье пошива модной одежды. Для мамы даже сделали пристройку, в которой были установлены зеркала, кресла и столик с журналом «Мода», откуда местные модницы делали заказы на пошив платьев… Однако, вскоре стало понятно, что тогда частные дома моделей не могли быть выдержать конкуренции с государственными ателье, где цены были фиксированными и очень низкими и дело было поставлено «на поток». Этот бизнес принес не только убытки, но и пользу: с тех пор почти всё необходимое, - даже костюмы для детей, - шилось дома. Сегодня на персональных компьютерах имеются замечательные программы для дизайна одежды. 4.5. Направление: «строительство», или развитие территорий – «девеломпент» может реализовать каждый современный родитель на своей даче. Выделенный нашей семье «Заводом им. В.И. Ленина» участок располагался на огромном каменистом пустыре между заводом и аэропортом. Сегодня благодаря поселенцам из России, эта каменистая пустыня выглядит как цветущий вишневый, яблоневый, абрикосовый и персиковый сад. Меня привезли туда в три года: среди камней и песка пробивались диковинные травы, колючки и я безуспешно пытался поймать стремительных, как молния, ящериц и исчезающих неведомо куда кузнечиков. В первый же месяц, живя прямо на земле, в небольшом углублении, подготовленном под фундамент, мы подверглись обстрелу: однажды ночью сошел с ума часовой на посту, охранявший соседний склад боеприпасов, ещё остававшийся от воинской части, что был в сорока метрах от нашего участка. Этот участок на несколько лет оказался превращен в строительную площадку. Дети на нём осваивали все виды работ. Сначала был обустроен своего рода домашний карьер, где некоторые строительные материалы: гравий, песок, валуны и глина добывались тут же, из-под земли. Это были своего рода уроки геологии: поиска, разведки, и добычи и переработки некоторых полезных ископаемых для строительства. Всё это добывалось, просеивалось, сортировалось и запасалось для бетонного раствора, необходимого для закладки фундаментов и сооружения подвалов. Большие глиняные кирпичи, необходимые для возведения стен дома – так называемый «саман» – изготавливали всей семьёй сами и тут же: смешивали глину со специально привозимой соломой и месили ногами. Так, своими руками и ногами произвели кирпичи в необходимом для строительства количестве нескольких тысяч штук: глиняные линзы нашли прямо под ногами и поблизости (рис. 6). Труд был тяжелый, иногда даже каторжный. Его приходилось делать интересным и увлекательным, с удовольствием и улыбкой на лице: когда родились и подросли братья, то они не отходили от меня ни на шаг и помогали делать эту тяжелую работу, играя и веселясь. Они всегда были уверены, что всё это – игра, камни – это рыбки и рыбины десятка наименований, а кирпичи – просто слишком большие кубики, параллелепипеды... Строились и другие подсобные строения: помещения для животных и птиц, гараж, баня-сауна и т.п. – всего было возведено восемь различных построек. В итоге были построены домик для квартирантов и основной дом: самый большой в округе, с двумя балконами и огромной мансардой на втором этаже – мастерской художника и роскошным абрикосовым деревом, которое прижилось только на улице. Всё строилось своими руками, день за днём, год за годом. Рождались ещё дети, которые подрастали и тоже осваивали все инструменты и виды строительных работ. Так, собственными руками и за личный счет сотен тысяч семей, приехавших из России, был построен город Фрунзе. 4.6. «Экологичеcкое воспитание». После выработки «полезных ископаемых» и завершения строительства, была проведена экологическая реабилитация участка: завезено более 20 самосвалов плодородного грунта из затопляемых мест со строительства ГЭС. Был посажен сад и разбиты огородные грядки... Самое дорогое дерево – великолепный душистный абрикос, привезенный из города Ош, прижился только на улице – у фасада нашего самого большого в районе дома. Теперь уже новые поколения местных ящериц, постепенно адаптировались и, как ни в чем не бывало, бегали не по камням, а по стенам дома и деревьям. Так, в течение долгих более десяти лет с участием детей от 2-3 до 16 лет в старом русле горной речки Ала-Арча строился «дом», малая родина: было возведено 8 строений, от фундамента до кровли, отделки и монтажа сантехнического оборудования. Так на месте огромных пустырей возле станции Пишпек и возник цветущий город-сад столица Киргизии г. Фрунзе. Выходцами из России в Средней (Центральной) Азии были построены миллионы таких домов – за свой счет, без каких-либо кредитов и субсидий. Подобную работу в семье можно рассматривать как практикум по реализации больших, долгосрочных проектов России. Но результаты подобных усилий народа, создававших Союз, в одночасье уничтожили политики, не представляющие что это такое. 4.7. Направление: «Управление транспортом». Дети имели доступ к транспортным средствам и их самостоятельному мелкому ремонту: самокатам, велосипедам, мотоциклу и автомобилю и смолоду умели профессионально водить и зарабатывать этим на жизнь в трудные времена. 4.8. Развивающие и учебные пособия по живописи. Имелись книги о великих художниках, альбомы репродукций и весь арсенал инструментов художника, а саму работу мастера, процесс появления произведений, выполненных в разных стилях и жанрах, можно было наблюдать каждый день. Сегодня лучшие пособия: Adobe Photoshop и Corel Draw и т.п. 4.9. Пособия по музыкальному развитию. Широкий набор звуковых синтезаторов - музыкальных инструментов: гармонь, балалайка, гитара, ксилофон, барабан, скрипка, баян и, наконец, фортепиано. Но это было далеко не всё, что входило в методику отца. Он учил меня и показывал музыкальные номера на любых подходящих для этого предметах: на столах и стульях, на бутылках, банках и кастрюлях и прочих емкостях. Наконец одним из номеров была «пальцемузыка»: художественное щёлкание всеми четырьмя пальцами о большой палец обеими руками. Ну и, конечно, главный музыкальный инструмент – голос, вокал. Почти половина его номеров не требовала музыкальных инструментов – концерт можно было устраивать даже в окопе! Со всеми 14-ю номерами он выступал с концертами в смотрах художественной самодеятельности в войсках Белорусского фронта и в Восточной Пруссии. Его номера иногда занимали целое небольшое отделение: «Виктор Тюленев: человек-концерт». Все эти «номера» отец передавал нам, но для закрепления и совершенствования необходимо было организовывать концерты, а это, в связи с бесконечной стройкой делать не удавалось. Да и родственники сами должны понимать, что ходить надо в первую очередь не в гости чтобы «гульнуть», а на концерты, которые им с радостью готовят дети… Примечание. Все эти программы и номера 40-60-х годов учтены в системе МИР ребенка. Современные синтезаторы и компьютер во много раз расширяют возможности музыкального творчества: в 1991 году был получен результат записи ребенком музыкального произведения на синтезаторе и компьютере в возрасте около 3-х лет! Известно, что Моцарт записал своё первое произведение только в 6 лет, так что возможности новой родительской программы «Композитор – в три года» ещё далеко не использованы. 4.10. Методическое обеспечение домашней экспериментальной площадки. 4.10.1. Методика моего отца состояла из трёх частей: 1 – сначала он рассказывал и показывал все приёмы и техники исполнения, которые знал сам. 2 – далее следовало объяснение и показ разных композиций и стилей; 3 – наконец, отец ставил стул посреди комнаты и демонстрировал профессиональный уровень. Он исполнял те самые номера публичных концертов военного и послевоенного времени, с которыми он ездил в составе фронтовой бригады художественной самодеятельности полка. Такие бригады были составной частью идеологической работы и гастролировали вдоль линии фронта, а после войны – по местам дислокации советских войск. После очередного такого показа он говорил: «Я тебе обо всём рассказал, все секреты, которые знал - передал, и теперь всё зависит от тебя: нужна только практика. Выучишь, или сам придумаешь несколько номеров или произведений и доведешь их до совершенства – станешь профессионалом - мастером». После этого я мог делать что угодно – доводить мастерство до профессионального уровня либо за три года, либо за три дня – всё зависело от моего желания и наличия времени… 4.10.2. Вторым методистом в «семейной экспериментальной площадке» была мама, которая тоже не отставала по числу курируемых экспериментальных «направлений обучения». 4.10.3. Третьим методистом был мой дед. Он происходил из семиреченских казаков, когда-то приехавших с Дона. Станицы казаков должны были быть самодостаточными и должны были не только вести хозяйства и промысел вдали но и уметь воевать, защищать Россию от набегов горцев, бунтов, поджигаемых в Средней Азии британскими службами, и интервентов. Говорили, что дед когда то был казачьим сотником, но в условиях американской оккупации страны, по сути, начавшейся с 1917 года, казачье прошлое скрывалось. Он был мастером на все руки и ввёл меня во множество направлений, которые существенно дополняли то и были тем, что не могли дать ни отец, ни мать: охота, рыбалка, садоводство, кузнечное дело, элементы плотницкого и столярного мастерства… Но самое главное, что делал мой дед: он ежедневно читал: просматривал газеты «Советская Россия» и «Советская Киргизия» и центральные: Известия», «Правда». Библиотека у него была небольшая: самые необходимые книжки алого формата по ведению хозяйства и ремесел, огородничества и садоводства издания Сытина времен Столыпинских переселений народов. Книга Карла Брэма с великолепными картинками и фотографиями животных была моей настольной книгой с 2-х лет. 4.11. «Коммерческое направление». Каждый поход на рынок уже с 4-х лет для меня превращался в урок коммерции благодаря матери. Несмотря на всеобщее в те времена осуждение коммерции, она учила меня помогать торговать: делать пучки редиски, лука, укропа и микропартии другого урожая. Придя на рынок, она специально на несколько минут оставляла меня «поторговать» за прилавком. Конечно, покупатели кто возмущался, а кто удивлялся… Всё, что мы вырастили, собрали и принесли со своего участка и выложили на прилавок, я должен был на рынке попробовать продать и тут же, на вырученные деньги мы покупали то, что нам было нужно. Так я воочию видел, как наша земля кормила нас и знал, как она «делала деньги», которые тогда были в серьезном дефиците: каждая копейка была на счету, их собирали и учили копить. Первые деньги, накопленные мною задолго до денежной реформы 1961 года 78 копеек пошли на спички и иглы для примуса – самую важную для меня вещь в доме. Впрочем, хватило и на мороженое: 45 коп, или 4,5 коп по-новому. Через 35 лет, в 1993 году в этом же возрасте, в пять лет моя дочка как-то между делом напечатала сказку о том, какие деньги имеют обращение в разных странах.
4.12. «Бухгалтерия» - то, чем занимаются в каждой семье ежедневно.
Пройдя бухгалтерские курсы, мама пробовала учить меня основам бухгалтерии: систематизации предметов и операций «по счетам» и ведению двойного учета, составлению балансов. Она показывала мне, как нужно вести финансы в семье: ежемесячно сэкономленные средства она делила строго поровну и откладывала на сберкнижки: на имя отца и себе. Но её методику пришлось сильно усовершенствовать и теперь, в системе «МИР ребенка» она называется «Бухгалтерить - раньше, чем ходить». Нети ничего проще провести вместе с ребенком инвентаризацию игрушек и вещей в доме: разложить их в соответствии с «Планом бухгалтерских счетов» и, в конце концов, составить баланс вашей экспериментальной площадки. Кроме того, каждый ребенок с удовольствием осваивает 1-С Бухгалтерию. 4.13. Журналистика – в каждой семье! Самая влиятельная профессия – журналист. Именно журналисты создают и отправляют в отставку президентов. Уже во втором классе, в 1960 г. я освоил по тем временам «суперпособие»: пишущую машинку, на которой печатала секретарша директора поликлиники, где бухгалтером работала моя мама. В те времена пишущие машинки считались страшным идеологическим оружием и были на учете в «Первом отделе»: они опечатывались и должны были закрываться «под ключ» и никому в голову не приходило подпускать к ним детей. Но я, не подозревая этого, играл с пишущей машинкой по субботам и воскресеньям, когда мама делала балансы и отчёты. С тех пор я не переставал «играть» в «Журналиста»: пишущая машинка «Москва» у меня была даже в студенческие годы. В Ленинграде была «Украина» и, наконец, в Москве я купил элитный электрический «Роботрон», который стоил 3 – 5 зарплат инженера. В 1988 году всё это привело к методике «Печатать – раньше, чем ходить». 4.14. «Химия»: возможности освоения в семье. Будучи в то время главным бухгалтером в стоматологической поликлинике, мама превратила эту организацию в своего рода спецшколу для меня. Чтобы я не терзал буровые машины врачей, мне вручили немереное количество пломбового материала, содержащего серебро, подарили фарфоровую ступку, пестик и полкило металлической жидкой ртути в закрытой бутылке (!). «Не так уж это и вредно, наверное, если нам разрешили заталкивать ртутную амальгаму в дупло зуба!» - решили стоматологи и научили меня этой операции. В результате у себя дома я организовал небольшой «серебряный рудник», работающий на привозном обогащенном сырье (из поликлиники). Я извлекал серебро в виде ртутной амальгамы до тех пор, пока не обеспечил кусочками все аквариумы у друзей и знакомых в округе: вода в присутствии серебра оказывалась более чистой и здоровой для рыб и не загнивала. Ковать, выплавлять и изготавливать украшения из серебра меня благоразумно не научили – наверное, потому, что тогда за это можно было попасть за решетку. Проведя несколько серий других экспериментов с жидкой металлической ртутью, которая почему-то не взрывалась, не горела, я потерял к ней интерес и закопал где-то на участке до лучших времен. Хорошо, что всё обошлось: этот ядовитый реактив, конечно, нельзя давать детям. Более интересными были крошка из сплавов магния с алюминием от авиационных турбин с соседнего аэродрома и марганцовка, которые и горели, и взрывались, и служили нам в качестве материалов для фейерверков. Словно порох горела и тогдашняя фотопленка, из которой мы делали и запускали ракеты. Сколько я ни думал, с тех пор я нахожу химию наукой, находящейся в центре всех наук естественных, гуманитарных и политических. Перечисленными опытами возможности домашней экспериментальной площадки для детей 2-4 класса, которые уже умеют читать, далеко не исчерпываются. Сегодня появились книги научных экспериментов для детей начальных классов. В системе «МИР ребенка» даже есть методика «Обучать химии, или химичить – раньше, чем ходить». Вместо рекомендации. В этом же возрасте 8-9 лет мама знаменитого изобретателя Эдисона забрала его из школы и сделала ему химическую и физическую лабораторию дома. Школьные учебники он прочитал в мгновение ока, - что делают все дети, - если мим не мешать. Далее Эдисон читал «Энциклопедию по физике» и повторял описывающиеся там опыты. 4.15. Приготовление пищи и консервирование. Чтобы увлечь детей, к занятиям нужно относиться как к увлекательной и познавательной игре. В связи с опасностью распространения генно-модифицированных продуктов, эти навыки и умения могут стать актуальными. 4.15.1. В нашей «семейной экспериментальной площадке» 60-х годов всё из того, что выращивалось в семейном подсобном хозяйстве: мясо, птица, овощи и фрукты подлежало переработке. Все основные технологии дети обязаны были знать, уметь и закреплять навыки ежегодно – в период заготовки консервов на зиму: мясо, сало, томаты, огурцы, капусту, баклажанную икру, яблоки, арбузы, варенье, компоты и другое. У мамы было правило: с двух - трех лет дети должны были во всем этом участвовать, видеть и оказывать посильную помощь: что-то сортировать, что-то тряпочкой вытирать… Но следует иметь в виду и не забывать, что делать это нужно не на слишком сытый желудок: сразу и навсегда запоминалось только то и только тогда, когда давали или удавалось что-то «попробовать вкусненького»… Рекомендации 4.15.1. «Прятать от микробов». Центральным процессом консервирования является пастеризация, когда продукты прячут от микроорганизмов. Детям понятно, когда что-то прячут, и нравится это делать снова и снова – тем более, когда микробы всюду летают… Начиная с 1999 года в Интернете появляется множество объявлений, когда домохозяйки предлагают и продают свою продукцию домашнего изготовления, которая пользуется спросом: разве вы не хотели бы, сделать кому-то сюрприз или сами попробовать, скажем, «Грибочки из Техаса», или «Варенье с Рублевки»? 4.15.2. Разумеется, сюда нужно добавить приготовление пищи различных национальных кухонь: русской, украинской, киргизской, узбекской и казахской. Но этому мама, на всякий случай, научила меня в 7 – 8 лет, когда всё было интересно. Поскольку мы несколько месяцев в году жили без матери, всё это приходилось готовить нам самим. В выходные дни к приготовлению пищи иногда подключался и отец – от него мы усвоили творческий подход к поварскому делу. Он постоянно экспериментировал. Однажды он сделал яичницу-омлет с перцем, которую мы тогда, конечно, не смогли съесть, но мне её, к удивлению, снова довелось попробовать через двадцать пять лет, когда в 1993 году довелось побывать в Пекине, в столовой одного из предприятий столицы Китая. Рекомендации 4.15.2. «Давай, синтезируем новое блюдо?». Приготовление пищи можно сделать развивающим занятием, помогающим изучить биологию, географию, историю и культуру разных народов. Поварское дело сходно с операциями органической химии и биохимии - его можно рассматривать даже как начальную подготовку химика-органика. Имея поваренную книгу, можно еженедельно осваивать – синтезировать – новое блюдо.
4.16. Многоукладность жизни казаков: школа выживания. Почти все годы, каждое лето «семейная педагогическая экспериментальная площадка» перемещалась в «деревню пяти рек», в село (пгт) Ивановка, что в сорока километрах от г. Фрунзе. Я проводил лето у родителей матери, в семье семиреченских казаков, где наше детство проходило на берегах пяти рек: Речушка, БЧК (Большой Чуйский канал), Быстрая река, Красная река и, наконец, река Чу. Это была будто отдельная маленькая страна, где у каждой семьи было самостоятельное, почти автономное хозяйство, поскольку жизнь казаков предполагала существование вдалеке от цивилизации - в виде поселений на границе империи или вдали от родины: они должны были уметь буквально всё. Помогая в повседневных делах деду, мне пришлось наблюдать и освоить множество навыков или наблюдать: рыбная ловля, охота с капканами и другими ловушками, стрельба из охотничьего ружья, кузнечное дело, бондарное дело, выращивание винограда, различных овощных культур, прививка («калировка») и обрезание фруктовых деревьев. Излишки урожая засушивались и консервировались, а отходы шли на откорм домашних животных – ничто не пропадало. На одном дереве иногда выращивалось до пяти разных сортов фруктов: занятно было наблюдать, как вкус этих сортов иногда менялся до неузнаваемости. Вот так ещё тогда мы занимались генной модификацией растений. Один из моих дядек, Николай работал в начале 60-х годов главным агрономом колхоза – он знал и в максимальной степени использовал все известные ему научные достижения агротехники и культуры в своем собственном, почти автоматизированном саду, дававшем максимальную отдачу. Рекомендации 4.16.1. Сегодня имеется более 500 бизнес планов для реализации семейного бизнеса в домашних условиях в городе и в деревне. Вместе с родителями в системе МИРР по разработкам АОСЭР в каждом многоквартирном доме создается единая бухгалтерия и своеобразный холдинг, где родители и дети могут реализовать свои творческие и предпринимательские силы. Первоочередные задачи: за счет правильной финансовой политики реализовать оплату услуг ЖКХ («бесплатное проживание»; 2) бесплатное высшее образование всем желающим; 3) бесплатное медицинское обслуживание и профилактика здоровья на базе достижений геномики. 4) пожизненное гарантированное трудоустройство по избранной специальности. – для участия в этой программе достаточно освоить материалы РК МИР. Вернемся в 60-е годы. Обеспечение дома и всего этого хозяйства большую часть года зависело от меня. В оставшиеся четыре месяца власть переходила к приезжавшей с лечения маме, которая инспектировала и отменяла некоторые мои решения и проводимые эксперименты. Так, в 1967 году она решительно отменила перевод братьев на 1-2 класса вперед. Этот перевод был мною согласован уже и с директором, и с завучем школы, и занятия пришлось прервать. Это нанесло серьезный удар по всей дальнейшей «исследовательской и экспериментальной программе», согласно которой воспитанники семейной экспериментальной площадки (СЭП) должны были окончить среднюю школу, как сейчас говорят, «экстерном» в 14 – 15 лет. Тем не менее, по другим направлениям, которые маме не могла заблокировать, эксперименты продолжались. Главное, вследствие долгого своего отсутствия, она так и не узнала, что учителя меня освободили от нескольких предметов. Результаты, приведенные в таблице 1 удалось получить потому, что, начиная с 1965 года, в этом была острая практическая потребность – мне нужно было высвободить личное время. Из-за болезни матери, оказавшись фактическим «главой» многодетной семьи, я получил возможность превратить семью и школу в единую «экспериментальную площадку» и частично перейти на «индивидуальные программы» - как выразились бы сейчас. Я был «распорядителем кредитов», и даже ездил получать зарплату вместо отца. На меня легло управление домашним производством, мини фермой, хозяйственные вопросы весь дом и подсобное хозяйство. Были на мне и другие обязанности: организация и контроль занятий в музыкальной школе, в секциях и кружках. Рекомендации 4.16.2. Сегодня, через 40 лет можно, наконец, каждой семье, имеющей троих детей, получить финансирование, выделяемое государством на воспитание и бесплатное образование детей. В Москве это составляет 49,5 тыс. рублей в год на ребенка (2007 г.). Зарегистрировав детский сад семейного типа, где родитель многодетной семьи может реализовать те или иные программы обучения. Это регулируется Постановлением Правительства Москвы «Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада» от 30 октября 2007 г. N 951-ПП. Более подробную информацию о документе и методической поддержке, которую оказывает АОСЭР смотрите: www.rebenokh1.narod.ru/edusemdetsad.htm. Рекомендация 4.16.3. Например, в США таких домашних детских садов и школ к 2005 году было создано более 2-х миллионов и рождаемость в этих семьях выросла до 4 – 5 детей. Это можно взять на вооружение нашим депутатам и правительству, не знающим, как предотвратить демографическую катастрофу. В качестве инициативы от родителей, Вы можете отправить проект такого постановления в орган местного самоуправления. Если оно будет принято, что Ваши дети будут обеспечены лучшим в мире детским садом и школой – вашими собственными! Вы можете не беспокоиться: знаний «традиционной педагогики» не потребуется – нужна родительская педагогика. Все вопросы организации и выбора эффективных методик, как планируется, будут раскрыты в выпусках программы АОСЭР «Каждой семье – одаренных детей» и на сайтах по системе «МИР ребенка» Полученные результаты ясно говорили, что возможно полностью пересмотреть всю систему образования в интересах родителей и детей. Поначалу бастионом против одаренности стояла «традиционная школа», кормившая несколько миллионов педагогов и членов их семей, граждан страны. Моя безуспешная борьба с некоторыми педагогами в школе оставила тяжелые воспоминания. Обрекать на такую борьбу других школьников не входило в мои планы. Но я тогда не знал, что за педагогами и учителями, ничего не подозревающими, стояли другие, серые «кардиналы», лоббирующие через методики обучения интересы тех или иных сообществ, далеко не всегда добропорядочных. Но если уж решать проблему, то надо было её решать до конца. Тут было два варианта: 1) либо идти по пути создания новой школы, 2) либо обойтись без школы вообще, если помещения школ управления образованием захвачены противниками одарённости. Но любые посягательства на школу в те времена выглядели кощунством, а эксперименты, ставящие под сомнение сроки обучения и объем даваемых знаний, были строжайше запрещены. Оставался второй путь, более фундаментальный: разработать альтернативную систему образования, чтобы обойтись вообще без услуг школы, как я до этого обходился, правда, пока только по некоторым предметам. Для того, чтобы полностью отказаться от школы, которая тормозила развитие, необходимо было разобраться, подвергнуть сомнению и разрушить «незыблемые» устои и представления традиционной педагогики и прежде всего то, что касалось чтению и математике. Никакие учёные слова тут не могли помочь – нужны были результаты, доступные и понятные всем, как это было, например, в случае рисования, игры в шахматы, поэзии, музыки, математики и других. Прежде, чем разрушать, нужно было построить новое, светлое здоровьесберегающее здание образования. Необходимо было изобрести какие-то сверх эффективные, но доступные всем методы обучения чтению, математике и по другим школьным предметам, оставшихся «непобежденными» после моих первых экспериментов. Кроме того, оставался ещё один огромный резерв: перевод обучения в более ранние сроки. Этим тоже запрещалось заниматься: для меня это было смешно, так как у меня серьезный и успешный опыт занятий с малышами с 2-х и 3-х лет уже был. 4.17. Создание семейных малых предприятий. С началом перестройки мною были организованы кооперативы (например, АРМЭКС – «Автоматизированные рабочие места и экспертные системы», 1987 г.), «Композит» (производство и реализация товаров народного потребления) и совместное предприятие (например, SPS-Интергеомодель, 1989 г.), которые занимались, в частности, поставками первых персональных компьютеров в СССР и разработкой программного обеспечения для них и, наверное, первым в мире применил их ещё в 1989 году для развития ребенка. Тогда никто ещё не допускал мысли об этом, и использование современного программного обеспечения для развития детей может быть темой отдельной главы или книги. Теперь, согласно системе «МИР ребенка», компьютеры помогают родителям создать развивающую среду, обучать, осваивать многие виды знаний по различным направлениям. Здесь всегда были и открываются всё новые и новые захватывающие, просто фантастические перспективы. Однако почти 40 лет моего «общения» с ЭВМ показало, что в компьютерах таится невиданная ранее, и самая грозная опасность, которую многие недооценивают – игры, которые приводит к неизлечимой болезни – игромании, которая в считанные недели уничтожает потенциал ребенка, отнимает у него будущее, разрушает его личность и, в конечном счёте, отнимает имущество, семью и жизнь. Если общество в конце концов осознает и захочет выжить, то оно, рано или поздно, запретит компьютерные игры, так же, как наркоманией, алкоголизмом и ВИЧ инфекцией. Процесс этот идёт, но в условиях информационной блокады в нашей стране этого можно не дождаться, поэтому родители в каждой отдельной семье могут сами принять правильное решение и до 18-ти лет запретить иметь в доме и тем более играть в компьютерные игры. Кроме того, у меня нет никакого сомнения в том, что нельзя выпускать ребенка в свободный Интернет – лучше получить весь необходимый набор программ и информации, разрешенной литературы и обучающих курсов на дисках у специалистов, например, по программам АОСЭР. Мы наблюдали немало детей, которые преодолели опасность заражения компьютерными играми, но не устояли перед «подворотней» Интернета и погубили себя, своё будущее. Жизнь в эпоху наступающей «виртуальной реальности» показала, что только обычная, некомпьютерная жизнь и быт всегда будут сохраняться в качестве самой надежной опоры и должны оставаться неотъемлемой, первоочередной частью развития и воспитания ребенка. Конечно, доля компьютерной и виртуальной реальности будет всё возрастать, но именно поэтому я рекомендую упорядочить и с максимальной пользой использовать компьютер для всестороннего развития ребенка для жизни в реальной, материальной жизни. Самые лучшие педагоги и самые фундаментальные и разнообразные знания и новые формы творческой деятельности и бизнеса могут стать доступными современному ребенку через компьютер и Интернет - для этого поддерживается РК МИР. Рекомендации 4.17. В каждой семье, как я считаю, и в каждой школе, - как пишут Г. Драйден и Д. Восс в книге «Революция в обучении», - можно организовать несколько Интернет-фирм, дизайнерскую студию, бухгалтерию, банк и даже производство и ферму, которые помогут ребенка обучить нескольким профессиям. Если это сделать в семье, то достичь такой цели можно даже не ходя в школу.
|
|