Ученые описали модель развития
мозга вундеркиндов?
Приводится комментарий П.В. Тюленева, автора книг
по раннему развитию ребенка, и статья по результатам многолетних
измерений IQ и толщины коры головного мозга у
детей от рождения до 19 лет.
Комментирует статью П.В. Тюленев:
"Название статьи следовало бы давать со знаком вопроса, так как эти
ученые дают чрезвычайно неполное описание.
Сегодня мы убеждены, что родители и специалисты по интеллектике, могут в
значительной степени управлять формированием и развитие коры головного
мозга. и не только её. В статье американских ученых рассматривается
только толщина коры, и они не обращают внимание на то, по какой методике
ребенок занимался? Это очень существенно: занимались с ним по одной
программе, или по трём, или по семи программам?
Если родители не уделяли должного внимания физическим занятиям, то и
кора будет тоньше.
С другой стороны, мозг средних детей забит ненужной и бесполезной, а
значит вредной информацией и кора может быть утолщена вследствие глупых
детских сказок, бесконечных игр в компьютерные игры и т.п. В дальнейшем
она будет истончаться, что и доказано в наблюдениях за средними детьми.
В системе МИР ребенка мы стремимся, чтобы томография головного мозга
давала четкую картину гармоничного развитого мозга, несмотря на то, что
ребенок обладает феноменальными способностями."
Ученые описали модель
развития мозга вундеркиндов
К таким выводам пришли ученые из Национального Института
Здоровья в Мериленде (США) в результате изучения особенностей развития
коры головного мозга у детей, обладающих необыкновенно развитым
интеллектом.
Используя метод магнитно-резонансного сканирования, ученые выявили
несколько характерных особенностей развития головного мозга у
детей-вундеркиндов.
В раннем возрасте кора головного мозга у таких детей тоньше, чем у их
сверстников, однако процессы утолщения коры происходят у них значительно
дольше и интенсивнее, достигая пика к 11-12 годам. После этого объем
коры начинает быстро сокращаться.
Кора головного мозга у детей со средними способностями изначально
обладает большим объемом, ее толщина увеличивается медленнее и раньше
достигает максимума. Последующее сокращение объема коры головного мозга
протекает у обычных детей медленнее, чем у вундеркиндов.
По словам координатора исследовательского проекта Филипа Шоу, причины
указанных особенностей остаются неизвестными. Неизвестны также и причины
изначальных различий в толщине коры головного мозга.
“Способные дети умнее не только потому, что у них больше серого вещества
в том или ином возрасте, - заявила соавтор исследования Джудит Рапопорт,
- Скорее, уровень IQ связан с особой динамикой развития коры головного
мозга”.
В исследовании принимали участие 307 здоровых детей в возрасте от 5 лет.
Дети проходили магнитно-резонансное сканирование и тесты на IQ раз в два
года вплоть до 19-летнего возраста.
Максимальный уровень IQ у детей составлял 121-145 пунктов, тогда как
высокому уровню интеллекта соответствует показатель 109-120 пунктов,
среднему – 83 - 108 пунктов.
По мнению исследователей, ускоренные процессы изменения коры головного
мозга у детей-вундеркиндов связаны с более интенсивными, чем у обычных
людей, процессами формирования центров, регулирующих интеллектуальную
активность.
Интенсивное истончение коры в подростковом возрасте связано с упрощением
ее структуры, в ходе которого отбраковываются “лишние” клетки и связи
между ними, что способствует повышению эффективности работы мозга в
целом, отмечают исследователи.
http://medportal.ru |