| |
Инструкция
по подготовке и использованию развивающих песен в раннем развитии детей
На вопросы отвечает П.В. Тюленев, изобретатель методик интеллектуального
развития для воспитания и обучения детей в раннем возрасте, автор книг: "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка?" (1995 г.), "Как развивать детей одаренными" (1998г.), "Читать - раньше, чем ходить" (1996г.), "Методы и модели максимального развития генетически обусловленного потенциала ребенка" (2011) и других:
Можно ли использовать для интеллектуального
развития песни?
- Можно, но только – осторожно, с использованием конкретных рекомендаций.
Песни используются взрослыми для расслабления, то есть в антиинтеллектуальных
целях. Взрослым людям, родителям, обремененным реальными проблемами, это нужно
для снятия стрессов. Для детей это категорически противопоказано. Взрослые
путают интересы детей и себя, взрослых. Как правило, так называемые «детские
песни» во много раз умножают этот расслабляющий и тормозящий развитие фактор.
Многим это может не понравиться, как не нравится лечить больной зуб – но для
детей нужно использовать проблемные, эпические, высоконравственные и
высокохудожественные песни. Чем более «серьезные» песни вы используете, тем
больше будет пользы для интеллекта ребенка. В течение дня естественным путем
возникает множество развивающих ситуаций. Но развивающими они станут только
тогда, когда вы будете знать, что такое «система мир» и как в ней создаются эти
«развивающие ситуации».
Чем отличаются рекомендации системы МИР от обычных методик
преподавания пения и музыки, раннего музыкального воспитания?
- Они диаметрально противоположны. Наша система
"МИР музыки" или, точнее "МИР композитора" имеет целью в любом ребенке
сформировать менталитет творческой и интеллектуальной личности уже к возрасту
трёх лет, чтобы покончить не только с музыкальной безграмотностью, но и с
всякого рода зависимостями от музыки.
Предложенная методика полностью заменяет обычное
музыкальное образование, которое никуда не годно и насквозь пропитана
субъективизмом. В обычной общеобразовательной школе в явном виде ставится цель
воспитать потребителей, "слушателей", а не творцов. Зачем же тратить на
это время? В музыкальной школе 99 % детей обучаются и воспитываются как простые
исполнители, нетворческие роботы - автоматы, умеющие играть на музыкальном
инструементе по написанному. Будем называть это своими именами: эти дети
гнобятся, а ничтожная доля учеников отбирается по субъективным признакам и
объявляются гениями и одаренными... Такое музыкальное образование нам не нужно!
Вы хотите. чтобы за ваши деньги вам воспитали робота, который будет выклянчивать
на пропитание, безуспешно искать работу музыканта в каком ни будь коллективе или
оркестре?
Если вы хотите обычные результаты, то есть, вырастить
человека не понимающего музыку, не любящего по настоящему, а зависимого от неё –
то используйте милые сердцу обычные методики. Но вместе с ними вы получите
массу обычных проблем, ведь музыка сильно влияет на правое полушарие, то есть,
на капризы, неуправляемость настроения, депрессии, успеваемость в школе и т.д.
На прилагаемой к развивающему комплекту раннего
развития детей РК МИР аудиокассете ребенок в возрасте двух лет читает и поёт
песни, используя обычные, с мелким шрифтом сборники песен. Эти сборники -
разные, открываются наугад. В основном это - взрослые песни. Ребенок читает их
не по складам, а свободно. Он поет их тоже, почти с правильной мелодией.
Вы сами видите: ребенок в два года уже делает то, чему учат в самых лучших
школах к окончанию начальной школы. Не нужно дорогостоящих классов и
преподавателей: вы всё это сможете сделать дома, если будете использовать
изобретенную нами методику.
Эти результаты были достигнуты человечеством впервые на
планете, 1989 - 1990 году, в Москве, в столице нашей Родины. Это - абсолютный
мировой рекорд. Иной методики, которая позволяет получить подобный результат,
кроме проверенной и примененной нами, я не вижу. Тут могут говорить о
рекомендациях Масару Ибука, Шиничи Сузуки и прочих авторов, которые все
заимствовали из Европы и возродили у себя на родине. Но там были примитивные
методики и по ним никогда подобных результатов нельзя получить.
Можете ли что-либо сказать кратко о том, на чем основана Ваша
методика развивающих песен?
- В качестве одного из оснований, из которых
когда-то, с 1970 года вырастала «система МИР», является историко-генетическая и
функционально-прагматическая теории психологии развития личности Ж. Пиаже. Но
она полностью ошибочная - она послужила лишь источником терминов и некоторых
идей. Все песни, в которых поется об опыте живших до него людей, о географии,
поведении и т.п., я рассматриваю как детские, развивающие, то есть имеющие для
развития ребенка историко-генетическое и функциональное значение. Только и
всего.
Эта же методика здорово мне помогала, начиная с 1958 года, когда я начал
заниматься со своими братьями возраста двух и трех лет. Я использовал в те
времена толстенный сборник русских народные и советских песен, более 500
страниц, большую фонотеку, - современных тогда песен, - моих родителей. Я
и сам через все это прошел: мой дед пел в церковном хоре, отец выступал во
фронтовых концертах, пел и играл на нескольких музыкальных инструментах. Во всех
моих родных и знакомых русских семьях любимое занятие: петь на всех
праздники и в застольях, аккомпанировали себе сами. Определенный личный опыт
тоже использован: я прошел через музыкальную школу, участие в создании ВИА
(вокально - инструментальных ансамблей) эпохи битломании, пел в академической
хоровой капелле, солировал в студенческой эстраде, не расставался с гитарой в
походах и экспедициях, сочинил около двухсот песен...
Наши дети все взрослое и серьезное должны воспринимать как свое, детское, только
тогда они пойдут дальше по всем направлениям. Зачем тормозить наших детей какими
то устаревшими методиками, придуманными столетия назад какими - то бездарными
педагогами, скорее всего незнакомыми с возможностями музыкального развития
вообще? Если не слушать традиционных педагогов, а использовать научные
рекомендации, то любой родитель, я уверен, сможет повторить подвиг отца Моцарта,
ведь слуховой аппарат у человека уже считается, практически сформированным в
возрасте 4 - 5 месяцев беременности! Поэтому я так называю программу
музыкального развития "Моцарт". Но мы-то здесь ведем речь об интеллекте - а это,
на мой взгляд, сложнее будет.
Почему вы рекомендуете использовать взрослые песни?
- Никто еще не развил интеллект своего ребенка,
используя детские песни. Скорее, наоборот. Для развития ума нужны песни, которые
заставляют интеллект развиваться, а не расслабляться. Не даром говорят: «Музыка
расслабляет и уводит в рабство». Развивающие песни мобилизуют и ведут делать
великие дела. Если первое – то не ко мне обращайтесь, включайте «диско»,
«попсу», хотя и попса бывает разная. Можно дать такой концерт, что дети пойдут
громить машины, бить витрины. … После другого концерта – возьмутся за книжки.
Все дело в
DJ,
в «ди – джее» и подобранных им песнях. Я рекомендую использовать взрослые песни,
потому что проверял их более сорока лет. Для того чтобы стать умнее и сильнее,
нашим гениальным детям нужны взрослые, даже лучше гениальные, умные и сильные
взрослые песни.
Зачем рекомендуется, например, использовать песни
отечественной войны?
- Для того чтобы наши дети жили в мире, чтобы не было войны.
Во-первых, это исторические песни, а великие говорили, что важна только история,
если вы хотите, чтобы ваши дети избежали ошибок. Эти песни в большой степени
проблемные, мелодичные, ритмичные и с хорошим текстом, часто с таким глубоким
содержанием, что нужно порой полжизни прожить, чтобы постепенно полностью понять
их, хотя исходные понятия часто очень простые и понятные ребенку. Например:
родной дом, роща золотая, клен опавший, журавли, соловьи, березы, высокий дуб,
русское поле и другие. Эти песни не только иллюстрируют новые слова, но и
формируют связь поколений, помогают вспоминать старших родителей, почитать их –
а это главная, первая конкретная заповедь такой книги, как «Библия». Получается,
эти песни на практике реализуют самое святое и главное, для чего была написана
«Библия»: «почитай отца и мать своих, чтобы продлились дни твои не этой земле».
Большинство хороших песен – это и есть заповеди, которые ребенок будет помнить
всегда, всю свою жизнь. Эти песни сохраняют связь поколений – многие родители,
упустив это, горько сожалеют, когда дети их бросают, относятся к родителям
бессердечно, бездумно и т.п. Что касается конкретных песен заданного вопроса,
факты таковы: когда их пели, то более 50 лет не было войн. Так что за вами,
родителями, выбор будущего для своего ребенка.
Непонятно, вот я люблю песни Аллы Пугачевой, а вы
рекомендуете народные, советские песни.
- Многие песни Аллы Пугачевой мы тоже рекомендуем,
умные, содержательные и мелодичные песни. Но песнями одной певицы, пусть даже и
величайшей, невозможно охватить все жизненные, исторические, развивающие
ситуации. Очевидно, вам попались рекомендации по одному диску, ведь я
рекомендую несколько тысяч песен, в том числе многие содержательные
современные и зарубежные песни, а это – десятки дисков. Наверное, когда вы
составляете музыкальное меню для своего ребенка, то будет справедливым следующее
сравнение: нужно также, как и в детском питании, помнить, что есть полезное,
есть сладкое, питательное и вредное. Некоторые дельцы даже пиво и наркотики
относят к продуктам питания. От питания зависит не только самочувствие, но
и здоровье и даже жизнь и смерть. Среди песен имеются и диатезные, соленые и
острые, возбуждающие и успокаивающие, и даже имеются и своего рода «музыкально –
наркотические».
Разве мало родителей, которые горюют от того, что их
дети – меломаны? Родителям нужно иметь в виду или задаться вопросом, что если
ребенок стал плохим человеком, то, может быть, он не те песни в детстве слушал?
Почему вы рекомендуете использовать для
интеллектуального развития песни?
- Я рекомендую использовать далеко не все песни, а
только отобранные. Песни можно рассматривать как звуковую иллюстрацию к словам.
В хороших песнях содержится много понятий, новых для ребенка слов. Каждая песня
– как картинка, опорный образ одного или нескольких понятий. Еще более важно,
что почти любая песня отображает, как правило, какую-то сложную жизненную
ситуацию. Песня гармонично соединяет интеллект и эмоции. Можно очень много
сказать о том, почему я рекомендую эти песни – читайте об этом в книгах.
Какое главное требование или цель использования
песен в системе «МИР ребенка»?
- Помните, главное: чтобы любую песню ребенок начал
пытаться петь. Постоянно показывайте в этом пример, если можете петь.
Как быть, если у родителей нет слуха?
- Другие родственники, бабушки и дедушки, дяди и
тети, братья и сестры тоже не должны оставаться в стороне. Им достаточно спеть
один – два раза. Вы можете специально сходить в гости к поющему родственнику –
этого будет достаточно. Вспомните себя: наверняка в вашей памяти хранится
случай, когда вы навсегда запомнили, что кто-то пел. В системе МИР эта проблема
решается набором нескольких тысяч песен, охватывающих тысячи жизненных ситуаций
и понятий.
Как следует
применять развивающие песни»?
...
Полностью руководство передается с лицензией (разрешением) на использование в
развивающем комплекте раннего
развития детей РК МИР
|