|
Программа "МИР журналиста" П.В. Тюленев: «Программа «Журналист» по методике «Читать – раньше, чем ходить» впервые была реализована в 1988 – 1992 году. На практике были вскрыты гигантские возможности этой программы. Она была предназначена для того, чтобы помочь ребенку самостоятельно освоить программу средней школы к возрасту до 8 лет». На вопросы отвечает П.В. Тюленев, президент Академии образования, социального и экономического развития, автор публикаций и книг по раннему развитию: 1. Начальное образование – к возрасту 4 – 5 лет, М., 1992. 2. Как ускорить интеллектуальное ребенка. М., 1995.-156с. 3. Читать раньше чем ходить. М.,1996.-272с 4. Когда начинать воспитывать будущего президента России М.,1996.-184с 5. Как развивать детей одаренными? М., 1998. 6. Предпринимать – раньше, чем ходить., М., 1998. 7. Знать ноты – раньше, чем ходить. М., 1998. 8. Считать
– раньше, чем ходить. И., 1998. 10. Универсальная развивающая азбука МИР, 1998, 2003. и других. П.В.Тюленев
- инициатор и руководитель программ, которые кажутся фантастическими, но, тем не
менее, некоторыми родителями уже реализованы. Вот некоторые из реализуемых
программ:
Когда вы рекомендуете начинать заниматься по программе «Журналист»? По каким другим программам занимается ребенок в системе МИР? По программе «Журналист» я рекомендую занятия проводит начиная с периода беременности от 4-х месяцев и до 18 лет. То есть, весь период жизни, когда человек считается ребенком. Эта программа главная и первоочередная. Это животных - ноги кормят. Помните? – волка ноги кормят», леопарду нужно быстро бегать. Человек – это интеллектуальный хищник, это как раз и является главным в журналистской профессии, поэтому, чтобы быть последовательным, мы учим ребенка читать, писать - раньше, чем ходить.
Какое место занимает программа среди других? Как вы рекомендуете организовать занятия в детском саду? Сколько еще требуется программ?
- Занятия в домашних условиях, или детском саду, или в школе МИР проводятся по десяти основным программам. Эти программы составляются так, чтобы охватить все предметы государственного образовательного стандарта РФ и ряда развитых государств мира. По затратам времени нужно иметь нечто вроде «базисного плана». Вот наш базисный план и стандарт по времени, затрачиваемому в системе мир на достижение нужных показателей. Итак, привожу наблюдаемые показатели системы методов интеллектуального развития (сокращенно - МИР): 1. Ваш ребенок или внук, или воспитываемый малыш по программе «Журналист» в ходе простых игрозанятий и самостоятельного развития освоит все буквы и начнет читать в возрасте до одного года, складывать простейшие слова. 2. Примерно в полтора года малыш сможет начать печатать простейшие слова и фразы на пишущей машинке или компьютере, то есть осваивает орудия труда, инструменты журналиста. 3. Вы сможете в десятки раз увеличить словарный запас малышей по сравнению с обычным без дополнительных затрат времени. 4. В возрасте до двух лет почти полностью осваивается счет. Разработаны и опробованы простые приемы, благодаря которым родители начинают давать счет малышам с возраста около месяца. 5. В два с половиной года малыши с удовольствием осваивают Периодическую таблицу Менделеева, играют в различные игры, рисуют модели атомов и простейших молекул. 6. В три года ребенок с интересом ведет дневник - добавлю, что подавляющее число гениев вели дневники и вообще - писали по каждому поводу... 7. Практически беспредельно вы сможете развить лингвистические способности, и сделать ваших подопечных полиглотами. 8. В четыре года ребенок сам каждые два-три дня печатает примерно по одной сказке. 9. В четыре с половиной года свободно играют в такие сложные игры как “Менеджер”, “Геополитика”. Предложены методы сквозного развития предпринимательских способностей, начиная с пяти - шести месяцев и до окончания школы. Дальше темпы развития и самообучения остаются такими же высокими, я лишь отмечу некоторые контрольные точки программы “Читать, считать - раньше, чем ходить”: 10. К пяти годам ребенок проходит программу начальной школы; 11. В семь способен учиться в седьмом или пятом классе наравне с обычными детьми, иное дело, педагоги должны быть специально подготовлены; 12. К 8 годам математические знания легко осваиваются до уровня 9-го класса; 13. Навыки управления экономикой страны довольно эффективно осваиваются в период от 6 до 9 лет на компьютерных тренажерах; 14. В 9 - 10 лет дети легко осваивают современные мощные дизайнерские компьютерные системы, могут создавать видеоролики с трехмерными объектами и другие программы. Это может в большой степени расширить перспективы их профессиональной ориентации, возможности выбора. Надо ли говорить, что проблемы успеваемости вообще отпадают? Результаты развития по интегрированным методикам и программам МИР показывают, что в возрасте от 9 - 11 лет дети уже становятся способными поступать в технические и экономические вузы, заканчивать к моменту достижения совершеннолетия два - три факультета.
Теперь посмотрим, что сделано для реализации приведенного базисного плана. По первых, радикально изменено понятие классно-поурочной системы. Понятие класс теперь максимально приблизилось к естественным периодам максимально эффективного интеллектуального и физического развития. Оказалось, что первые пять классов приходятся на первый год жизни. Классы оптимального развития образования ребенка – классмиры. Классы в оптимальном образовании появились естественным путем, на основе анализа тех этапов деятельности, которые осваивает обычный ребенок. Психологи нечто называют «ведущим видом деятельности». Куда ведущим? У нас же всё предельно ясно: ведущим к интеллекту, раз мы говорим о Человеке. Остальное – путь отходит к животным и к лукавому. Можно сказать, что они определяются из понятия ведущей интеллектообразующей деятельности. Как правило, новый вид деятельности приводит к грандиозному открытию нового мира для ребенка. Поэтому в оптимальном образовании классы называют класмирами. 0. Возраст от -9 до 0 мес. Химунок. Слышунок. Формирование слуха. Формирование звуковых образов букв, слогов, слов. 1. Возраст от 0 до 2 мес. Смотрунок. Формирование зрительной системы. Распознавание образы букв. 2. Возраст от 2 до 4 мес. Трогунок. Начало развития мелкой моторики. Распознавание форм букв на ощуп. 3. Возраст от 4 до 6 мес. Пластунок. Освоение передвижения по-пластунски. 4. Возраст от 6 до 12 мес. Ползунок. Сидунок. Мануальное развитие. Снимание, прикрепление букв. Составление слогов и слов. 5. Возраст от 12 до 24 мес. Ходунок. Передвижение. 6. Возраст от 2 до 4-5 лет. Начальник. Осваивается программа начальной школы. 7. Возраст от 4 до 8 лет. Основатель. Осваивается программа основной школы. 8. Возраст от 7 до 8 - 10 лет. Созидатель. Программа полной средней школы. 9. Возраст от 8 - 10 лет до 11, 14, 18-ти лет. Развиватель. Программа высшей школы. 10. Ну и высший вид деятельности интеллекта – «Творец»
Только в 1996 в Росси появились книги Г.Домана. Там тоже вводится классификация перидов. Но не прослеживается ясности в понимании. Так, даются весьма неблагозвучные названия. Например, у Глена Домана имеется «Стадия заднего мозга». Как изволите, теперь называть ребеночка, соответсвующего этому периоду? «Задунок», что ли? Ну и о чем эта классификация говори т родителю? Другие классификации – не лучше. Например, М. МОнтессори во всех книгах настаивает, что ребенок до трех лет не поддается педагогическому воздейтсвию». Как же это ласкает слух традиционным педагогам! А мы в три годика уже оканчиваем всю программу Монтессори: наши детки-«Журналисты» уже ведут дневник на компьютере, начинают сочинять сценарии, печатать письма и первые сказки на пишущей машинке. Структура предметов входящих в базисный план, тоже должна быть изменена. Все около 500 специальностей современных вузов должны быть распределены между примерно 10-ю играми для ребенка. Эти интегрированные игры я называю интегрированными программами, а в дальнейшем: интегрированными развивающими специальностями. «Журналист» - языки, литература и другие предметы. «Менделеев» «Ломоносов» «Дизайнер» «Моцарт» «Предприниматель» «Руководитель» «Президент» «Чемпион» «Шахматист»
В оптимальной системе ОО эти предметы называются интегрированными программами. Они охватывают не только все обычные, академические школьные предметы, но и почти все вузовские направления профессионального образования. Разумеется, нужны будут новые образовательные стандарты, но на первом этапе пригодятся и существующие. Причем, за счет интегрирования они осваиваются с большим запасом.
7. Матрица зон и траекторий развития по системе оптимального образования
Итого, в системе МИР имеется 100 зон развития, тогда как в Монтессори-методе имеется всего пять зон развития. В системе МИР занятия начинаются с классмира «Смотрунок» сразу после рождения. Добавлю, что в классе «Слышунок» некоторые родители начинают заниматься с 4-го месяца беременности. Напомню, что в системе Монтессори, которая, как известно во всех публикациях, книгах и статьях, вместе со своими последователями до 2000 года категорически запрещала заниматься с ребенком раньше 3-х лет. Если вы услышите о центре Монтессори, который занимается раньше трех лет – сообщайте нам, разберемся. Это юридически незаконно. В системе МИР применяется принятая в МБА кейсовая система: на каждую зону развития, образования и воспитания имеется свой кейс, то есть бокс или портфель с методиками, игрушками и пособиями. Мы их называем развивающими комплектами. Так, на пересечении линий «Моцарт» - «Ползунок» мы получаем набор пособий, описанный в книге «Знать ноты – раньше, чем ходить». Система оптимального РВО понятна и прозрачна как для родителей, так и для педагогов всех уровней.
47.1. Что такое программа «Журналист» в системе МИР? Программа «Журналист» - это интегрированная программа, которая впервые как дидактический прием появилась в составе педагогической системе П.В. Тюленева «Методы интеллектуального развития детей», защищенной авторским свидетельством РАО в 1995 году. Вот что рассказал о возникновении этой программы П.В. Тюленев. - Когда мне удалось доказать, что ребенок может научиться читать – раньше, чем ходить, сразу возник вопрос: чем такому ребенку заниматься дальше? Быть пассивным читателем такой ребенок не сможет. Сидеть и писать романы – это тоже не по-детски. Наблюдая в 1988 году, как стремительно восьмимесячная Лариса ползает с буквами, таская их по заданию мамы из спальни на кухню, я вспомнил свою первую специальность, «журналиста». Вот так и я когда-то, «таскался» по командировкам с буквами, то есть с материалами статей. Летал по Западной Сибири, над болотами Васюганья, плыл на теплоходе «Ракета», по письмам родителей в райкомы, по заданию редакции и т.п. У меня и удостоверение журналиста, выданного мне в Томском госуниверситете в 1969 году был под номером «1», а это меня почему-то, ко многому обязывало. Так, когда я еще студентом и специально приехал в Москву, то первое здание, куда я разыскал, был знаменитый «Домжур» на Бульварном кольце. Грозные вахтеры в ливреях, увидев мое удостоверение, пропустили меня без каких-либо вопросов. Все залы Дома журналистов были буквально забиты массой курящих и спорящих и обсуждающих что-то журналистов. В общем, все они непрерывно развивались и я вместе с ними. Я прошел все виды развивающего досуга, который предлагал «Дом журналиста». Поиграл в шахматы с солидным кавказцем, которого я про себя назвал «Аджубеем». Выпил кофе в кафе среди непрерывно курящих энергичных и непрерывно говорящих журналистских примадонн. Выпил кое-чего покрепче и закусил неведомыми мне закусками в ресторане за столиком с другими журналистами, обсуждая отголоски событий в Чехословакии и другие проблемы. Посмотрел пару специальных фильмов в специальных залах. Один кинофильм был документальный, другой - художественный. Так я хотя и не надолго, окунулся в журналистскую среду. Тогда я навсегда отказался от требования: «Когда я ем, я глух и нем». С тех пор журналистские разговоры и споры, чтение и обсуждение во время еды – одна из важнейших составляющих «системы МИР». Это соответствует законам физиологии: если ребенок во время занятий закрепляет поощряет это вкусной пищей, что он начинает любить эти занятия. Поэтому, я теперь всегда приглашаю всех родителей, кто занимается по программе «Журналист» на субботний обед или «Чай» в Дом Журналиста, что на пересечении Нового Арбата и Сретенского бульвара. Так сказать, мечтаю воссоздать развивающую обстановку Домжура начала 70-х годов. Многое было
за то, что журналист – это самая развивающая профессия. Большинство великих
писателей и политиков начали свой путь из журналистов. Даже Ленин – и тот
издавал газету. Молодой Карл Маркс тоже был редактором газеты. Все это не
случайно: я сам на себе испытал. Молодой журналист вынужден подниматься над теми
событиями, о которых пишет. Он пытается сам, или бывает вынужден исследовать,
изучить проблему. Годом позже Лариса, сидя за пишущей машинкой донимала нас с мамой с утра до вечера: «Что теперь писать?». Сначала нас это радовало а маму умиляло. Но потом стало невмоготу: диктовать слова, предложения, целые диктанты было некогда. Поэтому однажды я сел и составил план публикации. «Что это?» Спросила Лариса. Это был план сказки. Я ответил: «Вот так пишутся сказки и приносят в редакцию». «А редакция – это кто?». Редакция – это я, а мама – благодарный читатель». Лариса немедленно села, и тут же напечатала простую публикацию. Точно так же примерно через год был составлен план научной публикации. К пяти годам дошли до жанра романов. Но больше всего Лариса обращалась к научно - популярным произведениям. Вот так постепенно к 1992 году была составлена программа «Играем в журналиста». Сохранились бесчисленные публикации журналиста в младенческом, раннем и дошкольном возрасте: от полутора до 7 лет. C 1998 – 1999 года некоторые из этих публикаций представлены в Интернете, приведены на сайте www.larisa.h1.ru
Можно ли вашу программу «Журналист» применить для освоения школьной программы? Именно эта программа и позволила Ларисе осваивать программу средней школы к семи годам. Вот как это было. У одной нашей сотрудницы дочка родила ребенка. Была безработица и жуткая инфляция, вызванная программой реформ, привезенных приехавшими со стажировки из США Е. Гайдаром и Г. Явлинским. Миллионы людей были выброшены из остановленных предприятий на улицу, а сбережения были уведены за границу. Я выписал материальную помощь и попросил её помочь мне с учебниками. Вскоре мне привезли полный комплект учебников за среднюю школу. Привожу некоторые учебники домой. С чего начать? Объяснять «материал» некогда – я работал генеральным директором совместного предприятия. Дело было новое и работа отнимала всё время. Заниматься некому: бабушка и мама и представить не могут, что значит заниматься с ребенком. «Вот пойдет в школу – там всему научат!» - такое кредо было у бабушки, которая до сих пор непререкаемый авторитет для мамы Ларисы. Я то знаю, что в школе «всему разучат». Для освоения школьной программы в тайне от бабушки и мамы я опять призвал на помощь программу «Журналист». Ну, достал я за завтраком эту книжку, поставил её на школьную подставку. Лариса с любопытством смотрит: «Что это за книжка?». Я думаю, допустим, прочитает ребенок учебник по истории Древнего Египта. А что толку то? Как заинтересовать его этим материалом, чтобы глубоко и до экзамена усвоила? Вот говорю: написали для детей книжку как попало. Нет в ней веселых и удалых героев, чтобы детям было понятно и интересно читать. Сможешь переделать чтобы, например, твой заяц Тао туда на чем-то полетел и все там увидел, а ты, или кто-то другой его сопровождал, и как журналист, все приключения описал? - Смогу! – отвечает пятилетняя Лариса и крепко хватается за книгу по истории для 5-го класса. «Да нет, ты сначала поешь!» возражаю я. Мама на все это смотрит, как на какую-то игру, умиляясь, поглаживая волосы и целуя дочку в темечко. В результате того разговора появилась серия репортажей из Древнего Египта, куда Великий Путешественник Заяц Тао прибыл на Ковролете. Для того, чтобы написать подобную историю, нужно не только прочесть учебник, но и во мельчайших деталях представить все, что тогда, 4 тысячи лет тому назад происходило. Заяц Тао встречается и беседует с фараоном, ходит по трущобам и беседует с простыми египтянами, узнает, как тяжело им живется. Естественно, для этого пятилетней Ларисе потребовались и другие источники, книги, кроме официального учебника. В общем, всё как у настоящего журналиста. Помните, как известный журналист «Нью-Йорк Таймс» писал актуальные репортажи не выезжая из редакции? От журналиста недалеко и до писательства. Вспоминаю, какие замечательные вещи писал мой любимый писатель Жюль Верн, не выезжая из дому. Джек Лондон тоже начинал с газет.
- Какие еще качества, кроме закрепления грамоты, помогает развить ваша «Игра в журналиста»? - Однажды, в выходной день, когда я был дома, мы с женой с изумлением подсчитали, что Лариса непрерывно ползая с буквами из спальни на кухню, преодолела расстояние около 300 метров! Вот после этого мы перешли к слогам. Теперь задание было посложнее. Мы стали писать на бумаге по две буквы, например, «ЛА», «МА», или «ПА». Это означало, соответственно, «ЛАРИСА», «МАМА», «ПАПА». Но «журналист» Лариса нас опередила. Безо всякого редактороского задания, проползая мимо стола на кухне, она вдруг подозрительно надолго под ним задержалась. Когда Лариса, наконец, поползла дальше, мы вдруг увидели, что под столом на холодильнике было составлено слово «Рубин». Рядом валялась коробочка от нашей кофемолки «Рубин», которой мы почти ежедневно мололи проросшее пшеничное зерно для пополнения витаминов. Я только увидел, что у бабушки немного отвисла челюсть, и она несколько минут не могла ни слова сказать. А потом бабушка Зина ударилась почти в крик: «Что с ребеночком сделали!? Вы сума сошли! Дочке еще года нету, а они, надо же, додумались, научили её читать!! Она еще ходить не научилась, а туда же – читать и писать даже. Спятили совсем! Вы что, журналиста из нее хотите сделать? Сначала в школу, нет, сначала в детский сад, а потом в школу ....» - совсем запуталась бабушка. Надо сказать, что в те нелегкие годы «журналист» было слово ругательное. Кроме освоения стайерских дистанций, я устраивал полосу препятствий для журналиста. Для занятий по программе «Журналист» в классе «Ползунок» (от 6 мес до 12 мес) я рекомендую сваливать на пути движения подушки, валики от диванов и т.п. При этом маленькому журналисту, ползущему с буквами, будет доставлять огромное удовольствие преодоление этих препятствий. Для детей в классмире ходунка, от года до двух и старше, в качестве препятсвий я выставляю стулья, кресла – на одной из видеокассет можно было видеть как четырехлетняя Лариса преодолевает эти кресла, хотя в принципе их можно и обойти. Кроме того, трасса препятствий может включать элементы домашнего спортивного комплекса. Например, буквы или тесткы можно прятать под потолком: ребенку будет интересно забраться по канату под потолок и достать, добыть нужную информацию. Этим, собственно, и занимается настоящий журналист. Он преодолевает трудности, препятствия и добывает информацию. Так «Журналист» помогает сочетать интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Отдельного внимания заслуживают, я думаю такие подпрограммы «Журналиста», как: «Пять иностранных языков – к возрасту трех лет» «Десять иностранных языков – в пять лет». Эти языки ребенок может начать осваивать в домашних условиях без привлечения гувернеров и репетиторов. Современные мультимедийные средства позволяют это сделать. В этом году начата реализации программы «Наш президент», где ребенку по специальной методике дается около 20-ти языков. Почему? Потому что наш президент России должен знать все славянские языки (8), тюркские языки, финно-угорские, европейские, китайский и так далее. У младенцев и детей, по нашим наблюдениям, безумно много времени пропадает зря. Что предлагает наша программа «Журналист»? Заполнить это время языками – самое легкое, что можно предложить. По этим программа занимаются дети в системе МИР вот уже около 10 лет. Павел Викторович Тюленев, 28 октября 2004 г. 634-01-06, моб.: 8-926-799-85-22 |
|