Александр Иванович Новиков. "О новой системе образования".

614080, Пермь, I-й Дубровский пер, д. 7, кв. 15, дом. тел. 73-45-97 Новиков Александр Иванович.

Я пришел к выводу, что сохранить самое ценное, что создано в эволюции жизни, может организация обучения по способностям каждого, т. е. своим темпом и в соответствии с интересами каждого. Способ - руководимое самообразование. В результате чего возникает разновозрастной учебный коллектив.

Более тридцати лет я работаю над решением проблемы - создание принципиально новой системы образования. Результатом моих занятий явилась рукопись книги "О новой системе воспитания, обучения (направление поиска)". В 1987 г. старший научный редактор издательства "Педагогика" В.Г. Иоффе в заключение на нее писал: "Содержание и направленность работы А.И. Новикова считаю весьма актуальными и прогрессивными... Особенно большой вклад вносит автор в актуальнейшую сейчас проблему интернациональной трудовой школы (гл. Х). Сейчас эти вопросы в свете последних событий надо решать безотлагательно."

В 1989 г. я получил письмо от Международного Фонда за Выживание и Развитие Человечества (МФВРЧ). Мне предлагалось оформить предложение об интернациональной трудовой школе в соответствии с требованиями, изложенными в "Информации для авторов проектов". Я выполнил эти требования, за исключением одного: "Предложенный проект должен быть международным по составу участников, предполагая сотрудничество представителей двух или более стран Востока, Запада и Юга". Решение такой задачи непосильно для рядового учителя. Мои обращения в Академию, Минпрос, "УГ" не достигли цели: полное равнодушие!

Банк идей СССР 05.04.1989 внес в компьютерный банк идей и идею интернациональной трудовой школы, регистрационный номер 5166, а 30.06.1990 - идею о новой системе образования, регистрационный номер 7870. Сам я ни в Банк идей, ни в МФВРЧ не обращался и об их существовании узнал из их писем. Идея интернациональной трудовой школы принадлежит В.К. Дьяченко, высказана им в 1958 г, я же ее решительно поддержал и с тех пор защищаю и обосновываю.

Издательство "Педагогика", несмотря на положительное заключение на мою книгу, издавать ее не стало. В 1989 г. городской центр НТТМ Свердловска издал ее на правах рукописи тиражом в две тысячи экземпляров. Книга быстро разошлась.

В 1992 г. мною написан новый вариант книги под названием "Образование: вчера, сегодня, завтра". Большую помощь в работе над нею мне оказала известный педагог Лена Алексеевна Никитина. А руководитель объединения "Гейзер" (Екатеринбург) Николай Павлович Дерягин издал книгу.

Посылаю Вам обращение Л.А. Никитиной (оно помещено в книге) "Будущим единомышленникам и критикам". Очень надеюсь, что Вы разделите ее мысль, что посильные соображения многих могут решить непосильную для одного задачу - создать новую систему воспитания и обучения.

Цена книги от 3,5 до 5 рублей (она устанавливалась еще до повышения цен и поэтому такая дешевая). Тираж пока 5 тысяч экземпляров, но если будет хороший спрос, книга будет допечатываться. Заказы уже делаются. Хочется, чтобы она попала прежде всего тем, кто интересуется решением проблемы. Поэтому часть тиража оставлена для выполнения заказов. некоторые делают заказы большие. Например, Дзержинский райОНО заказал 50 экземпляров - по две книги на каждую школу. Это и дешевле и лучше для организации обсуждения.

Первый вариант книги ("О новой системе ..") обсуждался в 1990 г. в Пермском ИУУ. В решении совещания записано, что рукопись А.И. Новикова "безусловно следует признать новаторской работой, отвечающей в главном требованиям научности и запросам общества". И предложение совещания: "Организовать в г. Перми ВНИК из работников ГлавУНО, ученых, практических работников системы народного образования по дальнейшей теоретической разработке новой системы воспитания и обучения и ее практическому внедрению через создание опытно-экспериментальных учебных заведений".

К сожалению, главные руководители оказывают сопротивление выполнению решений совещания.

Обращаясь к Вам, я убежден, что Вы можете сделать серьезный вклад в решение проблемы - создание новой системы образования. Полагаю, что Вы могли бы принять участие в обсуждении книги, обсуждении как в Вашем городе, так и в Российской Федерации, на совещаниях и в печати.

Если Вы пожелаете иметь книгу, заказ посылайте по адресу: 620040, Екатеринбург, Бабушкина, 16, объединение "Гейзер", Дерягину Николаю Павловичу.

С глубоким уважением и большой надеждой на Вас!

А.И. Новиков, учитель. 03.05.1992

БУДУЩИМ ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМ И КРИТИКАМ.

Л. Никитина. - Книга, которую Вы держите в руках, заслуживает, на мой взгляд, чтения - очень внимательного по существу, но... непридирчивого к форме. Это тот случай, когда говорят: я сделал все, что мог. Я бы сказала даже так: автор сделал больше, чем мог, попытавшись не только поднять ношу, которая никому оказалась не по силам, но даже и сделать с ней несколько шагов к Цели... Что это за ноша и к какой Цели он идет, Вы узнаете, прочтя книгу. А там уже вам решать, не следует ли подставить в помощь автору свое плечо, как это сделала я, взяв и на себя хоть толику работы. Думаю, соединившись, посильные соображения многих смогут решить непосильную для одного задачу: КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ ШКОЛУ.

 


Alexander Mironov Sep-08-95 ... Кстати, Эйнштейн кайлом не махал...

> Антология пед мысли России второй пол 19 - нач. 20 вв. М.1990. РНБ 90-5/6090.

K> Кропоткин Петр Алексеевич, K> (1842-1921), родился в Москве, в семье родовитого и богатого князя А.П. Кропоткина. Из его кн. Поля, фабрики и мастерские... Изд. 4, Пг.-М.1921, гл. 8. Умственный и ручной труд.

В былые времена люди науки, и особенно те из них, которые двинули вперед естествознание, не пренебрегали ни ручным трудом, ни ремеслом. Галилей сам делал свои телескопы; Ньютон уже в детстве учился слесарному мастерству, любил мастерить всякие остроумные приборы и, когда принялся за изыскания по оптике, то сам шлифовал стекла для своих инструментов и сам сделал замечательный телескоп, который считался прекрасным изделием в свое время. Лейбниц любил изобретать машины. Линней сделался ботаником, помогая в работе садовнику-отцу. Короче сказать, занятия ремеслом не только не помешало гениальным людям при отвлеченных изысканиях, но, скорее, помогало им...

25.11.1989. 614080, Пермь, 1-й Дубровский пер, д. 7, кв. 15, дом. тел. 73-45-97 Новиков Александр Иванович. Из той же кн. П.А. Кропоткина но по машинописной ст. (1989 г.) Новикова А.И., Пермь. - Опыт Московского технического училища, основанного по идее парижского рабочего, имя которого осталось неизвестным. Речь идет о механическом отделении этого училища, и вот как Кропоткин его описывает. - В пятилетний период своего пребывания в училище (принимались мальчики не старше 15 лет) ученики усваивают высшую математику, физику, механику и связанные с ними науки настолько основательно, что уровень их знаний равнялся лучшим математическим факультетам известнейших европейских университетов .. Ученики училища опережают студентов математического факультета по высшей геометрии и особенно в применении высшего математического анализа к самым сложным задачам динамики и теории теплоты и упругости. Студенты университетов не умели приложить ни к чему рук, тогда как ученики училища работали собственными руками на продажу прекрасные паровики, земледельческие машины, научную аппаратуру и пр., начиная с самой тяжелой работы и кончая токарной, получая самые лестные отзывы на международных выставках; они были искусные рабочие - рабочие с научным образованием. Новиков. - Метод, которым достигались такие удивительные результаты, был следующий: заучивание наизусть ставилось ни во что, тогда как самостоятельные исследования поощрялись всевозможными способами. При изучении какой-либо науки ее немедленно применяли к делу и то, что узнавали в классной комнате, применяли в мастерской. Особое внимание было обращено на высшую математику как на средство, развивающее воображение и способность к изобретениям... Черчение считалось первой ступенью технического образования; потом ученик переходил в мастерскую, где основательно изучал приемы плотничьего и столярного ремесел.., далее его переводили в токарную, где учили выпиливать по изготовленным им самим моделям части машин из дерева и металла. Когда основательно изучал эти ремесла, то поступал в кузнечные, слесарные и литейные мастерские... Употребляли в дело все, что сработает даже начинающий ученик." (Кропоткин П.А. Поля, фабрики и мастерские. 1908. с. 171-172).

Новиков там же? .. Успешно труд и учение соединялись во Владимирском среднем сельскохозяйственном училище департамента земледелия. Его описание оставил в рукописи воспитанник училища, агроном Г. Седов . В училище поступали мальчики 8-9 лет, срок обучения десятилетний, трудиться в хозяйстве начинали с 11-12 лет. Большое хозяйство (920 га земли, сад, молочноплеменная ферма, конеферма, птицеферма, свиноферма, овчарня, пасека - и все это на 300 учащихся) обслуживалось исключительно силами учащихся и учащих. Уроки земледелия проходили в поле, по пчеловодству - на пасеке, по животноводству - на фермах. Каждый ученик познавал сельскохозяйственное производство, работая от пастуха до... управляющего хозяйством училища! В труде они осваивали наиболее передовую сельскохозяйственную технику того времени: жнейки, жнейки-сноповязалки, сенокосилки, конные молотилки, молотилки сложные паровые. "Их практические знания полеводства, животноводства, пчеловодства, птицеводства, садоводства, овцеводства и управления хозяйством были сцементированы и обогащены наукой, прежде всего биологией: ботаникой, зоологией, физиологией, экологией, морфологией и почвоведением" (Г. Седов). Воспитанники училища принимались в с/х-е институты вне конкурса и без экзаменов: в высоком качестве их знаний не сомневались! Что характерно и поучительно в этих двух учебных заведениях? Чем они отличаются от абсолютного большинства нынешних, работающих в соответствии с классической педагогикой? 1. В них - истинно производительный труд (все идет в дело, на пользу), труд ежедневный, чередующийся с умственными занятиями. 2. Производительный труд в сочетании с самой современной техникой и технологией того времени. 3. Изучалось производство в целом, для чего осуществлялись переходы от одного вида труда к другому внутри хозяйства. 4. Производство сложной продукции (современных машин, научных аппаратов) было важным стимулом для развития творческих способностей. 5. Органическое соединение производительного труда с обучением: что производили, то и изучали, немедленно применяя научные знания на практике. Органический союз теории и практики. (Так делают садоводы, фермеры). 6. Соединение производительного труда с обучением преобразовывало учебный процесс: необходимость применения знаний на практике делает ненужной зубрежку, не исчезающую в наших школах до сих пор; "отсекаются" мертвые, ненужные знания, а осваиваются прежде всего те, которые необходимы для успешного труда. Результат: подготовка, воспитание работников, соединяющих в одном лице квалифицированного рабочего-мастера и интеллигента в лучшем смысле этих слов. В наши дни в стране есть учебные заведения, подобные Московскому техническому училищу и Владимирскому сельскохозяйственному. Это - Таганрогский радиотехнический и Уфимский нефтяной институты. На этот путь становились и становятся заводы-втузы, совхозы-техникумы, не получающие, к сожалению, широкого развития. "...Продуктивность учительского труда крайне низкая... Обходится их (школьников - А.Н.) обучение ужасно дорого. Ничто из того, что мы делаем (за исключением, разве, ведения войны) не требует и половины таких затрат. Подобное положение неприемлемо даже для такой богатой страны, как Соединенные Штаты. Для бедных стран оно непосильно, оно является главным тормозом их развития... Экономика образования, следовательно, заставит нас пойти на изменения..." (Друкер П.Ф. Критический взгляд на процесс обучения. "Америка". 1969. N 57, ноябрь, с. 12.) А сколько готовых кадров приобретают богатые США за счет "утечки мозгов"?!

Новиков там же? .. В.М. Бехтерев в книге "Коллективная рефлексология", изданной в 1921 г, писал: "... человеческая личность есть продукт общественности, ибо без общества человек не был бы человеком. В этом отношении могут быть приведены наблюдения, имеющие ценность опыта, когда люди, совершенно заброшенные и лишенные воспитания как, например, Каспар Ганс, проживший до 14 лет в хлеву, не могли не только говорить, но и ходить. Известно также, что люди, заброшенные кораблекрушением на много лет на пустынные острова, обнаруживали совершенно ясный умственный упадок .. Вообще известно, что люди, выросшие в общении с более разнообразным кругом лиц, являются более развитыми по сравнению с людьми, которые проводят жизнь вдали от общества. Отсюда очевидно, какое значение имеет общественность для формирования человеческой личности, являясь основным фактором ее развития. Словом, сама личность в высших своих проявлениях есть продукт общества, которое, однако, в свою очередь характеризуется составом его членов, т. е. личностей". (Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. 1921, с. 6-7). Особенно в тяжелом положении - подрастающее поколение, изолированное от поколений старших в самых важных видах деятельности.

Новиков там же? "Мы считаем, - писал Маркс, - тенденцию современной промышленности привлекать детей и подростков обоего пола к участию в великом деле общественного производства прогрессивной, здоровой и законной тенденцией, хотя при капиталистическом строе она и приняла уродливые формы." (Маркс, Энгельс. Соч. т. 16, стр. 197). Мы отказались от фундаментального принципа коммунистического воспитания и образования - раннего соединения производительного труда с обучением, и отказались давно. Ведь в первой программе партии, принятой вторым съездом в 1903 г, выдвинуто требование; "Воспрещение предпринимателям пользоваться трудом детей в школьном возрасте (до 16 лет)..." (КПСС в резолюциях и решениях... М. 1954. ч. 1, стр. 41). Следовательно, в школьном возрасте только учиться. После Октябрьской революции это требование программы партии, повторенное второй программой на VIII съезде (1919 г.) стало законом Советской власти. Вот почему очень верная идея, высказанная в "Основных принципах единой трудовой школы" (1918 г.) о том, что школа поведет учеников на фабрику, завод не на экскурсию только, а на работу, что на второй ступени школьники будут привлечены и к промышленному, и к земледельческому труду" в его современных машинных формах (Луначарский А.В. О народном образовании. М. 1958. с. 525, 528), осталось благим пожеланием, пустым звуком. Соединить с обучением? Для того, чтобы это сделать, необходимо нарушить советский закон. И А.С. Макаренко закон нарушил: привлек детей и подростков к производительному труду в современном производстве. Следовательно, его система действительно не советская! Критикуя Готскую программу германской с. д. партии, ее требование запрещения детского труда, Маркс писал, что здесь абсолютно необходимо было указать предельный возраст, что полное запрещение детского труда есть мера РЕАКЦИОННАЯ, так как при строгом регулировании рабочего времени, других мерах для защиты детей "раннее соединение производительного труда с обучением является одним из могущественнейших средств переустройства современного общества" (Маркс, Энгельс, Соч, т. 19, с. 31).

Новиков там же? В 1956 г. вышла книга проф. С.М. Шабалова "Политехническое обучение", которая была одобрена Академией педнаук. Труд профессора явился теоретической подготовкой школьной реформы 1958 г. "Одним из завоеваний нашей революции, - писал ученый, - является запрещение законами раннего детского труда на предприятиях, и не советской педагогике хлопотать об отмене этого завоевания" (Шабалов С.М. Политехническое обучение. М. 1956. с. 212). (Обратите внимание - в программе партии возраст до 16 лет называется детским, а Шабалов пошел еще дальше: до 16 лет - это ранний детский возраст. Когда же начинается средний и тем более подростковый?!). Полное запрещение детского труда (имеется в виду до 13 лет) Маркс оценил как меру реакционную. Наша академическая педагогика полный запрет производительного труда в современном производстве оценивает как завоевание революции. Наша действительность убедительно подтверждает правоту Маркса и Макаренко. Да, мы лишились одного из могущественнейших средств переустройства общества. В области образования мы живем не просто по Готской программе, а по ухудшенной Готской программе. Отрицая производительный труд, стремятся заменить его умственными, учебными занятиями. Выражая эту позицию, бывший Министр просвещения СССР говорил: "Сам процесс познания - это напряженный учебный труд... Я не раз высказывал эту мысль: ученик приобретает трудовые навыки прежде всего в процессе учения" ("Ком. правда" 26.08.1981). Так обучение противопоставляется производительному труду и отрицается необходимость их соединения.

Новиков там же? В 1989 г. появляется статья научных работников, утверждающих, что к производительному труду можно отнести занятия в спортивных, художественных и музыкальных школах (Ахапкин С. Трудовое начало школы. "УГ" 10.10.1989). Игра на музыкальных инструментах, пение, танцы - производительный труд! - До чего же мы допляшемся?!

Новиков там же? Сейчас очень много говорят о значении культуры. Ученые педагоги утверждают, что освобождение от производительного труда до 16-17 лет - это "великое достижение культуры" (Субботский Е. Золотой век детства. М. 1981. с. 7). Это мнение разделяет вице-президент АПН СССР В.В. Давыдов ..

Новиков там же? Писарев Дм Ив (1840-68), P> "Наша университетская наука", ст. 2. Соч. т.2 М.1955. ... ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ ДО ПРОСТОГО РУЧHОГО РЕМЕСЛА, ТО ЕМУ HУЖHО УЧИТЬ РЕБЕHКА С МАЛОЛЕТСТВА, ПОТОМУ ЧТО: ТАКОЕ РЕМЕСЛО HИСКОЛЬКО _H_Е_ МЕШАЕТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬHЫМ ЗАHЯТИЯМ, HЕ НАПРАВЛЯЕТ УМ В ТУ ИЛИ ДРУГУЮ СТОРОHУ И, HЕ ВРЕДЯ HИКАКИМ ДРУГИМ УМСТВЕННЫМ ИЛИ ЖИТЕЙСКИМ УСПЕХАМ, РАЗВИВАЕТ ЗДОРОВЬЕ И ВСЕГДА ОСТАЕТСЯ ЗАПАСHЫМ КАПИТАЛОМ НА СЛУЧАЙ HУЖДЫ ИЛИ HЕУДАЧИ...

ZT. И.В. Ионин и Г.М. Кубраков подписались бы под этой цитатой.

P> По нашему мнению, школа должна давать такое образование мальчикам и девочкам, чтобы они, оставляя ее в возрасте около 18 лет, имели основательное представление о науке, которое позволяло бы им продолжать научные занятия, а также познания, составляющие основу технич образования, и вместе с тем: ПРИОБРЕЛИ ТАКОЙ НАВЫК В К/H ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА, ЧТОБЫ БЫТЬ В СОСТОЯHИИ УЧАСТВОВАТЬ НА ФЕРМЕ, ФАБРИКЕ ИЛИ НА ЗАВОДЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ БОГАТСТВ...

P> ...Известно, как дети охотно подражают работе взрослых, когда видят их за к/л ручной работой. Но родители или глупейшим образом мешают этой склонности развиться, или не умеют применять ее к делу. Большинство из них презирает ручной труд и посылает своих детей изучать римскую историю или наставления Франклина о сбережении денег, считая ремесло пригодным только "для низших классов"...

Новиков там же? Московское техническое училище. (ZT. Ныне Московское высшее технич училище, МВТУ. Основано в 1830 как ремесленное училище. С 1868 - Технич училище, высшее уч зав). Там употребляли в дело все, что сработает даже начинающий ученик. Припомните, как вы восхищались в детстве, если ваша работа шла на ч/н полезное. В Московском технич училище каждая выструганная учениками доска употреблялась на к/н часть машины... Таким путем систематическое обучение началам ремесла получало уже несомненную привлекательность. За продажу ученических работ выручалась далеко не ничтожная сумма, особенно в старших классах, где ученики делали паровые машины; и оттого плата за их учение и содержание была много дешевле, чем в других заведениях. БУДЬ ПОДОБНАЯ ШКОЛА СОЕДИHЕНА С _Ф_Е_Р_М_О_Й_ .. (ZT. был бы вообще макс-идеал).

ZT. Макаренко настаивал именно на таком сочетании +, конечно, интернат, - ТОЛЬКО В ТАКОМ ТРИ-ЕДИHОМ (помимо обязательнейших классно-учебного и разветвленно-клубного_!!) СОЧЕТАНИИ ШКОЛА СТАНЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬHО _Ш_К_О_Л_О_Й_- _Х_О_З_Я_Й_С_Т_В_О_М_.

Джон Локк 1632-1704. Мысли о воспитании. $ 205. Великие люди древности очень хорошо умели сочетать ручной труд с государственными делами и не считали умалением своего достоинства заниматься подобным трудом в виде отдыха от своих дел. Фактически наиболее распространенным среди них занятием и развлечением в часы досуга, видимо, было земледелие. Гедеон у евреев был взят от молотилки, а Цинциннат у римлян от плуга -- командовать войсками их стран против врагов; очевидно, их умение искусно управлять цепом и плугом и хорошо работать этими инструментами не мешало им искусно владеть оружием и не делало их менее способными в делах войны и государственного управления. Они были великие полководцы и государственные люди и в то же время сельские хозяева.

Локк Джон 1632-1704 Мысли о воспитании. Катон Старший, который с великой славой исполнял все крупные должности республики, оставил нам письменное доказательство своего большого знания с/х; и, как мне помнится, Кир настолько далек был от того, чтобы видеть в занятиях садоводством умаления достоинств и величины трона, что показывал Ксенофонту большое поле фруктовых деревьев, которые все были засажены его руками...

ZT. Общественно-полезная работа - это труд эпизодический: ну вроде как поступок героя, а не как повседневное. Паскаль (найти где): Добродетель человека измеряется не его необыкновенными усилиями, а его ежедневным поведением. Плюс к тому: абстрактный карло-марксов труд не так изумителен, как _труд обихаживания_ (_до плодоносности и красоты_) сектантски своего (самих ребят = ребячьего учреждения) собственного сада.

Из школо-хозяйственного фольклора 1920 гг. / Когда проснется день, и в зелени тенистой / Веселых птичек рой щебечет и поет / И дышит сад прохладою душистой, / Мы навестить идем наш милый огород. / Вот я колья тешу, огород горожу, / Я капусту сажу, сею красну морковь. / Ты, капуста, родись и бела, и крепка. / Ты, морковка, расти и сочна, и сладка. / Эй, не время ли, ребятки, к огороду приступить, / Привести в порядок грядки, расчесать, обсеменить. / Забирай лопату, Миша. Ваня, грабли захвати. / Ты, Ольгуша, будь готова нам поливку запасти. / Коля, в изгороди лазы позаделай от цыплят, - / Этой армии проказы будут вредными для гряд. / Огород наш полон звуков. Подпевают нам скворцы. / Те - спешат с посадкой лука. Мы - сажаем огурцы. / В пышной зелени садов весело порхая / Собирает сок цветов пчелка золотая. / Собирает и несет в улей, торопливо. / Там готовят пчелы сот. Этот улей - диво. / И темно, и шумно там, в улье нет простора, / Но зато его жильцам не знакома ссора!

Локк Джон 1632-1704 Мысли о воспитании. $36. Тот, кто не привык в младые годы подчинять свои желания рассудку других (не имея еще зрелого своего), тот не получил тренинга и на подчинение своих желаний рассудку вообще, и с годами, имея уж свой собственный созревший рассудок, оказывается не натренированным в волевом смысле и не может подчинить свои желания даже своему уж собственному созревшему рассудку (такие места у Джон Локка отсканировать). $ 206. Не думайте также, что я ошибаюсь, когда называю .. и ручные ремесла развлечением или отдыхом; отдых заключается не в безделье, а только в облегчении утомленного органа переменой занятий; и тот, кто думает, что развлечение не может состоять в трудной и утомительной работе, забывает о раннем вставании, трудной верховой езде, о жаре, холоде и голоде, которые выпадают на долю охотников; между тем охота, как известно, составляет обычное РАЗВЛЕЧЕHИЕ среди людей высшего круга. Так же точно копание земли, посадка деревьев, прививка или другие подобные занятия могли бы не в меньшей мере служить развлечением, чем любой праздный модный спорт, если бы только люди научились находить в том удовольствие; а это быстро приносят с собой привычка и знание какого-либо ремесла. И я не сомневаюсь, что найдутся люди, которые, получая часто приглашение на карты или какие-либо другие игры и не имея возможности отклонять их, больше устают и докучивают от этих развлечений, чем от каких-либо более серьезных занятий... $ 209. ...При большом разнообразии затейливых ремесленных работ (изготовление духов, лакирование, гравирование, некоторые виды работ по железу, меди и серебру, вырезывание по дереву, шлифование и оправление драгоценных камней, шлифование и полирование оптических стекол...) невозможно, чтобы не оказалось ни одной, которая пришлась человечку по душе и по вкусу, если только он не ленивый и не испорченный человек, а этого нельзя предполагать при правильном воспитании...

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

20.02.2006. У меня, ZT, еще с 1990-х гг. отложены две книги Александра Ивановича Новикова. Я решил, что это - не о пути школ-хозяйств, и поэтому не стал их изучать. Но со временем я обязательно изучу труды А.И. Новикова и выскажусь о них именно в этом вот файле. А пока что публикую в нем одну как бы листовочку 1992 г. .. то есть, информация в ней относится к весьма и весьма давнему времени…

--

Помимо Ивана Семеновича Синицына ( 249020 Обнинск Калужской обл. пр. К. Маркса 116, кв.80. ) (Синицын, однако, изредка впадал в с-соловейчиковщину УГ 10.08.1989) страстным пропагандистом трудового воспитания был и Александр Иванович Новиков из Перми. -