П. В. Тюленев
Структура и содержание общего комплексного
Доклада, представленного в ноябре 1999 г. в Президиум Российской Академии
образования (РАО) по итогам развития фундаментальной (семейно-школьной) педагогики XXI
века: Интеллектика
Введение
1. Актуальность решения проблем и реализации достижений
фундаментальной педагогики, гуманизации и оптимизации системы образования
1.1. Необходимость единого интеграционного подхода к
решению проблем образования и раскрытия интеллектуального и творческого
потенциала общества (социо -, психолого-, генетико-, физиологический подход)
1.2. Проблемы психологии и возрастной физиологии семейного
образования
1.3. Решение проблем образовательных систем путем развития
семейной формы образования
1.4. Проблема развития культурного и творческого
потенциала населения
1.5. Проблемы подготовки будущих гениальных
предпринимателей и государственных деятелей
1.6. Создание общедоступной информационной инфраструктуры
семейного образования
1.7. Актуальность образовательной модели антикризисной
программы развития России (Система семейного образования как метатехнология
развития России)
2. Основные проверяемые гипотезы, положенные в основу
исследований и разработок
2.1. Методологические и теоретические ресурсы семейного и
школьного образования
О неиспользованных возможностях современных
методологических подходов и философско - педагогических парадигм
Об относительном характере интеллектуального развития
О гипотезе потенциальных возможностей развития интеллекта
О возможности систематизации дидактических систем на базе
концептуальных положений лингвистической философии и других.
О возможности топологического представления процессов
формирования образов: педагогико - воспитательного процесса
2.2. Гипотезы психология и возрастной физиология
Психологические, физиологические, педагогико -
генетические и социально - психологические гипотезы
О не использовании оптимальных методов развития ребенка
О возможности и фактах появления нового эволюционно -
исторического, социо - биологического вида человека с принципиально новыми
возможностями, равно как когда - то возник функциональный вид - Человек
Прямоходящий.
Об итогах ста лет исследований влияния генотипа человека
на показатели общей умственной “одаренности”
Об этимолого - неотомических корнях понятий “одаренности”
и “гениальности”
О несущественном влиянии генотипа человека на специальные
виды одаренности
О существовании методов развития и воспитания ребенка,
которые приводят к “одаренности” и “гениальности”
О том, что причиной гениальности практически всех людей
были определенные методы ухода за младенцем, воспитания и раннем и среднем
дошкольном возрасте
О потенциальной возможности формирования любых задатков
путем использования методов развития в первые годы жизни ребенка.
О том, что методы развития и обучения детей могут и должны
быть свободно и оперативно, непосредственно учитывать современные данные наук,
естественнонаучные представления без риска опасностей.
О том, что наиболее эффективной формой является семейное
образование
О возможности повышения качества образования путем
изменения культуры ухода за ребенком в младенчестве
О возможности сокращения сроков образования в два - три
раза
О возможности увеличения времени, выделяемого в школе для
физического развития ребенка
О возможности увеличения объемов творческо -
художественной подготовки в школе
Качество образования повысится в два - три раза, если
семейное образование будет строиться на основе научно и педагогически
обоснованных рекомендаций, выявленных закономерностях, новых методах развития и
обучения, а также на основе создания необходимых информационно -
просветительских условий, внедрения оптимальных и рациональных способов
взаимодействия образовательных учреждений различных типов.
2.3. Гипотезы общего семейно - школьного образования:
главные стратегические ресурсы развития и оптимизации образовательных систем
(дидактико - методические гипотезы)
О возможности новой парадигмы общего образования как
метатехнологии развития России
О необходимости смены дидактической системы общего
образования
О необходимости усиления социальной компоненты в
педагогических подходах к созданию образовательных систем (парадигмах)
О возможности реализации и использования единой
методологической основы разработки интегрированных программ и курсов школьного
образования.
О возможности системно - лингвистического подхода по
сокращению физического объема учебного и дидактического материала
О возможности решения проблемы “академической одаренности”
образовательными средствами
О возможности создания интегрированных учебных программ
общего образования
О возможности реализации проекта всеобщего бесплатного
общего высшего образования
...
2.3. Гипотезы по развитию культурного и творческого
потенциала образовательными методами
О возможности создания метатехнологии развития культуры и
творческого потенциала
О возможности создания таких методов, которые позволят
готовить будущих творцов культуры
О необходимости введения понятия “культура интеллекта”
О необходимости и целесообразности создания единой
методологической основы развития культуры
О возможности создания интегрированных программ и курсов с
использованием системы МИР с целью значительного увеличения творческого
потенциала населения
О выделении предмета методы развития культуры
2.5. Гипотезы о возможности решения некоторых проблем
философии и развития образования
О необходимости развития концепций гуманизации образования
с позиций главного ресурса человеческой жизни - времени
О возможности реализации опережающего политического и
духовного развития
О возможностях в несколько раз увеличить в стране
интеллектуальный потенциал лидерства
О необходимости разработки образовательных технологий
развития философии, деловой активности, экономики, предпринимательства в
комплексе образовательных систем
2.6. Гипотезы о возможности оперативного и перспективного
обеспечения необходимой методической информацией семей России
О системе информационного обеспечения населения новейшими
результатами психологии, педагогики и дидактическими разработками
2.7. Гипотезы о необходимости и возможности создания
образовательной модели программы развития России
О создании модели программы развития России с позиций
образования
...
3. Цели исследования и разработки
3.1. Основные направления исследований:
Разработка интегрированного социально - психолого -
дидактического подхода к исследованию и разработке принципов оптимизации системы
семейного образования
Изучение максимально возможных, оптимальных темпов
развития ребенка и наиболее целесообразных сроков развития, обучения, воспитания
Изучение процессов и разработка методов социальной
адаптации ребенка
3.2. Основные направления разработок:
Разработка концепции оптимального развития ребенка
Разработка системы методов интеллектуального развития
ребенка
Разработка концептуально - методологических основ и
методов интеграции программ развития и обучения
Разработка концепции и структуры системы семейного
(фундаментального) образования
Разработка концепции и основных элементов структуры
образовательной модели развития России
3.3. Определение исходных концептуальных положений
В основу исследований положена проверка следующих исходных
интегрированных концептуальных положений:
- концепция самоопределения Российского образования в
системе глобального развития цивилизации;
- концептуальное положение оптимизации использования
методологических ресурсов современной науки в целях оптимизации и гуманизации
системы образования;
- исходное концептуальное положение о фундаментальной
гуманизации общего образования;
- исходная концепция повышения эффективности и оптимизации
общего образования;
- исходная концепция о развитии творческого,
художественного и культурного потенциала России;
- исходное концептуальное положение о системе процессов
социальной адаптации детей;
- концепция об опережающего развитии системы
информационного обеспечения в целях просвещения населения;
- концептуальное положение об определяющем участии
педагогического сообщества в формировании программы развития России ...
4. Объекты комплекса исследований, разработок
4.1. Процессы развития методологических подходов,
формирования педагогического мышления
4.2. Физиологические и психологические процессы развития
ребенка
Ребенок: процессы физиологического и психологического
развития от 0 до 18
Процессы развития, обучения и воспитания дошкольника
Процессы развития, обучения и воспитания ребенка школьного
возраста
Процессы развития ребенка в подростковом и юношеском
возрасте
Система семейного образования
и другие.
4.3. Дидактико - методические закономерности семейного
образования
Методы интеллектуального развития в младенческом возрасте
Методы интеллектуального развития в дошкольном возрасте
Методы интеллектуального развития в школьном возрасте
Методы разработки и реализации интегрированных программ и
учебных курсов
и других.
4.4. Процессы развития художественно - творческих
способностей ребенка в семейном и общем образовании
4.5. Процессы социальной адаптации, организационные и
экономические
Экономические, социальные, философские аспекты
образовательных, воспитательных и организационных процессов
4.6. Процессы развития информационных, коммуникативных
систем
5. Предмет и задачи исследования
5.1. Теоретические и методологические вопросы обеспечения
решения проблем фундаментальной гуманизации и оптимизации системы образования
В настоящем разделе решались следующие задачи
исследований:
- выявить основные тенденции развития методологических и
теоретических представлений в комплексе наук о человеке;
- исследовать возможности, условия и особенности
применения лингвистической философии, семиотики, общей семантики, позитивизма и
неопозитивизма, прагматизма;
- исследовать сущность интеграционных процессов и
гуманизации образования;
- обосновать выбор объекта и предмета исследований и
разработок;
- опробовать разработанные методологические положения на
практике в условиях семейного образования, решения задач раскрытия творческого
потенциала, разработки моделей программ развития России;
- оценить возможности реализации прикладных аспектов
методологических средств с использованием современных информационных технологий.
5.2. Задачи психологических и физиологических оснований
развития семейного образования
- проанализировать факты раннего развития и образования,
состояние основной проблемы экспериментальной психологии;
- выявить тенденции и особенности исследований
фундаментальных свойств, закономерностей и др. человеческой психики и
интеллекта;
- исследовать причины феномена особо - развитых детей,
вундеркиндов, талантливости и гениальности;
- проанализировать существующую практику развития
одаренных и талантливых детей с позиций практического применения;
- обосновать пути совершенствования методологической базы,
методов фундаментальной (“новаторской”) педагогики, семейного воспитания и
общего образования.
5.3. Задачи в области развития общего среднего
образования, создания дидактических и методических основ семейного образования:
- проанализировать обычные методы развивающего ухода за
ребенком и приемы развивающего общения с позиций оценки их влияния на
интеллектуальное развитие;
- исследовать существующие методы раннего развития и
образования;
- выявить особенности развивающих методов обучения;
- рассмотреть теоретические и практические вопросы
совершенствования существующих, создания новых методов и программ развития
одаренных, особо - развитых детей;
- обосновать направления разработки новых методов развития
интеллектуальных, художественных, музыкальных и других способностей;
- разработать теоретические и методологические принципы
разработки индивидуальных программ развития, проектирования личности;
- разработать принципы составления интегрированных
программ;
- обосновать и разработать теоретические основы создания
интегрированных курсов семейного образования.
5.4. Задачи в области культурологических проблем развития
интеллектуального потенциала общества
Обосновать необходимость разработки теоретических и
методических вопросов развития творческого, художественного и культурного
потенциала общества.
Определить сущность, назначение и особенности системы
семейного образования как метатехнологии развития творческого потенциала детей;
особенности работы с населением, воспитателями, гувернерами, педагогами и
административными работниками органов образования.
Разработать основные принципы этой работы.
Охарактеризовать основные функции управления и развития
художественно - творческого потенциала семейного образования в условиях
взаимодействия с государственными, муниципальными и другими организациями.
Раскрыть и обосновать педагогическое содержание
просветительской работы с населением по вопросам семейного образования в
условиях реформирования общества.
Выявить условия и сформулировать критерии оценки
эффективности просветительской работы с населением областей и регионов.
Разработать многоуровневую модель управления семейным
образованием.
5.5. Задачи исследования проблем философии и развития
образования и его семейной формы как метатехнологии социальной адаптации,
лидерства, предпринимательского потенциала России
- обосновать необходимость решения методологических и
методических вопросов формирования менталитета лидерства, предпринимательской
активности и социальной адаптации в образовательных системах, и, в частности, в
семейном образовании;
- выявить основные тенденции развития прогрессивно -
ментальных идей и направлений в философско - педагогических исследованиях;
- исследовать возможности, условия и особенности создания
системы общего образования, обеспечивающего лидерство России;
- исследовать сущность проблем, трудностей, препятствующих
развитию прогрессивно - ментальных направлений в дидактических системах;
- проанализировать существующую практику подготовки к
предпринимательству, государственной и политической деятельности;
- разработать основные теоретические, методические и
дидактические элементы развития социально - адаптационного комплекса общего
образования;
- опробовать новые дидактические и программно -
методические системы в практике семейного и общего образования;
- оценить возможности реализации прикладных аспектов
методологических средств с использованием современных информационных технологий.
Задачами исследований являются:
- определить сущность концепции “фундаментальной
гуманизации”;
- обосновать направления содержания и процессов подготовки
учителей, гувернеров и воспитателей в условиях семейного образования и
фундаментальной гуманизации образования.
5.6. Задачи создания информационной модели семейного
образования включают:
- выявить основные тенденции создания систем
информационного обеспечения образовательных систем;
- исследовать возможности, условия и особенности
разработки информационного обеспечения семейного образования;
- исследовать сущность проблем и трудностей создания и
реализации информационного обеспечения образовательных систем;
- проанализировать характер информационных запросов
родителей, педагогов и других участников педагогического процесса семейного
образования;
- обосновать структуру, состав основных элементов
информационного обеспечения семейного образования;
- опробовать действующей модели информационного
обеспечения для семейного образования;
- оценить возможности реализации прикладных аспектов
методологических средств с использованием современных информационных технологий.
5.7. Задачи разработки образовательной модели программы
развития России включают:
- выявить основные тенденции создаваемых программ
социально - экономического развития России;
- исследовать возможности, условия и особенности
разработки образовательных моделей программ развития России (ОМ ПРР);
- исследовать сущность ОМ ПРР;
- проанализировать трудности, проблемы реализации и
использования имитационных моделей программы развития России;
- обосновать структуру, содержание образовательной модели
программы развития России;
- опробовать рекомендации ОМ ПРР в различных ветвях власти
и в интерактивном режиме;
- оценить возможности реализации прикладных аспектов
методологических средств с использованием современных информационных технологий.
6. Методологические основы и теоретическая база
исследований
В процессе работы над тематическими направлениями в той
или иной мере были учтены, использованы следующая общенаучная методология и
достижения наук:
- для разработки интегрированного подхода использовались
положения: диалектического и исторического материализма, социальной психологии,
социологии, исторического материализма, диалектической логики, позитивизма и
неопозитивизма, прагматизма, лингвистической философии, семиотики, общей
семантики, и другие;
- для психологии и возрастной физиологии применялись
положения педагогическое психогенетики, психолингвистики, искусственного
интеллекта, нейрофизиологии, гештальтпсихологии, структурализма, бихевиоризма,
прагматизма, неопозитивизма, лингвистической философии и другие;
- для решения проблем развития семейного образования
принимались во внимание методологические и теоретические положения теории
воспитания, социальной психологии, психоанализа, теории общения, и другие;
- для развития творческого потенциала использовались
понятия психологии творчества, концептуальные положения эвристики, идеи
креатологии, интеллектики, общие принципы систем изобретательства, результаты
исследований педагогической генетики, и другие;
- для создания условий социальной адаптации детей
использованы основы концепций гуманизации, прагматизма, менеджмента, и другие;
- для разработки системы информационного обеспечения
использовались: методология, математические и программные средства и опыт
разработки информационного, программного, математического и технического
обеспечения банков данных и систем обработки фактографической и
документографической информации;
- для образовательной модели программы развития России
использованы методология и теория глобального моделирования геоэкономических
систем; методология и прикладные системы эконометрического, статистического и
имитационного моделирования,
6.1. Источники исследования:
- работы по проблемам философии образования, истории
педагогики;
- диссертации по различным вопросам семейного образования,
развития одаренных детей;
- исследования по методологическим проблемам развития
систем образования;
- труды педагогов - новаторов, работы о них;
- труды по педагогике и психологии и другие.
6.2. Использованные исходные методологические позиции
- системно структурный подход, комплекс системологии,
информатики, искусственного интеллекта
6.3. Теоретические основы исследования
6.4. Прогностические методы
6.5. Методы анализа:
Исторический и логический анализ и синтез
Теоретический и эмпирический методы и другие.
6.6. Методологические ориентиры
6.7. Обоснованность и достоверность результатов
Используемые экспериментальные методы
Методы обработки результатов
Методы моделирования. (до интегрального моделирования)
Обоснованность и надежность выводов обеспечивается
применением взаимодополняющих методов, проверкой основных положений и выводов на
практике.
Достоверность подтверждается практикой как независимых
отечественных и зарубежных специалистов, педагогов, воспитателей и родителей,
так и вовлеченных в исследование.
Используемые методы исследований
Используемые методы оценки, измерений, тестирования ...
7. Научная новизна результатов исследований и разработок
7.1. В части психологии и возрастной физиологии семейного
образования:
- проведен критический анализ представлений о возрастных
периодах;
- проведено социо - культурное сравнительно -
сопоставительное исследование практики раннего развития в России, США и др.;
- обоснована необходимость интегрированного подхода;
- систематизированы современные теории в области раннего
развития;
- рассмотрены трудности реализации семейного образования;
- проанализированы данные по природно - генетической и
социо - этологической обусловленности способностей и талантов;
- апробированы новые методы интеллектуального развития с
участием;
- разработаны и апробированы интегрированные программы и
учебные курсы.
7.2. В части развития общего среднего семейного
образования
7.3. Культурологические и креативные результаты
7.4. Философские, социально - экономические результаты
Значимость для воспитателей и педагогов
Значимость для работников культуры
Значимость для руководителей и социологов
Вклад в практику на различных уровнях общества
Предложены научно - обоснованные рекомендации по
проектированию и реализации, структуре и содержанию информационного обеспечения
семейного образования.
11. Апробация и внедрение результатов
Апробация
Внедрение
Теоретические результаты и практические разработки,
полученные в ходе исследований, используются при чтении лекций и проведении
занятий
Комплекс услуг системы семейного образования
Комплекс информационного обеспечения
Комплекс методического обеспечения
Мониторинг интеллектуального развития граждан
Апробация исследования проводилась в дошкольных
образовательных учреждениях г. Москвы, и других городов России, семьях Москвы.
Методы и рекомендации используются для подготовки
гувернеров.
По материалам исследований опубликовано пять книг для
родителей, серия журнальных публикаций.
12. Основные выдвигаемые на обсуждение положения и
результаты:
По направлению “Методологические и теоретические ресурсы
семейного образования” на обсуждение выносятся:
2.1. Методологические и теоретические ресурсы семейного
образования
1. Обоснование необходимости фундаментального образования,
как единой образовательной системы, объединяющей традиционную преимущественно
школьную систему с внешкольной, семейной и другими формами на базе педагогики,
опирающейся на закономерности физиологии и психологии ребенка - фундаментальную
педагогики.
2. Концепция фундаментальной педагогики, как нового
направления, представляющего собой развитие традиционной педагогики на базе
обобщения теоретических положения и опыта педагогов - новаторов и родителей,
добившихся принципиально новых результатов в развитии и воспитания детей в
условиях современного общества.
3. Концепция интегрированного социо- психолого - дидактико
- информационного подхода к построению фундаментальных образовательных систем.
4. Концепция интегрированных программ развития ребенка
5. Концепция интегрированных учебных курсов.
6. Концепция интеллектики - как новой науки,
представляющей собой одну их психологических наук, занимающейся вопросами
изучения и развития интеллекта, имеющей предмет исследований, методы и сферу
практического применения.
7. Концепция системно - лингвистического подхода
8. Концепция системно - топологического подхода
9. Концепция тензорного представления интеллекта человека
10. Концепция относительности интеллектуального развития
11. О возможности системно - топологического представления
процессов формирования образов
По направлению “Психология и возрастная физиология” на
обсуждение выносятся:
1. Концепция Человека Развитого, представленная в виде
интегрированных функциональных требований и критериев:
- Человек Читающий
- Человек Считающий
- Человек Музыкальный
- Человек Предприимчивый
- Человек Лидирующий
2. Концепция (теория) классмиров, представляющая собой
систему массово воспроизводимых результатов и требований оптимального развития
ребенка, основанная на новой практически ориентированной возрастной периодизации
оптимального интеллектуально - физического развития ребенка
По направлению “Общее семейно- школьное образование” на
обсуждение выносится:
1. Концепция интеллектуальной оптимизации общего
образования
2. Концепция общего семейного образования
3. Многоуровневая система обеспечения образовательных
услуг семейного образования
4. Система просветительских программ и подготовки
специалистов, включающая подготовку участников семейного образовательного
процесса: - родителей, старших родителей, нянь, воспитателей, гувернеров и
других; - специальную подготовку педагогических кадров начальной, средней и
высшей квалификации;
5. Система методов интеллектуального развития
6. Интегрированные программы для системы семейного
образования
7. Комплекс критериев оптимизации системы общего
образования на базе концепции фундаментальной гуманизации
По направлению “Образование и культура” на обсуждение
выносятся:
1. Концепция интеллектуально - творческого развития
ребенка
2. Концепция развития творческого и культурного потенциала
России
3. Интегрированная программа “Композитор” на базе
апробированной методики “Знать ноты - раньше, чем ходить”
4. Интегрированная программа “Художник” на базе
апробированной методики “Рисовать - раньше, чем ходить”
5. Другие интегрированные программы творческо -
культурного направления.
По направлению “Философия и развитие образования” на
обсуждение выносятся:
1. Концепция фундаментальной гуманизации образования
2. Концепция интеллектуальной социальной адаптации ребенка
3. Интегрированная программа “Предприниматель” на базе
апробированной программы “Предпринимать - раньше, чем ходить”
4. Интегрированная программа “Руководитель”(“Лидер”,
“Президент”) и другие программы социально - адаптационного направления, на базе
соответствующих апробированных методик.
По направлению “Информационное обеспечение и новые
информационные технологии в образовании” на обсуждение выносится:
1. Модель информационного обеспечения общего семейного
образования
2. Концепция опережающего развития информационной
инфраструктуры
По направлению “ Образовательная модель программы развития
России” на обсуждение выносятся:
1. Концепция образовательной модели программы развития
России”
2. Модель “Антикредитной социально - экономической и
образовательной программы “Развивая детей - развиваем Россию”
13. Основное содержание глав работы
Том 1. Методологические ресурсы фундаментальной педагогики
Том 2. Результаты фундаментальных исследований процессов
развития интеллекта в психология и возрастная физиология: концепция Человека
Развитого
Том 3. Социо - психолого - дидактическая парадигма
развития и оптимизации общего образования
Том 4. Методология и практика развития творческого и
культурного потенциала России: концепция Человека Творческого.
Том 5. Формирование и развитие лидерского и делового
потенциала России: концепция Человека Лидирующего и Предприимчивого.
Том 6. Формирование и развитие Человека Информированного
Тема 7. Образовательная модель развития России
14. Приложения
Состав приложений
Приложение 1. Результаты
применения системы методов интеллектуального развития (МИР) на основе
разработанных методологических положений и концепций
1. Результаты интеллектуального развития детей от 0 до 1
года
2. Результаты интеллектуального развития детей от 1 до 2
лет.
3. Результаты интеллектуального развития детей от 2 до 3
лет
4. Результаты интеллектуального развития детей от 3 до 4
лет
5. Результаты интеллектуального развития детей от 4 до 5
лет
6. Результаты интеллектуального развития детей от 5 до 6
лет
7. Результаты интеллектуального развития детей от 6 до 7
лет
8. Результаты интеллектуального развития и образования
оптимально развитых детей в начальной, основной, средней школе и в вузах.
Приложение 2. Комплекс
фундаментальных пособий оптимального образования. Динацессы и др.
Приложение 3. Примеры
пособий системы МИР.
Приложение 4. Перечень
Развивающих комплектов и их компонентов
Приложение 5. Система
классмиров
Приложение 6. Комплекс
моделей интегрированных программ фундаментально - гуманистического образования
Приложение 7. Комплекс
моделей интегрированных учебных курсов
Приложение 8. Модели учебных
программ системы специального образования фундаментальной и семейной педагогики
15. Выводы
10.1. Теоретико - методологическая база развития и
оптимизации образования
1. О возникновении релятивистской педагогики
2. О возникновении интеллектики как итоге 100 лет развития
научных исследований в области проблем измерения и моделей интеллекта
3. О системно - лингвистическом подходе к проектированию
педагогических процессов
4. О системно - топологическом подходе к решению задач
фундаментального образования
10.2. Выводы по возрастной психологии и физиологии
1. О психо - релятивистской концепции периодизации
развития ребенка. Теория классмиров
2. О возможности положительного решения вопросов развития
особо - развитых, одаренных детей, вундеркиндов и будущих гениев в условиях форм
семейного, и смешанного семейно - школьного образования
3. О концепции Человека Развитого
4. О необходимости определения новой категории социо -
психо - биологических типов человека: Человека Творческого, Человека
Предприимчивого, Человека Лидирующего, Человека Полилингвистического и других.
10.3. Выводы по развитию общего основного и среднего
образования
1. О возможности реализации значительных внутренних
ресурсов в системе образования
2. О причинах процессов интеллектуальной акселерации и
“дебилизации” населения
3. Об экономических последствиях экстенсивных путей
развития образования
4. О возможности расширения предметного состава
5. О возможностях сокращения сроков обучения
6. О необходимости реализации проекта всеобщего
бесплатного общего высшего образования до 18 лет для желающих;
7. О дидактических основах интегрированных методик
8. О новой дидактической системе общего основного и
среднего образования
9. Об интегрированных программах и учебных курсах
10. О возможности и необходимости постановки проблемы
планомерной подготовке будущих нобелевских лауреатов
12. О концепции Человека Образованного
10.4. Выводы по проблеме раскрытия творческого потенциала
России (раскрытие потенциала Человека Развитого)
1. О возможности и необходимости планомерной подготовки
выдающихся талантов
2. О новой концепции развития музыкально -
интеллектуального образования
3. О новой концепции развития художественно -
изобразительного образования в России
4. Об интегрированных программах музыкального и
художественного развития ребенка
5. Об интегрированных учебных курсах раскрытия творческого
и художественного потенциала ребенка в семейном образовании
6. О концепции Человека Творческого
10.5. Выводы по проблемам философии и развития образования
(социальная адаптация Человека Развитого)
1. О возможности развития и воспитания Человека
Предприимчивого
2. О возможности воспитания и развития Человека
Лидирующего
3. О возможности и необходимости воспитания и развития
будущих президентов (лидеров) России
4. О создании интегрированных программ развития социально
- адаптационных, предпринимательских и лидерских способностей ребенка
5. О создании интегрированных учебных курсов социально -
адаптационных линий обучения
10.6. Выводы по проблеме развития Человека
Информированного
О феномене сверхраннего самоосвоения компьютерных программ
начиная с 2 -3 лет
О возможностях игрового развития социальной адаптируемости
с использованием персональных компьютеров начиная с 5 лет
О безопасных условиях и эффективном использовании
компьютера для самообучения и развития детей
О необходимости воспитания "компьютерных гениев"
Об поэтапном функциональном освоении и использовании
компьютера “Играться с компьютером - раньше, чем ходить”
О необходимости и возможности включения в мировое
информационное пространство Интернет начиная с 8 лет
О необходимости создания семейства “виртуальных педагогов”
О создании модели информационного обеспечения семейного
образования
О концепции “Человека Информированного”
10.7. Выводы по проблеме создания образовательной модели
программы развития России
О необходимости создания многоуровневой образовательной
модели развития России
О концепции и структуре педагогической образовательной
программы “Развивая детей - развиваем Россию”
О необходимости широкого использования геоинформационных
систем на всех уровнях общего образования
О необходимости организации постоянных конкурсов, смотров:
“Как мы будем развивать Россию?”, “Как мы обучаем развивать Россию?” и др.
Геномика