| |
Доман. Аргументы против
методики Домана
Интервью
2 с Павлом Тюленевым.
президентом Академии образования,
социального и экономического развития
Глен Доман, основатель The Institutes
for the Achievement of Human Potential (IAHP, Институт развития человеческого
потенциала), разработал методику, основанную на следующих принципах, о которых
мы бы хотели получить Ваши замечания, Павел Викторович, прямо по ходу изложения:
- самые лучшие преподаватели для малыша -
его родители;
Павел Тюленев: - С этом можно было
бы согласиться, но с поправкой, что родители должны знать не
устаревшие, а современные, научно-обоснованные методики. Доман
утверждает, что до 6 лет ребенка невозможно научить читать, поэтому,
следуя этой "догме" Домана родители будет худшим преподавателем для
своего малыша.
- обучение - это игра, которую следует
прекращать раньше, чем ребенок устанет;
Павел Тюленев:
- Это действительно почти так, но я бы сказал, что нужно не
прекращать раньше, а переключаться на другую игру, потому что
ребенок может всерьез увлечься какой-либо неблагоприятной
деятельностью. Например, начнет тарабанить по клавиатуре пишущей
машинки или компьютера. Чтобы этого не произошло, нужно отвлечь его
внимание и, незаметно подсунуть ему барабан с палочками, и
предложить поиграть в животных. Как слон ходит? Как птичка прыгает?
Как папа бегает? И т.п. В системе мы рекомендуем около 10
интегрированных игр, и пока вы все в них поиграете, ребенок уже
отдохнет от той, от которой он начал уставать. Согласитесь, трудно
себе представить, что ребенок "устанет" и будет лежать, отдыхая,
если только не подошло время сна. Он немедленно будет искать себе
какое-то другое занятие.
- не надо проверять своего ребенка;
Павел Тюленев: - С этим можно было бы согласиться,
потому что назойливость родителей приводит к отторжению ребенком
занятий. Однако, любую игру можно рассматривать как проверку,
тестирование тех или иных знаний или навыков ребенка. Мы предлагаем
поиграть, а не проверять. Поэтому предлагая играть на пишущей
машинке в возрасте 1 года, мы имеем в виду, что эта игра позволит на
проверить, научился ли ребенок читать и печатать слова, предложения
и так далее.
- любознательность поддерживается быстротой
и новизной.
Павел Тюленев:
- С этим тоже можно согласиться, но мы против бесконечной
демонстрации карточек новых неизвестных слов ребенку, в надежде, что
он это все запомнит. Это не так. Ребенок, действительно, будет
пытаться запомнить демонстрируемые преподавателем - доманцем новые
слова, но это будет почти пустая трата времени и нейронов ребенка. В
системе МИР все это делается гораздо более эффективно и проще, путем
использования совсем иных пособий, нежели "биты" - с помощью "миркарточек
Тюленева".
Вот что пишут об истории возникновения методики
Домана: "Началось все в конце сороковых годов,
когда несколько ученых решают заняться совершенствованием методов лечения детей,
страдающих нарушениями мозговой деятельности. Ученые приходят к выводу, что
активное стимулирование одного из органов чувств позволяет восстановить
нарушенные функции. В частности, для ребенка, который не может ходить и даже
ползать, весьма эффективным оказывается стимулирование зрения. Можно часто
зажигать и гасить свет, показывать разноцветные предметы или предметы различной
формы, а затем для возбуждения более сложной мозговой деятельности
демонстрировать картинки с написанными на них словами. Так в начале 60-х годов
они смогли доказать, что их методика действует! Позже методика стали применяться
и к здоровым детям, что привело к поразительным результатам. Суть методики
состоит в том, что на большие карточки пишут большими красными буквами слова
(для обучения чтению), красные точки, количество которых соответствует
какой-либо цифре (для обучения счету) или приклеивают картинку с каким-нибудь
"битом знания", (для получения энциклопедических знаний)." Что Вы, Павел
Викторович, скажете об обоснованности программ Института человеческого
потенциала Г. Домана?
Павел Тюленев:
- В системе МИР мы исходим из того, что, согласно
расчетам, если рассматривать деятельность человека с позиций теории
управления, то процесс чтения, когда работают лишь мышцы глазного яблока
и мозг, должен быть гораздо проще процесса хождения, когда кроме глаз и
мозга, нужно управлять почти всеми мышцами тела. Это настолько очевидно,
что вряд ли кто будет оспаривать это положение. Кроме того, вместо битов
знаний, мы используем известное и более емкое понятие "образ", для
которого существуют математический аппарат ("теория распознавания
образов" и другие). В основу методики "Читать - раньше, чем ходить: по
буквам" положена современная теоретическая и научная база, тогда как в
основу программ Домана, судя по приведенному выше описанию истории их
возникновения положены интуитивные представления и некоторые
практические опыты.
Но главные недостатки, а вернее, грубейшие и
совершенно недопустимые ошибки Глена Домана заключаются в
неиспользования современных, новейших научных знаний о физиологии
мозга и работе мозга, как сложной информационной системы. Внимательно
прочтите и посудите сами.
Главная аксиома (догмат) педагогических
представлений Г. Домана: отрицание возможности научить ребенка читать по
буквам до 6 - 7 лет. Вот взгляды Домана на обучение чтению в собственном
смысле этого слова:
"Ничто не может быть более
абстрактным для двухлетнего ребенка, чем буква "А". Лишь благодаря своей
одаренности дети когда-нибудь смогут выучить эту букву." (Г. Доман и Джанет
Доман. Дошкольное обучение ребенка /
Пер. с англ.,
- М., Аквариум, 1995. - на стр. 92 )
Вот что собственноручно пишет Глен
Доман в книге "Гармоничное развитие ребенка, М. 1996 году, на странице 345, и в
других книгах:
"Несколько
слов по поводу алфавита. Почему мы не начинаем процесс обучения именно с него?
Ответ на этот вопрос очень важен. Основной догмат любого обучения состоит в том,
что начинать надо с известного и конкретного, потом переходить к новому и
неизвестному и лишь затем к абстрактному."
Эти представления Глена
Домана считаются весьма устаревшими. Например, в публикациях
"Читать - раньше, чем
ходить", "Начальное образование - до 4-5 лет", "Как ускорить
интеллектуальное развитие детей", " (1992, 1995, 1996 г.)
я показал, что согласно новым научным
данным, ребенок вполне осваивает буквы уже в три месяца, а в возрасте от
6 месяцев до 1 года вполне может справиться с чтением новых слов
по-настоящему, по буквам и слогам.
|