|
О методике максимального
О том, что с методики максимального развития способностей к рисованию началось создание системы Методов Интеллектуального Развития (МИР), рассказывает автор книг и статей: "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка", "Как развивать детей одаренными", "Читать - раньше, чем ходить", "Может ли ребенок в возрасте 8 лет сдать ЕГЭ?" и других, президент Академии образования, социального и экономического развития - АОСЭР(2000-2017 г.), Председатель Комитета по образованию СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи) Павел Викторович Тюленев.. Вот его рассказ. Рис.1. На фотографии - автор книг: "Как развивать детей одаренными?", "Как ускорить интеллектуальное развитие детей", "Читать - раньше, чем ходить" и других П.В.Тюленев, 2017 г. Меня часто спрашивают, с чего начался путь к самому замечательному открытию 3-х тысяч лет - к методике "Читать - раньше, чем ходить" и к другим методикам системы МИР, и я все откладывал отдельный рассказ об этой истории, хотя в книге "Методы и модели максимального раскрытия генетически обусловленного потенциала детей" я уже начинал рассказ об этом. Рис. 2. Книга "Методы и модели максимального раскрытия генетического потенциала детей". 2011 г. Серия: "Как воспитывать ребенка одаренным в эру новой исторической общности человека Развитого". В истории системы МИР рассказывается об одной из самых важных методик, которая была создана и проверена в1962-64 годах. Во многом случайное стечение обстоятельств способствовали появлению. этой методики. Летом 1959 года была, наконец достроена мансарда - будущая мастерская отца - большая комната - на втором этаже нашего дома по ул. Сухомлинского - тогда та улица называлась ул. Онежской. Все впятером мы туда переехали жить из времянки - небольшого однокомнатного домика, построенного в 1954 году на пустыре из глиняных с соломой кирпичей (самана), в котором мы прожили 5 лет. С то времени этого переезда времянка превратилась в источник постоянного "пассивного дохода", что очень нам помогало. Этот домик родители стали сдавать внаем сначала семейным парам, а в дальнейшем - студентам построенного позже неподалеку Фрунзенского политехнического института, первым ректором которого был Г.А.Сухомлинов. А нас же - у троих пацанов - перед глазами всегда был отец, сидящий за мольбертом у огромного окна мансарды, который почти постоянно что-то рисовал: портреты, картины, и даже иконы... Я начал учиться во втором классе школы № 25, которая имела уникальную архитектуру, пожалуй, во всем СССР. Школа № 25 располагалась рядом с кинотеатром "Южный", куда часто ходил на подработку мой отец, работавший на постоянной основе художником-оформителем на большом оружейном заводе имени В.И.Ленина, где и получил участок под застройку дома. Идя в школу и возвращаясь из неё я всегда видел на стенах этого кинотеатра результаты трудов моего отца - художника. Рис. 3. Школа № 25 г. Фрунзе. Он рисовал большие полотна рекламы для фильмов, которые поступали в кинотеатр "Южный" и часто брал меня с собой, чтобы я мог смотреть кинофильмы бесплатно. Детские фильмы я смотрел из зала, а взрослые фильмы до16 лет приходилось смотреть из-за экрана, который представлял собой огромное полотно, натянутое на деревянный каркас, за которым было достаточно места. Иногда я смотрел запрещенные фильмы через окошко оператора, откуда транслировался фильм. Но это было до одного из моментов возгорания кинопленки вовремя сеанса - тогда кинопленка была небезопасной и горела как порох, чем мы, пацаны с радостью пользовались, изготавливая из фольги и этой пленки небольшие ракеты, которые потом запускали... После нравоучительных и политических бесед с отцом, что такое хорошо и что такое плохо, полон был надежд на справедливое будущее мироустройство. Рис. 4. Обстановка в домашней мастерской художника 50-х годов XX века. . Но тут, кроме достоинств, обнаружились недостатки нашего переселения в новый дом, на мансарду: все мы пятеро жили в одной комнате и подрастающие братья 2-3 лет начинали мне мешать делать уроки. Отбиваться от малышей , наступавших и подползавших с двух сторон было все трудней. Начались капризы, обиды и плачи... Отец сидел и работал тут-же - у большого окна за мольбертом с красками и картинами. В этой же комнате у выхода на чердак и на второй балкон с лестницей вниз располагалась кухня и швейная машинка, - рабочее место матери. Отбиваться от братьев вскоре и вовсе стало невозможно. Запомнилось навсегда, как он несправедливо наказал меня в результате того, что я уже в пятый раз оттолкнул младших братьев от письменного стола с уроками, и они начали крик... Отец подумал, что это я виноват и наказал меня, "изолировав от общества" и от уроков... Так долго не могло продолжаться, и вскоре мама нашла выход. Рис.5. Художник работает над пейзажем с натуры. Когда обстановка накалилась до предела. мама категорично потребовала отца научить меня ремеслу художника. Отец, будучи лучшим художником Киргизской ССР, главный исполнитель заказов ЦК КПСС Киргизии на портреты больших форматов, не мог ничем возразить и решительно взялся за дело. Он сумел мне втолковать, что художник создает произведения - оригиналы, а моделями являются объекты окружающей действительности. Рис 6. Рисунок городской улицы, сделанный карандашем. Обучение заняло 3 дня. Отец рассказал всю теорию и показал мне на практике все секреты рисования карандашами, пастелью и красками: гуашью , акварелью и маслом. В конце третьего дня отец вышел на чердак, нашел свой первый студенческий черный чемоданчик - этюдник, вытер с него пыль, заполнил его минимально необходимым набором красок, кистями и вручил его мне. С тех пор, помня в точности все его наставления, я стал ежедневно ходить на этюды, искать подходящую натуру и рисовать все, что считал интересным и нужным. Рис. 7. Рисунок улицы, сделанный акварелью. Несколько месяцев я плотно рисовал с натуры пейзажи и улицы, карандашом, акварелью и краской - все, что попадалось на пути: пейзажи, дома, улочки и улицы... В 1963 году мы переехали в Джалал-Абад, куда отца пригласили на работу на должность главного художника, и там он, наконец, смог поехать в командировку в горы, нарисовать несколько картин, которые приобрел музей изобразительного искусства. .Меня устроили сначала в школу № 5, где с директором у меня отношения не сложились: я хотел изучать только английский, аргументируя тем, что в жизни мне очень понадобится английский язык, но директор ни в какую не признавала за мной право выбора и пыталась заставить меня ходить в тот класс, где начали осваивать немецкий. В результате этого я превратился из примерного ученика в отъявленного нарушителя порядка и в головную боль для класса и школы. Рис. 8. Школа № 5 г. Джалал-Абада Через месяц меня перевели в школу № 1 где я успокоился, начал изучать английский язык и стал "отличником". В этой школе учитель рисования на первом же уроке - Щербаков - признал во мне сына того своего дружка детства, с которым в далеком 1936 году он разрисовывал свежевыбеленные заборы рисунками - как это сейчас называется граффити. Отец тоже вспомнил Щербакова - сказал, что тот ему помогал разукрашивать дувалы... . Сразу же в школе по рисованию у меня стали возникать проблемы: никто не верил, что рисунки делал я и мне приходилось даже обращаться к директору школы, чтобы мои рисунки признали, а некоторые из них разыскали у старшеклассников и вернули хозяину, чтобы зачесть по ним оценки. Из-за этих неприятностей я стал скрывать свои рисунки и не показывать, что умею рисовать. В третьем классе я уже рисовал так, что стал еще больше скрывать свои рисунки - теперь уже от отца, так как не хотел его обидеть тем, что могу многие вещи нарисовать лучше его. Рис. 9. Школа № 1 в г. Джалал-Абаде. Я вызвал отца и мать на серьезный разговор и "в лоб" спросил их о том, что они думают по поводу профессии и карьеры художника? После этого разговора я начал интенсивные поиски других, более перспективных профессий. Перепробовал себя в роли разных творческих профессий: писатель, геолог, милиционер, юрист, режиссер фильмов, наконец, нарвался на несколько пачек учебников, которые привезли из Томска и оставили на чердаке семья Кузенкиных - семья сестры моей матери. Тогда я понял, что мое направление наука, так как именно наука занимается построением наиболее точных моделей действительности, пригодных для целей научного управления страной. . Результаты этой методики дали в 1965 гору мощный толчок развитию всей системы, когда нашелся, наконец, принципиальный учитель рисования в столичной СШ № 47 г. Фрунзе, который решительно освободил П.В.Тюленева в 7-ом классе со словами: "Я со своими методами обучения рисованию могу тебя только испортить!". Это произошло после того, как он после 7 ноября на следующем же уроке рисования задал задание нарисовать о том, кто как провел День Великого Октября. Рис. 10. Школа № 47 в г. Фрунзе. Теперь я, ученик 7 класса мог не ходить на рисование и заниматься чтением книг ... по психологии, философии и так далее. Ещё больше добавилось времени после того, как этот же учитель освободил меня от черчения - теперь свободное время стало ещё больше, так как уроки черчения отводилось по 4 часа в неделю. В 8-м классе к свободному времени добавилось ещё четыре чеса в неделю: начиная с темы по литературе "А.С.Пушкин" теперь уже завуч по фамилии Томат Лидия Петровна освободила П.В.Тюленева от русского литературы до конца школы. Все освободившееся время я использовал для поиска ответов на волновавшие меня вопросы в районной и республиканской библиотеках г. Фрунзе, как и обещал директору нашей школы, когда вместе с завучем они меня освобождали от занятий в кабинете директора. Рис. 11. Зачитывание в школе № 47 г. Бишкека вскрытого послания от школьников 15-ти республик СССР 1967 года В 1967 году в школе 47 произошло знаменательное для всего СССР событие: к нам приехали делегации со всех республик СССР и в торжественной обстановке на фасаде крыльца школы было замуровано послание школьников СССР в 21-ый век, с пожеланием вскрыть это послание через 50 лет. На этой фотографии показан момент зачитывания в 2017 году послания школьников из 1967 года. Что было потом? Как ни странно, ключ к ответу на этот вопрос даёт рисование, которому меня научил отец в 9 лет. В 11 лет я занимался уже два года почти профессионально: рисовал с натуры всё подряд, и даже иногда ходил на этюды с подаренным студенческим этюдником отца, и т.д. Свои работы отец называл «оригиналами». С другой стороны, он называл моделями и тех, кого рисовал! Например, когда я ему позировал, он меня тоже называл моделью своей картины или портрета. С ддругой стороны, обычные люди - не художники - для них было все наоборот! Словом, везде, куда
ни глянь, и в книгах, и в действительности были … одни «модели». Ответы весны 1962 года: высшее образование – это
систематизированные методы и способы об отображение предметов или сложных
процессов на бумаге. Это – умение моделировать? В 1961 году родители отговорили меня быть художником: «Ты будешь зависимым человеком от партийных руководителей». В том году советский человек первым вышел в космос и горизонты почти у всех устремились вверх и вширь: появился жгучий интерес к освоению науки и техники. Уже на следующий день после полёта Ю.А. Гагарина отец научил меня делать и запускать воздушных змеев разных размеров, в том числе огромных, улетающих за сотни метров. Повсеместно начали заниматься моделями летательных аппаратов: авиамоделизмом. Куда ни глянь повсюду над славным городом Фрунзе вверх взмывали бумажные змеи, на пустырях, заполненных зрителями, жужжали бензиновые моторчики летающих авиамоделей… В конце 1961 года в школе было задано сочинение на тему «Кем ты хочешь быть?»
Эта тема надолго озадачила меня. Ближе к весне я перебрал несколько профессий:
писатель, конструктор, милиционер, космонавт и т.д. Но в сочинении я даже успел
написать, что хотел бы, кроме всего прочего, быть геологом, потому что нельзя,
живя на Земле, не знать её… Но тут в моё распоряжение попали десятки учебников медицинского и политехнического вузов. Эти учебники, перевязанные в стопках, складировали на чердаке наши родственники, переехавшие из Томска и поселившиеся у нас до получения квартиры. Родители предупредили: «Не трогай чужие книжки! Мы не хотим каких-то разговоров». Мне было 11 лет и я уже год решал для себя вопрос, кем быть, и нужно было срочно понять, чем же занимаются в этих институтах? Наверное, они считали, что скрывать было чего: в те времена не принято было знакомить детей с медицинскими вопросами и книгами по воспроизводству населения, например. С тех пор, в течение нескольких недель, когда родителей не было дома или они были заняты делами, с замиранием сердца, прислушиваясь к скрипу ступенек лестницы, я проводил любое свободное время на чердаке, пытаясь понять чему и как учат «врача», «педиатра», «педагога», «психиатра», «инженера» и даже «криминалиста»? Рассматривая фотографии, рисунки и пробуя читать тексты учебников, я сделал
самые общие выводы: в институтах учат создавать и использовать … модели для
самых разных целей: строительства, лечения больных... Модели 2. Изобразительные, графические модели. Существуют изображения, рисунки –
их не каждый может делать. Эти модели имеют много привлекательного. Мой отец
часто говорил, что он занимается созданием моделей: разрабатывал эскизы, макеты,
проекты оформления зданий и потом защищал их на Художественном Совете. Умение
делать эти модели давали ему возможность творить, работу и средства на
содержание семьи. Рисовать, создавать модели этого вида я умею не хуже отца.
Однако эти модели не издают звуки и не двигаются: это мне уже было не так
интересно. Нужны другие… «Думай, думай! Что дальше?» – мысль, подстегнутая адреналином опасности, превращалась в вихрь и вздымала всё, что я знал и только что видел в вузовских учебниках… Я тихо и быстро перешел в противоположную сторону нашего огромного чердака, где зимой в опилках хранились яблоки и сделал вид, что роюсь, пытаясь отыскать оставшиеся плоды - пара яблок попалась сразу же... Я был спокоен - но мозг напряженно работал и продолжал искать ответ на свой вопрос: чтобы я хотел видеть в институтах, чтобы быстро освоить такое разнообразие моделей, предметов и специальностей, которое обнаружил в учебниках? Я слышал, точнее, чувствовал, что за спиной кто-то уже заглядывал, собираясь тихо войти на чердак, наблюдал за мной.. Но я продолжал искать ответ на вопрос: и тут пришел ОТВЕТ: «Вывод – всё дело в вузах идет и должно прийти к неким универсальным моделям: они должны не только говорить и изображать, но двигаться, издавать звуки и даже, если необходимо дышать, кричать и вести себя, как прототипы, всё более и более точно... Слова, звуки, картинки математика и движение. Ну и что из того, что этих моделей ещё не существовало? Тем они были интереснее всего!» - Ты что тут делаешь? – раздался, наконец, за спиной голос матери. - Да вот, хочу яблок найти – как ни в чём ни бывало, ответил я. Маму было трудно провести, но тут она, подозрительно обведя глазами огромный и темный чердак, или ничего не заметила, или не подала виду, хотя, возможно, что что-то и заметила в расположении связок книг, молча наблюдала. … Ещё несколько минут повозившись для
виду в стружках и опилках и раскопав четыре яблока, я спокойно додумал возникшую
идею до конца: С тех пор я не переставал думать над этой темой, как облегчить познание и обучение при помощи универсального моделирования. Первые системы моделирования появились ещё в начале 70-х годов на больших машинах: компьютерные модели фирм Т. Нейлора, «Моделирование города» и «Мировая динамика» Дж. Форрестера. Затем появились программы непрерывно-дискретного моделировании типа НЕДИС, специальные языки моделирования ПРОЛОГ, СИМУЛА и другие. Здесь объединялись и философия, и системный подход и информатика…" Однако наибольших возможностей моделирования реальности и сложных объектов наука человечество, на мой взгляд, достигли в инструментах создания приложений для смартфонов и в разработке компьютерных игр на таких "движках", как 3D-Unity, Unreal Engine... Поэтому обучение программированию приложений для Андроид и разработке игр мы в программах "системы МИР" рекомендуем родителям начинать с самого раннего возраста. Необходимо понимать, что если раньше дорогу в цивилизованный мир открывало чтение, то теперь это место занимает программирование. Методика "Программировать - раньше, чем ходить" входит в общую систему комплексного и оптимального развития ребенка эры Человека Развитого, которая предоставляется родителям в виде комплекта РК МИР для домашнего детского Центра семейного образования. . - см. книга: "Методы и модели максимального раскрытия генетического потенциала ребенка".
|
|